Арнольд, Георг
1621 - 1676
Назад
Arnold, Georg
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Георг Арнольд был австрийским композитором и органистом, работавшим в Германии. Уже в 1640 году он был органистом церкви Святого Марка в Вольфсберге, ранее принадлежавшей франконскому епископству Бамберг. После окончания Тридцатилетней войны, 14 сентября 1649 года, он был назначен придворным органистом в Бамберге благодаря влиянию князя-епископа Мелхиора Отто Фойта фон Зальцбурга, который также начал барочную переделку интерьера Бамбергского собора и поручил Арнольду создать новый репертуар месс, вечерен и мотетов. Включение мессы Тобиаса Рихтера в опус 2 Арнольда и хвалебного псалма Джованни Джакомо Порро в его "Псалмы вечерни" указывает на то, что он имел связи с Майнцем и Мюнхеном, в то время как наличие двадцати двух его мотетов в Собрании Дюбена и канона в "Книге друзей" Иоганна Готфрида Фабрициуса свидетельствует о его репутации за пределами Бамберга. Как эксперт по органам он был связан со Спиридионом и Маттиасом Третчшером и помогал с восстановлением органов в Бамберге, разрушенных во время войны. Он стал придворным капельмейстером в Бамберге в 1667 году. Картина 1675 года его сына Георга Адама, который был назначен придворным органистом в 1685 году, показывает интерьер восстановленного собора с великолепным барочным органом на левой стене; Арнольд изображен стоящим рядом с ним в придворном костюме и парике.
В Бамберге существовала давняя традиция полифонической музыки, к которой Арнольд добавил венецианский полихоральный стиль, возможно, вдохновленный в некоторой степени планировкой собора с апсидами на обоих концах нефа. Использование термина "священных песнопений" в названиях его тома 1651 года и опуса 4 действительно напоминает Джованни Габриели и Генриха Шютца; их содержание, предназначенное для музыки под открытым небом, хорошо подходило для имевшихся в его распоряжении сил. В своих мессах Арнольд принял крупномасштабный концертный стиль Южной Германии: в произведениях для одного хора 1665 года концертный принцип выражен в чередовании и различных группировках облигатных инструментов, в то время как пародийные мессы 1672 года больше полагаются на динамические контрасты. В мессах для двойного хора 1656 года Арнольд ввел пространственные эффекты полихорального письма в этот стиль; его развитие также отмечено интеграцией элементов контрапунктических обработок. Ярко выраженный антифональный стиль псалмов 1662–3 годов обязан чем-то Клаудио Монтеверди и Лодовико Виадана, в отличие от более непрерывной полифонии опуса 3, большинство из сорока семи пьес которого являются канцонами. Но именно в более камерных концертных мотетах Арнольд наиболее вдохновен, особенно в обработках нелитургических мистических текстов.
Духовные вокальные сочинения
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Георга Арнольда на сайте библиотеки IMSLP