Артузи, Джованни Мария
1540 - 1613

Назад

Artusi, Giovanni Maria

  • Дата рождения: около 1540 года
  • Место рождения: Болонья, Италия (предположительно)
  • Дата смерти: 18 августа 1613 года
  • Место смерти: Болонья, Италия

Биография

Джованни Мария Артузи был итальянским теоретиком музыки, полемистом и композитором. Он являлся одним из ведущих итальянских теоретиков в годы около 1600 года, особо примечательный своей критикой, с традиционной точки зрения, определенных современных тенденций в музыке его дней. За исключением вовлеченности в несколько музыкальных полемик, Артузи вел тихую, ученую жизнь регулярного каноника в конгрегации Сан-Сальваторе в Болонье, где находилась важная и богатая библиотека греческих и латинских рукописей и книг. Он вступил в орден 14 февраля 1562 года и принес обеты 21 февраля 1563 года. Некоторое время он учился в Венеции у Дзарлино, которому всегда оставался предан, почитая его при жизни сокращенным изложением его "Основ гармонии" и после его смерти ученым панегириком в виде объяснения эмблемы или девиза своего учителя, "Девиз многоуважаемого Джозеффо Дзарлино" (1604). Именно как защитник теорий Дзарлино он вступил в два знаменитых спора.

Творчество

Хотя Джованни Мария Артузи известен прежде всего как теоретик и ярый критик новых музыкальных тенденций, он также был композитором. Его сохранившиеся музыкальные сочинения немногочисленны и включают книгу четырехголосных канцонетт, изданную в Венеции в 1598 году, и восьмиголосный мотет "Пойте Господу", опубликованный в антологии 1599 года. Его композиторский стиль, вероятно, отражал консервативные принципы, которые он отстаивал в своих теоретических трудах, придерживаясь строгих правил контрапункта, характерных для школы Дзарлино, и избегая смелых диссонансов и модальных смешений, которые он критиковал у современных ему композиторов, таких как Клаудио Монтеверди. Его музыкальная деятельность была тесно связана с его положением каноника в Болонье и, вероятно, служила литургическим целям его общины.

Произведения

Вокальные сочинения

  • "Канцонетты" ("Canzonette"), для 4 голосов, книга I (Венеция, 1598)
  • "Воспевайте Господу" ("Cantate Domino"), для 8 голосов, в антологии 1599 года

Теоретические труды

  • "Искусство контрапункта, сведенное в таблицы" ("L'arte del contraponto ridotta in tavole") (Венеция, 1586)
  • "Апологическое письмо" ("Lettera apologetica") (1588, утеряно, кроме отрывков у Боттригари)
  • "Вторая часть искусства контрапункта, в которой говорится о пользе и использовании диссонансов" ("Seconda parte dell'arte del contraponto, nella quale si tratta dell'utile et uso delle dissonanze") (Венеция, 1589)
  • "Апологический трактат в защиту произведений... Дзарлино из Кьоджи" ("Trattato apologetico in difesa dell'opere del … Zarlino da Chioggia") (1590, утеряно, кроме отрывков у Боттригари)
  • "Искусство контрапункта" ("L'arte del contraponto") (Венеция, 1598)
  • "Артузи, или Рассуждения о несовершенствах современной музыки" ("L'Artusi, overo Delle imperfettioni della moderna musica ragionamenti dui") (Венеция, 1600)
  • Предисловие и посвящение к переизданию "Желания" ("Il Desiderio") Боттригари (Милан, 1601)
  • "Вторая часть Артузи, или О несовершенствах современной музыки" ("Seconda parte dell'Artusi, overo Delle imperfettioni della moderna musica") (Венеция, 1603) с приложением "Музыкальные соображения" ("Considerationi musicali")
  • "Девиз многоуважаемого Джозеффо Дзарлино из Кьоджи… объясненный" ("Impresa del molto Rev. M. Gioseffo Zarlino da Chioggia … dichiarata") (Болонья, 1604)
  • "Второе музыкальное рассуждение Антонио Браччино да Тоди для разъяснения письма, помещенного в "Музыкальные шутки" синьора Клаудио Монтеверди" ("Discorso secondo musicale di Antonio Braccino da Todi per la dichiaratione della lettera posta ne' Scherzi musicali del sig. Claudio Monteverdi") (Венеция, 1608)

Ноты сочинений Джованни Мария Артузи на сайте библиотеки IMSLP