Артузи, Джованни Мария
1540 - 1613
Назад
Джованни Мария Артузи (Giovanni Maria Artusi) - Итальянский теоретик, полемист и композитор
Родился в 1540 году - умер 18 августа 1613 года, Болонья.
Он был одним из ведущих итальянских теоретиков примерно в 1600 году, особенно известен своей критикой с традиционной точки зрения некоторых современных тенденций в музыке своего времени. За исключением нескольких музыкальных споров, Артузи вел тихую, прилежную жизнь каноника конгрегации Святого Сальваторе в Болонье, где располагалась важная и роскошная библиотека греческих и латинских рукописей и книг. Он вступил в орден 14 февраля 1562 года и исповедовал его 21 февраля 1563 года. Некоторое время он учился в Венеции у Зарлино, которому всегда был предан, посвятив ему при жизни сборник "Гармонические установления", а после его смерти - ученую речь, в которой он объяснил эмблему или девиз своего учителя, Impresa del molto rev. Джозеффо Зарлино (1604). Именно в качестве защитника теорий Зарлино он вступил в два знаменитых спора. Через несколько лет после того, как Винченцо Галилей опубликовал "Диалог древней музыки и Moderna" (1581), большая часть которого направлена против учения Зарлино, Артузи выступил в защиту последнего в нескольких брошюрах, известных только по цитатам из "Истории Леонардо Галлуцио" Эрколе Боттригари. В "Апологетическом письме" (1588) он призывал композиторов подражать произведениям Виллерта, Роре, Меруло и Костанцо Порта, а не "безделушкам некоторых современных композиторов". После "Sopplimenti" Зарлино (1588) и "Discorso" Галилея (1589), написанных в ответ на это, Артузи опубликовал "Trattato apologetico" (1590). Окончательный ответ Галилея Артузи и Зарлино сохранился в рукописи (I-Fn Гал.5). Спор, возникший между Артузи и Боттригари, не имеет ничего общего с конфликтом между Зарлино и Галилеем. В "Иль Дезидерио" (1594) Боттригари обратил внимание на некоторые недостатки, которые возникали в исполнении, когда инструменты, настроенные на разные стандарты, смешивались в ансамблях (концертах). Диалог появился под именем одного из собеседников, Алеманно Бенелли; это анаграмма имени Аннибале Мелоне, выдающегося болонского музыканта и педагога, которого Боттригари решил почтить своим именем. Мелоун очень восхищался Боттригари и каждый день часами изучал с ним теорию и копировал его работы. Когда Мелоне умер в апреле 1598 года, его вдова Лучча передала Артузи по его просьбе все рукописи Мелоне, по крайней мере, так говорится в письменном показании, подписанном ею два года спустя, когда Боттригари показалось, что он узнал в книге Артузи "Артузи", опубликованной в декабре 1600 года, материал из его собственного незаконченного диалога "Тримерон". Артузи позволил обыскать свою квартиру, но ничего не было найдено; затем Боттригари собрал свидетелей, подтверждающих авторство его собственных неопубликованных работ (с 10 декабря 1600 года по 15 июля 1601 года). На самом деле, хотя Артузи работал в той же области, что и Боттригари, и, вероятно, вдохновлялся Тримероном, доказательств плагиата нет. Скорее всего, ревность Боттригари, возможно, была вызвана высокой ученостью и теоретической проницательностью Артузи, а также пониманием и беспристрастностью, с которыми он относился к истории греческой теории, основываясь на внимательном чтении Аристоксена, Птолемея и других древних авторов. Тем временем в 1599 году Боттригари выпустил новое издание "Иль Дезидерио" под своим собственным именем. Это побудило Артузи переиздать ее в Милане в 1601 году под именем Мелоне с посвящением сенату Болоньи и письмом к читателю, в котором Артузи утверждал, что Боттригари украл работу Мелоне. Боттригари с понятным негодованием отреагировал на это в "Письме Федерико Вердичелли" (1602). Раздраженный также тем, что Артузи раскритиковал его Дезидерио, не назвав автора, Боттригари ответил в диалоге "Ант-Артузи", который не сохранился. На это Артузи ответил в "Размышлениях о музыке", напечатанных во второй части книги Артузи (1603) и насмешливо посвященных Боттригари. Она по большей части посвящена опровержению книги "Иль Патрисио" (1593), в которой Боттригари по-дружески спорил со своим старым наставником, философом Франческо Патрици, по некоторым вопросам, касающимся древнегреческих систем настройки. Боттригари ответил "Алетелогией Леонардо да Винчи" (1604), которая, по-видимому, завершила обмен мнениями.
Ноты сочинений Джованни Мария Артузи на сайте библиотеки IMSLP