Ашенбреннер, Кристиан Генрих
1654 - 1732
Назад
Aschenbrenner, Christian Heinrich
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Кристиан Генрих Ашенбреннер был немецким композитором и скрипачом эпохи барокко. Игре на скрипке его обучал отец, городской музыкант Штеттина, а в 1668 году он брал уроки композиции у Иоганна Тайле. В 1676 и 1677 годах он занимался у Иоганна Генриха Шмельцера в Вене, и в последнем году стал скрипачом придворной капеллы в Цайце, где оставался до роспуска капеллы в 1682 году. В следующем году он стал концертмейстером придворной капеллы в Мерзебурге. Там он наслаждался дружескими отношениями с придворным капельмейстером Давидом Поле, которого он знал еще по Цайцу, где тот занимал аналогичную должность с 1680 по 1682 год. В 1695 году Ашенбреннер вернулся в Цайц, где был директором музыки до 1713 года, когда он вернулся в Мерзебург в качестве придворного капельмейстера. Он, однако, сохранил почетное звание из Цайца как "капельмейстер со стороны", хотя это не могло продолжаться после 1718 года, когда смерть правящего герцога в Цайце положила конец музыкальной жизни при тамошнем дворе. Он ушел в отставку из Мерзебурга в 1719 году и с тех пор до своей смерти жил в Йене на небольшую пенсию, предоставленную герцогом Морицем Вильгельмом Мерзебургским. Дважды он ездил в Вену в качестве исполнителя – в 1692 году, когда он посвятил шесть скрипичных сонат императору Леопольду Первому, и в 1703 году. Его сочинения, из которых сохранились только три пьесы, были известны по всей Саксонии и Тюрингии, о чем свидетельствует их включение в инвентари и каталоги того времени, такие как словари Вальтера и Гербера.
Кристиан Генрих Ашенбреннер был видным представителем немецкой инструментальной и духовной музыки позднего барокко. Его творческая карьера, связанная с придворными капеллами в Цайце и Мерзебурге, а также контакты с такими мастерами, как Шмельцер, позволяют предположить, что он был композитором, хорошо знакомым как с итальянскими, так и с французскими стилистическими влияниями. К сожалению, подавляющая часть его наследия утрачена, включая сборники инструментальной музыки, мессы, мотеты и светские песни. Сохранившиеся единичные духовные концерты и одна инструментальная пьеса дают лишь фрагментарное представление о его стиле. Его должность концертмейстера и капельмейстера указывает на то, что он был не только композитором, но и опытным оркестровым музыкантом и руководителем. Две поездки в Вену и посвящение сонат императору свидетельствуют о его высоком исполнительском и композиторском статусе.
Духовная музыка (большинство утеряно)
Инструментальная музыка (большинство утеряно)
Светская вокальная музыка