Ашенбреннер, Кристиан Генрих
1654 - 1732

Назад

Aschenbrenner, Christian Heinrich

  • Дата рождения: 29 декабря 1654 года
  • Место рождения: Штеттин (ныне Щецин, Польша)
  • Дата смерти: 13 декабря 1732 года
  • Место смерти: Йена, Германия

Биография

Кристиан Генрих Ашенбреннер был немецким композитором и скрипачом эпохи барокко. Игре на скрипке его обучал отец, городской музыкант Штеттина, а в 1668 году он брал уроки композиции у Иоганна Тайле. В 1676 и 1677 годах он занимался у Иоганна Генриха Шмельцера в Вене, и в последнем году стал скрипачом придворной капеллы в Цайце, где оставался до роспуска капеллы в 1682 году. В следующем году он стал концертмейстером придворной капеллы в Мерзебурге. Там он наслаждался дружескими отношениями с придворным капельмейстером Давидом Поле, которого он знал еще по Цайцу, где тот занимал аналогичную должность с 1680 по 1682 год. В 1695 году Ашенбреннер вернулся в Цайц, где был директором музыки до 1713 года, когда он вернулся в Мерзебург в качестве придворного капельмейстера. Он, однако, сохранил почетное звание из Цайца как "капельмейстер со стороны", хотя это не могло продолжаться после 1718 года, когда смерть правящего герцога в Цайце положила конец музыкальной жизни при тамошнем дворе. Он ушел в отставку из Мерзебурга в 1719 году и с тех пор до своей смерти жил в Йене на небольшую пенсию, предоставленную герцогом Морицем Вильгельмом Мерзебургским. Дважды он ездил в Вену в качестве исполнителя – в 1692 году, когда он посвятил шесть скрипичных сонат императору Леопольду Первому, и в 1703 году. Его сочинения, из которых сохранились только три пьесы, были известны по всей Саксонии и Тюрингии, о чем свидетельствует их включение в инвентари и каталоги того времени, такие как словари Вальтера и Гербера.

Творчество

Кристиан Генрих Ашенбреннер был видным представителем немецкой инструментальной и духовной музыки позднего барокко. Его творческая карьера, связанная с придворными капеллами в Цайце и Мерзебурге, а также контакты с такими мастерами, как Шмельцер, позволяют предположить, что он был композитором, хорошо знакомым как с итальянскими, так и с французскими стилистическими влияниями. К сожалению, подавляющая часть его наследия утрачена, включая сборники инструментальной музыки, мессы, мотеты и светские песни. Сохранившиеся единичные духовные концерты и одна инструментальная пьеса дают лишь фрагментарное представление о его стиле. Его должность концертмейстера и капельмейстера указывает на то, что он был не только композитором, но и опытным оркестровым музыкантом и руководителем. Две поездки в Вену и посвящение сонат императору свидетельствуют о его высоком исполнительском и композиторском статусе.

Произведения

Духовная музыка (большинство утеряно)

  • "Душа Христова, освяти меня" ("Die Seele Christi heilige mich"), для 4 голосов, 4 инструментов
  • "О, сладкий Иисус, кто помнит о Тебе" ("O Jesu süss, wer dein gedenkt"), для 3 голосов, 3 инструментов, генерал-баса
  • Две мессы для 10 голосов (утеряны)
  • Четырнадцать мотетов для 1-16 голосов, 1-8 инструментов (утеряны)

Инструментальная музыка (большинство утеряно)

  • "Сельский праздник" ("Ländlicher Festtag") (сохранилась)
  • "Гостевое и свадебное веселье, состоящее из сонат, прелюдий, аллеманд, курант, баллетов, арий, сарабанд" ("Gast- und Hochzeit-Freude, bestehend in Sonaten, Präludien, Allemanden, Curanten, Balletten, Arien, Sarabanden"), для 3-6 голосов/инструментов, генерал-баса (1673, утерян)
  • "Сонаты, прелюдии... и т.д." ("Sonaten, Praeludien … etc."), для 3-6 голосов/инструментов, генерал-баса (1675, утерян)
  • Шесть сонат для венского двора (1692, утеряны)
  • Восемнадцать сонат для инструментов (утеряны)
  • Одна соната для басовой виолы (утеряна)

Светская вокальная музыка

  • Пять светских песен для 1-3 голосов, 1-2 инструментов (утеряны)