Арнольд, Георг
1621 - 1676

Назад

Arnold, Georg

  • Дата рождения: крещен 23 апреля 1621 года
  • Место рождения: Фельдсберг, Нижняя Австрия (ныне Вальтице, Чехия)
  • Дата смерти: 16 января 1676 года
  • Место смерти: Бамберг, Германия

Биография

Георг Арнольд был австрийским композитором и органистом, работавшим в Германии. Уже в 1640 году он был органистом церкви Святого Марка в Вольфсберге, ранее принадлежавшей франконскому епископству Бамберг. После окончания Тридцатилетней войны, 14 сентября 1649 года, он был назначен придворным органистом в Бамберге благодаря влиянию князя-епископа Мелхиора Отто Фойта фон Зальцбурга, который также начал барочную переделку интерьера Бамбергского собора и поручил Арнольду создать новый репертуар месс, вечерен и мотетов. Включение мессы Тобиаса Рихтера в опус 2 Арнольда и хвалебного псалма Джованни Джакомо Порро в его "Псалмы вечерни" указывает на то, что он имел связи с Майнцем и Мюнхеном, в то время как наличие двадцати двух его мотетов в Собрании Дюбена и канона в "Книге друзей" Иоганна Готфрида Фабрициуса свидетельствует о его репутации за пределами Бамберга. Как эксперт по органам он был связан со Спиридионом и Маттиасом Третчшером и помогал с восстановлением органов в Бамберге, разрушенных во время войны. Он стал придворным капельмейстером в Бамберге в 1667 году. Картина 1675 года его сына Георга Адама, который был назначен придворным органистом в 1685 году, показывает интерьер восстановленного собора с великолепным барочным органом на левой стене; Арнольд изображен стоящим рядом с ним в придворном костюме и парике.

Творчество

В Бамберге существовала давняя традиция полифонической музыки, к которой Арнольд добавил венецианский полихоральный стиль, возможно, вдохновленный в некоторой степени планировкой собора с апсидами на обоих концах нефа. Использование термина "священных песнопений" в названиях его тома 1651 года и опуса 4 действительно напоминает Джованни Габриели и Генриха Шютца; их содержание, предназначенное для музыки под открытым небом, хорошо подходило для имевшихся в его распоряжении сил. В своих мессах Арнольд принял крупномасштабный концертный стиль Южной Германии: в произведениях для одного хора 1665 года концертный принцип выражен в чередовании и различных группировках облигатных инструментов, в то время как пародийные мессы 1672 года больше полагаются на динамические контрасты. В мессах для двойного хора 1656 года Арнольд ввел пространственные эффекты полихорального письма в этот стиль; его развитие также отмечено интеграцией элементов контрапунктических обработок. Ярко выраженный антифональный стиль псалмов 1662–3 годов обязан чем-то Клаудио Монтеверди и Лодовико Виадана, в отличие от более непрерывной полифонии опуса 3, большинство из сорока семи пьес которого являются канцонами. Но именно в более камерных концертных мотетах Арнольд наиболее вдохновен, особенно в обработках нелитургических мистических текстов.

Произведения

Духовные вокальные сочинения

  • "Первая книга двадцати одной священной песни" ("Liber primus [21] sacrarum cantionum"), для 1-4 голосов, 2-3 скрипки/альты, генерал-бас (Нюрнберг, 1651)
  • "Книга первая четырех месс, двенадцати псалмов и двух песен Песнь Богородицы" ("Liber I, [4] missarum, [12] psalmorum et [2] magnificat"), для 5 голосов, 2 скрипки/трубы, альт; для 4 голосов, 3 тромбона/виолы по желанию, генерал-бас (орган), опус 2 (Инсбрук, 1656)
  • "Вторая книга двадцати восьми священных песней" ("Liber secundus [28] sacrarum cantionum"), для 1-5 голосов, 2-4 скрипки/альты, генерал-бас, опус 4 (Инсбрук, 1661)
  • "Псалмы Пресвятой Богородицы со Славься, Царица, Радуйся, Царица, Милосердная Мать Искупителя и Царица небесная" ("Psalmi de BMV cum Salve regina, Ave regina, Alma Redemptoris mater, et Regina coeli"), для 3 голосов, 2 скрипки, альт по желанию, генерал-бас (Инсбрук, 1662)
  • "Шестнадцать вечерних псалмов" ("[16] Psalmi vespertini"), для 2 голосов, 2 скрипки, 5 голосов/инструменты по желанию, генерал-бас (орган) (1663)
  • "Три заупокойные мессы и еще одна хвалебная месса" ("3 missae pro defunctis et alia missa laudativa"), для 4-5 голосов, 2 скрипки, 1-4 альта по желанию, генерал-бас (орган), опус 6 (Бамберг, 1665)
  • "Тринадцать избраннейших мотетов на имя Иисуса и его Пресвятой Девы Марии" ("Motettae tredecim selectissime de nomine Jesu, ejusque Ss Virgine Matre Maria"), для 1 голоса, 2 скрипки/альты, 4 скрипки/альты по желанию, генерал-бас (Кемптен, 1672)
  • "Первая часть четырех месс" ("Prima pars, 4 missae"), для 4 голосов, 2 скрипки, 3 альта по желанию, генерал-бас (орган) (Бамберг, 1672)
  • Двадцать два концертных мотета, для 1-5 голосов, 2-5 скрипки/альты, 1663–1665

Инструментальная музыка

  • "Сорок пять канцон, арий и сонат" ("[45] Canzoni, ariae et sonatae"), для 1-4 скрипки/альты, альт/фагот по желанию, генерал-бас (орган), опус 3 (Инсбрук, 1659)
  • Канон для 2 голосов

Ноты сочинений Георга Арнольда на сайте библиотеки IMSLP