Арнольд, Георг
1621 - 1676
Назад
Георг Арнольд (Georg Arnold) - Австрийский композитор и органист
Крещён 23 апреля 1621 года, Фельдсберг, Нижняя Австрия (ныне Валтице, Чехия) - умер 16 января 1676 года, Бамберг.
Активно работал в Германии. Уже в 1640 году он был органистом церкви Святого Марка в Вольфсберге, ранее находившейся во владении франконского епископства Бамберг. После окончания Тридцатилетней войны, 14 сентября 1649 года, он был назначен придворным органистом в Бамберге благодаря влиянию принца-епископа Мельхиора Отто Войта Зальцбургского, который также начал перестройку интерьера Бамбергского собора в стиле барокко и обратился к Арнольду с просьбой подготовить новый репертуар месс, вечерних и церковных служб. песнопения. Включение мессы Тобиаса Рихтера в сочинение Арнольда "соч.2" и хвалебного гимна Дж.Г. Порро в его "Вечерних псалмах" указывает на то, что он поддерживал контакты с Майнцем и Мюнхеном, в то время как наличие 22 его мотетов в коллекции Дюбена и канона у Дж. Дж. "Liber amicorum" Фабрициуса свидетельствует о его репутации за пределами Бамберга. Как специалист по органам, он был связан со Спиридионом и Маттиасом Третшерами и помогал в восстановлении органов в Бамберге, которые были разрушены во время войны. В 1667 году он стал гофкапельмейстером в Бамберге. На картине 1675 года, написанной его сыном Георгом Адамом, который в 1685 году был назначен придворным органистом, изображен интерьер отреставрированного собора с великолепным органом в стиле барокко на левой стене; Арнольд стоит рядом с ним в придворном платье и парике. В Бамберге существовала давняя традиция полифонической музыки, к которой Арнольд добавил венецианский полихоральный стиль, возможно, в какой-то степени вдохновленный планировкой собора с апсидами по обоим концам нефа. Использование термина "sacrarum cantionum" в названиях его тома 1651 года и соч.4 действительно напоминает о Джованни Габриэли и Шютце; их содержание, задуманное как музыка под открытым небом, хорошо подходит для тех сил, которыми он располагает. В своих мессах Арнольд придерживался широкомасштабного южногерманского концертантского стиля: в монохоровом творчестве 1665 года принцип концертантства выражен в чередовании и различных сочетаниях инструментов, в то время как пародийные мессы 1672 года больше основаны на динамических контрастах. В двойных хоровых мессах 1656 года Арнольд привнес пространственные эффекты полихорального письма в этот стиль; его развитие также отмечено интеграцией элементов контрапунктического оформления. Ярко выраженный антифонный стиль псалмов 1662-1663 годов в чем-то обязан Монтеверди и Виадане, в отличие от более цельной полифонии соч.3, большинство из 47 произведений которой - канцоны. Но больше всего Арнольд вдохновляется именно более интимными согласованными песнопениями, особенно в контексте нелитургических мистических текстов.
Ноты сочинений Георга Арнольда на сайте библиотеки IMSLP