Арн, Томас Огастин
1710 - 1778
Назад
Arne, Thomas Augustine
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Томас Огастин Арн был английским композитором, скрипачом и клавишником, наиболее значительной фигурой в английской театральной музыке восемнадцатого века. Он унаследовал свое первое имя от деда и отца, которые были лондонскими обойщиками, распорядителями похорон и занимали должности в Лондонской компании обойщиков. В детстве он принял среднее имя Огастин, по-видимому, чтобы показать свою приверженность римско-католической вере своей матери, Анны. Его отец снимал большой дом на Кинг-стрит в Ковент-Гардене, где вел процветающий бизнес под названием "Две короны и подушки", хотя, по-видимому, позволил собственному отцу и брату Эдварду умереть в долговых тюрьмах. Согласно Чарльзу Берни, который стал его учеником в 1744 году, Арн был отправлен в Итон, где его страсть к музыке вскоре стала очевидной: он изводил своих товарищей по учебе день и ночь игрой на блокфлейте, тайно практиковался на спинете ночью во время каникул, приглушая струны носовым платком, и изучал композицию самостоятельно, прежде чем брать уроки скрипки у Майкла Кристиана Фестинга; Берни писал, что Арн и Фестинг оба присутствовали 12 ноября 1725 года, чтобы услышать, как Томас Розенгрейв выиграл конкурс на пост органиста церкви Святого Георгия на Ганновер-сквер.
В следующем году Арн был отдан в ученики лондонскому адвокату Артуру Кинастону на три года, но вскоре оставил право ради музыки. Берни писал, что отец Арна примирился с переменой благодаря случайному открытию, когда он обнаружил своего сына играющим на первой скрипке в концерте в доме соседа. Противодействие, должно быть, не было сильным или продолжительным, поскольку вскоре Томас Огастин стал учить пению свою младшую сестру Сюзанну и своего брата Ричарда, и его отец приложил руку к созданию труппы в 1732 году для постановки английских опер в Маленьком театре в Хеймаркете; он продавал билеты на спектакли и, вероятно, предоставлял финансовую поддержку. Труппа начала работу в марте с постановки "Амелии" Генри Кэри в музыкальном оформлении Джона Фредерика Лампе, после чего последовала несанкционированная сценическая постановка "Ациса и Галатеи" Георга Фридриха Генделя (17 мая).
Однако той осенью труппа разделилась: Лампе остался в Хеймаркете, в то время как Арн поставил "Тераминту" Кэри и Джона Стэнли в Линкольнс-Инн-Филдс (20 ноября) – это первое определенное упоминание о его театральной деятельности – и свою собственную оперу "Розамунда" (7 марта 1733 года), положив на музыку либретто Джозефа Аддисона 1707 года. В следующем сезоне Арн поставил свою малую пьесу "Опера опер, или Великий Том-с-пальчик" в Маленьком театре в Хеймаркете, конкурируя с возобновлением постановки в Друри-Лейн полной версии того же текста, написанной Лампе. Постановка Арна шла пятнадцать вечеров, а его маска "Дидона и Эней" также имела успех, выдержав семнадцать представлений.
Томас Огастин Арн был доминирующей фигурой в английской музыкальной жизни середины восемнадцатого века, особенно в театральных жанрах. Его творчество охватывает оперы, маски, музыку к шекспировским пьесам, песни и оратории. Позиция Арна в лондонском театре укрепилась после замужества его сестры Сюзанны в апреле 1734 года на актере и драматурге Теофиле Сиббере, труппа которого работала в Друри-Лейн. В результате Арн стал штатным композитором в Друри-Лейн и написал музыку для ряда пьес и пантомим в последующие несколько лет. Другим выгодным союзом стал его собственный брак с сопрано Сесилией Янг 15 марта 1737 года, несмотря на возражения ее отца против его католичества. Теперь в его распоряжении были величайшая трагическая актриса своего времени (его сестра) и лучшая английская певица (его жена), и они способствовали его первому прочному успеху – его музыке к маске "Комус" Мильтона 1634 года в адаптации Джона Далтона (1738 год); она держалась на сцене до конца века. "Комус" использовал текущую моду на старые пьесы, начало предромантического интереса к прошлому, хотя его успех также был во многом связан с очаровательной музыкой Арна; она была имитирована Георгом Фридрихом Генделем в его мильтоновской оратории "Веселый, задумчивый и умеренный", написанной двумя годами позже.
К 1738 году Арн стал одним из лидеров музыкальной жизни Лондона. В том же году он стал одним из членов-учредителей Общества (позже Королевского общества) музыкантов вместе с Генделем, Уильямом Бойсом и Иоганном Кристофом Пепушем. В 1740 году ему заказали музыку к маске "Альфред" Дэвида Маллета и Джеймса Томсона для представления, устроенного принцем Уэльским в садах Клайвден-хауса, близ Мейденхеда. Оригинальная работа, по-видимому, содержала только семь музыкальных номеров (включая "Правь, Британия!"), хотя Арн перерабатывал ее несколько раз, превратив в 1745 году в полностью спетую ораторию, а в 1753 году – в полностью спетую оперу. В театральном сезоне 1740–41 годов он сочинил музыку для постановок в Друри-Лейн "Бури", "Как вам это понравится", "Двенадцатой ночи" и "Венецианского купца", включая такие песни, как "Где пчела сосет" и "Под сенью леса", которые не были превзойдены и не забыты с момента их создания. У Арна был еще один крупный успех весной 1742 года с маской Уильяма Конгрива 1700 года "Суд Париса", предположительно вдохновленный неопознанной музыкальной версией, исполнявшейся с "Альфредом" в Клайвдене в 1740 году.
До этого момента Арн работал в основном в Лондоне. Но его сестра нашла убежище в Дублине в декабре 1741 года от скандала, связанного с неудачей ее брака с Сиббером, и пела там с Генделем весной 1742 года, в частности на первом исполнении "Мессии" 13 апреля. Успех Генделя в Дублине, предположительно, вдохновил Арна попытать счастья там: он прибыл с женой и тенором Томасом Лоуэ 30 июня и работал там два сезона. Большую часть времени он посвящал исполнению существующих сочинений, включая ряд ораторий Генделя, хотя его собственная оратория "Смерть Авеля" была впервые представлена в театре Смок-Элли 18 февраля 1744 года. На обратном пути в августе он проезжал через Честер, где встретил молодого Чарльза Берни и согласился взять его с собой в Лондон в качестве своего ученика без обычной платы.
В последующие несколько лет Арн продолжал свою работу в Друри-Лейн и имел успех с своей песней "Боже, благослови нашего благородного короля", которую пели каждый вечер во время кризиса, вызванного восстанием Молодого Претендента в сентябре 1745 года. Его длительная связь с лондонскими увеселительными садами, также, по-видимому, началась тем летом, когда вокальная музыка впервые стала частью развлечений в Воксхолле. Согласно Берни, диалог Арна "Колин и Феба" постоянно бисировали каждый вечер более трех месяцев и был опубликован в сентябре в первом сборнике песен Воксхолла, "Лирическая гармония"; более поздние песенные сборники Арна, в частности в серии "Вокальная мелодия" (1749–64), также содержат множество песен из увеселительных садов.
Пятидесятые годы восемнадцатого века были не очень плодотворными для Арна. Дэвид Гаррик, совладелец патента в Друри-Лейн с 1747 года, начал предпочитать других композиторов, и у Арна было несколько провалов, включая малые пьесы, полностью положенные на музыку, "Генри и Эмма" (1749) и "Дон Саверио" (1750). Ситуация обострилась, когда Сюзанна Сиббер перешла в Ковент-Гарден с несколькими другими актерами в начале сезона 1750–51 годов. Арн последовал за ней, и между двумя театрами началась битва, начавшаяся с конкурирующих постановок "Ромео и Джульетты", поставленных в один и тот же день, 28 сентября, с соперничающими музыкальными версиями Арна и Уильяма Бойса погребальных песнопений в конце пьесы. Погребальная песнь Арна продолжала исполняться долгое время после того, как песнь Бойса была забыта, но в целом он был не более успешен в Ковент-Гардене, чем в Друри-Лейн, и ему пришлось ставить свою следующую крупную работу, полностью спетую оперу "Элиза", в Маленьком театре (1754 год); она была снята с репертуара после одного представления по приказу высшей власти. Он ненадолго вернулся в Друри-Лейн со своей музыкой к маске Дэвида Маллета "Британия" (1755 год), хотя в октябре того же года он вернулся в Дублин с женой, своей ученицей Шарлоттой Брент и своей племянницей Полли Янг.
Вскоре стало очевидно, что брак Арна в беде. Он приписывал ситуацию частым болезням Сесилии, которые, по его утверждению, были результатом ее страстей, равных безумному бешенству, в то время как она жаловалась на его повторяющиеся любовные связи. В конце сезона он вернулся в Лондон с Шарлоттой Брент, теперь своей любовницей, в то время как Сесилия осталась в Дублине с Полли Янг. Он согласился поддерживать ее суммой в сорок фунтов в год, хотя в 1758 году миссис Делани нашла ее сильно униженной, преподающей пение в Даунпатрике: "С ней жестоко обошёлся плохой муж, и она бы голодала, если бы не встретила благотворительных людей". Однако в этот период он, очевидно, пытался собрать деньги, публикуя сборники своей музыки с Джоном Уолшем, включая "Шесть кантат для голоса и инструментов" (1755), "Восемь сонат или уроков для клавесина" (1756), "Семь сонат для двух скрипок с генерал-басом" (1757) и партитуры "Британии" (1755), "Альфреда" (1757) и "Элизы" (1757).
С Шарлоттой Брент в его распоряжении удача Арна быстро возродилась. После того как Дэвид Гаррик отказал ей в услугах в Друри-Лейн, она добилась крупных успехов в Ковент-Гардене в редакции Арна "Оперы нищих" (1759), его комических операх "Веселая компания" и "Томас и Салли" (обе 1760), его опере на Метастазио "Артаксеркс" и его комической опере "Любовь в деревне" (обе 1762), а также его оратории "Юдифь", исполненной в Друри-Лейн 27 февраля 1761 года. Он наконец достиг некоторой официальной признательности 7 июля 1759 года, получив докторскую степень в Оксфорде. Арн не мог долго поддерживать этот уровень успеха: его комическая опера "Перехитренный опекун" продержалась всего шесть представлений в декабре 1764 года, в то время как утерянная "Олимпиада", опера-серия на итальянском языке, провалилась после всего двух вечеров в апреле 1765 года. Положение не улучшилось в 1766 году смертью его сестры и замужеством Шарлотты Брент на скрипаче Томасе Пинто, и в конце 1760-х годов он находил мало работы в любом из театров. Он нашел некоторую компенсацию в своем членстве в Клубе ловкачей благородных господ и джентльменов и в Обществе мадригалов, а также в прибыльных концертах кэтчей и гли, которые он давал с 1767 года, хотя он, очевидно, испытывал финансовые затруднения к 1770 году, когда адвокат Сесилии пригрозил судебным иском, потому что он задолжал десять фунтов по своим платежам на ее содержание.
Несмотря на это, последнее десятилетие жизни Арна ознаменовалось созданием некоторых прекрасных произведений, включая "Оду на посвящение здания Шекспиру" (7 сентября 1769 года), написанную для шекспировского фестиваля Дэвида Гаррика в Стратфорде-на-Эйвоне, маску "Волшебный принц" (1771), музыку к трагедии Уильяма Мейсона в греческом стиле "Эльфрида" (1772) и утерянную музыку к трагедии Мейсона "Каратак" (1776 год), партитуру, которая, согласно Сэмюэлю Арнольду, содержала некоторые из самых ярких и энергичных излучений нашего английского Амфиона. В октябре 1777 года Арн примирился со своей женой, хотя двумя месяцами позже он заболел и составил завещание. Он умер от спазматического недомогания и был похоронен на кладбище церкви Святого Павла в Ковент-Гардене 15 марта 1778 года; его имущество, включая замечательно благозвучный клавесин с двойной клавиатурой, две гитары, мандолину, лютню и другие ценные вещи, было распродано 8 апреля.
Томас Огастин Арн был одним из самых плодовитых композиторов своего времени, хотя обстоятельства его жизни ограничили его лишь несколькими жанрами. Он был, по сути, театральным композитором и доминировал в различных жанрах английской театральной музыки. К сожалению, большинство его сценических работ по тем или иным причинам вряд ли будут возрождены в современном театре. Некоторые из лучших, такие как "Суд Париса" 1742 года, "Артаксеркс" 1762 года и "Волшебный принц" 1771 года, сохранились не полностью. Многие работы используют разговорные диалоги вместо речитативов, он положил на музыку ряд слабых текстов и неохотно отказывался от устаревших условностей героической маски.
Тем не менее, он был последовательным и смелым театральным новатором. Он, по-видимому, в значительной степени ответственен за возрождение английской оперы в начале 1730-х годов и за то, что обратил внимание Георга Фридриха Генделя на коммерческие возможности масштабных произведений на английском языке. Он был первым английским композитором, который экспериментировал с итальянской полностью спетой комической оперой – безуспешно в "Храме скуки" 1745 года, "Генри и Эмма" 1749 года и "Дон Саверио" 1750 года, но триумфально в "Томасе и Салли" 1760 года. "Томас и Салли" был первым из трех очень успешных произведений Арна начала 1760-х годов, которые создали новые жанры в английской театральной музыке. "Артаксеркс" 1762 года был первой попыткой положить на музыку полноценную серьезную оперу на английском языке. "Любовь в деревне" 1762 года была модернизированной балладной оперой.
Арн также был важным музыкальным новатором. Чарльз Берни писал, что он привнес в "Комус" легкую, воздушную, оригинальную и приятную мелодию, совершенно отличную от мелодии Генри Пёрселла или Генделя. Он использовал этот мелодичный, народноподобный стиль на протяжении всей своей жизни, особенно в своих песнях для увеселительных садов, хотя в своих поздних сценических работах он начал развивать более продвинутый итальянизированный стиль. Его оркестровка значительно развивалась на протяжении его карьеры. Он был первым английским композитором, использовавшим кларнет (в "Томасе и Салли"), и в своих поздних работах он применял духовые инструменты с азартом и блеском.
Пожалуй, самой поразительной особенностью музыки Арна является ее стилистическое разнообразие. Даже в "Комусе" есть различие между его собственным мелодичным народноподобным стилем и номерами в более возвышенном идиоме Генделя. В его поздних работах он также начал использовать галантный стиль, часто для помощи в характеристике персонажей. В "Артаксерксе" он сохранил самые продвинутые и богато оркестрованные арии для главных персонажей, в основном используя старые идиомы для второстепенных персонажей.
Его наборы инструментальной музыки разнообразны по стилю. "Восемь увертюр в восьми частях" 1751 года включают как итальянизированные произведения, так и увертюры в широком французском стиле. "Четыре новые увертюры или симфонии" 1767 года, напротив, все выдержаны в современной трехчастной схеме. "Восемь сонат или уроков для клавесина" 1756 года и "Семь сонат для двух скрипок с генерал-басом" 1757 года еще более разнообразны по стилю и структуре.
Нетеатральные вокальные произведения Арна, как правило, оставались мало замеченными, хотя лучшие из них заслуживают гораздо большей известности. "Юдифь" 1761 года, с ее лирическими ариями и удивительно не генделевскими, устремленными в будущее хорами, является, возможно, лучшей ораторией, написанной англичанином до "Сна Геронтия" Эдварда Элгара. "Ода на посвящение здания Шекспиру" 1769 года, к сожалению, сохранилась только в неполной вокальной партитуре. "Пир Уиттингтона" 1776 года, его последнее крупное произведение, сохранилось полностью в оркестровой партитуре и содержит прекрасную, сложную музыку. Среди его меньших кантат выделяются "Утро", "Симон и Ифигения" и "Отречение влюбленного".
Арн, несомненно, был неровным композитором. Он часто был поспешным и небрежным, его слишком легко удовлетворяли плохие тексты, и он был доволен использованием языка галантного стиля, не исследуя его формальные импликации слишком глубоко. Тем не менее, в лучшие свои моменты он был способен затмить своих более последовательных современников. Его хвалят за легкое, естественное чувство мелодии, хотя часто именно его глубокое владение гармонией и простая, но высокоэффективная оркестровка остаются в памяти.
Оперы и сценические произведения
Оратории
Другие вокальные и хоровые произведения
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Томаса Огастина Арна на сайте библиотеки IMSLP