Арн, Томас Огастин
1710 - 1778

Назад

Томас Огастин Арн (Thomas Augustine Arne) - Английский композитор, скрипач и клавишник

Родился 12 марта 1710 года, Лондон - умер 5 марта 1778 года, Лондон. 

Он был самой значительной фигурой в английской театральной музыке XVIII века.

Арне унаследовал свое имя от деда и отца, лондонских обойщиков, гробовщиков и должностных лиц Лондонской компании обойщиков. В детстве он взял второе имя Августин, очевидно, чтобы показать свою приверженность римско-католической вере своей матери Анны. Его отец арендовал большой дом на Кинг-стрит в Ковент-Гардене, где управлял процветающим бизнесом "Две короны и подушки", хотя, по-видимому, позволил своему собственному отцу и брату Эдварду умереть в долговой тюрьме. По словам Чарльза Берни, который стал его учеником в 1744 году, Арне отправили в Итон, где вскоре проявилась страсть к музыке: он мучил своих сокурсников "днем и ночью" игрой на флейте, а по ночам во время каникул тайком упражнялся в игре на спинете, "прикрывая струны носовым платком’, и самостоятельно изучал композицию, прежде чем брать уроки игры на скрипке у Майкла Кристиана Фестинга; Берни писал, что Арне и Фестинг оба присутствовали 12 ноября 1725 года, когда Томас Розингрейв выиграл конкурс на должность органиста собора Святого Георгия на Ганновер-сквер.

В следующем году Арне на три года поступил в ученики к лондонскому адвокату Артуру Кинастону, но вскоре бросил юриспруденцию ради музыки. Берни писал, что отец Арне смирился с переменами, когда случайно узнал, что его сын играет первую скрипку на концерте в доме соседа. Противостояние не могло быть сильным или длительным, поскольку Томас Огастин вскоре начал учить пению свою младшую сестру Сюзанну и брата Ричарда, а его отец принимал участие в труппе, созданной в 1732 году для постановки английских опер в Маленьком театре на Хеймаркет; он продавал билеты на спектакли и, вероятно, оказывал финансовую поддержку. В марте труппа начала с постановки Джоном Фредериком Лэмпом "Амелии" Генри Кэри, а затем осуществила несанкционированную постановку "Ациса и Галатеи" Генделя (17 мая).

https://imslp.org/wiki/Category:Arne,_Thomas_Augustine

Той осенью, однако, труппа распалась: Лэмп остался в "Хеймаркет", в то время как Арне поставил "Тераминту" Кэри и Джона Стэнли в Линкольнс–Инн–Филдс (20 ноября) - первую достоверную запись своей театральной деятельности - и свою собственную оперу "Розамунда" (7 марта 1733 года), постановку которой поставил в Линкольнс-Инн-Филдс. Либретто Джозефа Аддисона 1707 года. В следующем сезоне Арне поставил свою постановку "Оперы из опер, или Большой мальчик с пальчик" в Маленьком театре на Хеймаркет, конкурируя с возрождением в "Друри-Лейн" полнометражной постановки Лэмпа на тот же текст. Постановка Арне продолжалась 15 вечеров, и его маска "Дидона и Эней" также хорошо зарекомендовала себя, сыграв 17 спектаклей.

Положение Арне в лондонском театре укрепилось после того, как в апреле 1734 года его сестра Сюзанна вышла замуж за актера и драматурга Теофилуса Сиббера, чья труппа находилась в резиденции на Друри-Лейн. В результате он стал домашним композитором в "Друри-Лейн" и в течение следующих нескольких лет написал музыку к ряду пьес и пантомим. Еще одним выгодным союзом стала его собственная женитьба на сопрано Сесилии Янг, состоявшаяся 15 марта 1737 года, несмотря на возражения ее отца против его католицизма. Теперь в его распоряжении были величайшая трагикомедия своего времени (его сестра) и лучшая английская певица (его жена), и они способствовали его первому устойчивому успеху - постановке "Комедии масок" Мильтона 1634 года в адаптации Джона Дальтона (1738); она удерживала сцену до конца века. "Комус" использовал современную моду на старые пьесы, зарождение предромантического интереса к прошлому, хотя его успех также во многом был связан с очаровательной музыкой Арне; ей подражал Гендель в своей мильтоновской оратории "Альлегро, поэт и модератор", написанной двумя годами позже.

К 1738 году Арне стал одним из лидеров музыкальной жизни Лондона. В том же году он стал одним из основателей Общества музыкантов (позднее Королевского общества), наряду с Генделем, Бойсом и Пепушем. В 1740 году ему было поручено создать декорации к пьесе Дэвида Маллета и Джеймса Томсона "Маска Альфреда" для представления на представлении принца Уэльского в садах Клифдена (Cliveden) Хаус, недалеко от Мейденхеда. Оригинальное произведение, по-видимому, содержало всего семь музыкальных номеров (включая "Правь, Британия"), хотя Арне несколько раз переписывал его, превратив в 1745 году в полностью спетую ораторию, а в 1753 году - в полностью спетую оперу. В театральном сезоне 1740-1741 годов он написал музыку к постановкам "Бури", "Как вам это понравится", "Двенадцатой ночи" и "Венецианского купца" в театре Друри-Лейн, в том числе к таким песням, как "Где пчела сосет" и "Под зеленым деревом", которые никто не превзошел и не забыл с тех пор, как они были написаны. Весной 1742 года Арне добился еще одного крупного успеха, поставив в 1700 году спектакль-маску Конгрива "Суд над Парижем", предположительно вдохновленный неизвестной постановкой, поставленной с Альфредом в Кливдене в 1740 году.

До этого момента Арне работал в основном в Лондоне. Но в декабре 1741 года его сестра укрылась в Дублине от скандала, связанного с неудачей ее брака с Сиббером, и пела там с Генделем весной 1742 года, в частности, в первом исполнении "Мессии" 13 апреля. Успех Генделя в Дублине, по-видимому, вдохновил Арне попытать счастья и там: он приехал со своей женой и тенором Томасом Лоу 30 июня и проработал там два сезона. Большую часть своего времени он проводил, исполняя существующие произведения, в том числе несколько ораторий Генделя, хотя его собственная оратория "Смерть Абеля" была впервые представлена в театре на Смок-Элли 18 февраля 1744 года. На обратном пути в августе он проезжал через Честер, где познакомился с молодым Чарльзом Берни и согласился взять его в Лондон в качестве ученика без обычной платы.

В течение следующих нескольких лет Арне продолжал работать в "Друри-Лейн" и добился успеха своей постановкой "Боже, благослови нашего благородного короля", которую пели каждый вечер во время кризиса, вызванного восстанием молодого претендента в сентябре 1745 года. Его давняя связь с лондонскими увеселительными садами, по-видимому, также началась тем летом, когда вокальная музыка впервые стала частью развлечений в Воксхолле. По словам Берни, диалог Арне "Колин и Фиби" "постоянно исполнялся на бис каждый вечер в течение более чем трех месяцев" и был опубликован в сентябре в первом сборнике воксхоллских песен "Lyric Harmony"; более поздние сборники песен Арне, в частности, в серии "Вокальная мелодия" (1749-64), также содержат много песен из сады удовольствий.

1750-е годы были не очень плодотворными для Арне. Дэвид Гаррик, обладатель совместного патента "Друри Лейн" с 1747 года, начал отдавать предпочтение другим композиторам, и у Арне было несколько провалов, в том числе полностью спетые послесловия "Генри и Эмма" (1749) и "Дон Саверио" (1750). Ситуация достигла апогея, когда Сюзанна Сиббер вместе с несколькими другими актерами перешла в "Ковент-Гарден" в начале сезона 1750/51 годов. Арне последовал за ней, и между двумя театрами завязалась битва, начавшаяся с конкурирующих постановок "Ромео и Джульетты", поставленных в один и тот же день, 28 сентября, с конкурирующими постановками Арне и Бойса "Похоронной процессии" в конце спектакля. "Панихида Арне" продолжала исполняться еще долго после того, как "Бойс" был забыт, но в целом в "Ковент-Гардене" он пользовался успехом не большим, чем в "Друри-Лейн", и ему пришлось поставить свою следующую крупную работу, полностью исполненную оперу "Элиза", в Маленьком театре (1754); она была закрыта после того, как одно выступление "по приказу высшей силы’. Он ненадолго вернулся на Друри-Лейн для постановки "Британской маски" Дэвида Маллета (1755), хотя в октябре того же года вернулся в Дублин со своей женой, ученицей Шарлоттой Брент и племянницей Полли Янг.

Вскоре стало очевидно, что брак Арне находится в плачевном состоянии. Он объяснил ситуацию частыми болезнями Сесилии, которые, по его словам, были вызваны ее "страстями, граничащими с безумием", в то время как она жаловалась на его постоянные ухаживания. В конце сезона он вернулся в Лондон с Шарлоттой Брент, ставшей теперь его любовницей, в то время как Сесилия осталась в Дублине с Полли Янг. Он согласился содержать ее на 40 фунтов стерлингов в год, хотя в 1758 году миссис Делани считала ее "очень униженной", преподавая пение в Даунпатрике: "С ней жестоко обращался плохой муж, и она страдала от голода, если бы не встречалась с милосердными людьми’. Однако в этот период он, очевидно, пытался собрать деньги, опубликовав свои музыкальные сборники совместно с Джоном Уолшем, в том числе шесть кантат для голоса и инструментов (1755), VIII сонаты или уроки для клавесина (1756), VII сонаты для двух скрипок с басом (1757) и партитуры других музыкальных произведений. Британия (1755), Альфред (1757) и Элиза (1757).

Пожалуй, самой поразительной чертой музыки Арне является ее стилистическое разнообразие. Даже в "Комусе" есть различие между его собственным мелодичным фолк-стилем и номерами в более возвышенной генделевской манере, такими как прекрасная воздушная "Nor on beds of fading flowers". В своих более поздних работах он также начал использовать идиому "галант", часто для того, чтобы лучше охарактеризовать персонажей. В "Артаксерксе" он приберег самые передовые и насыщенные выражения для главных героев, в основном используя старые идиомы для второстепенных персонажей. критика 20-го века, находящаяся под влиянием представлений 19-го века о прогрессе и стилистическом единстве, была склонна рассматривать эту практику как слабость, хотя Арне, несомненно, считал, что это делает крупномасштабные произведения приятно разнообразными, и это было подхвачено его младшими современниками, такими как Томас Линли (II) и Сэмюэл Уэсли это был композиционный эквивалент ретроспективного концертного репертуара, который в то время развивался в Англии.

Инструментальные композиции Арне также разнообразны по стилю. В "Восьми увертюрах в 8 частях" (1751) №№ 3 и 5 представлены итальянскими произведениями в стиле "быстро–медленно–быстро", в то время как остальные в целом представляют собой французские увертюры, начинающиеся вступлением в точечных ритмах и фугой. Номера 3, 7 и 8 взяты из "Генри и Эммы" (постановка 1749 года), "Комуса" и "Суда над Парисом" соответственно, хотя вполне вероятно, что все они театрального происхождения. Четыре новые увертюры или симфонии (1767), напротив, выполнены в современном трехчастном стиле и, возможно, были написаны как концертные произведения. Они предполагают, что Арне изучал великолепные симфонии И.С. Баха и Абеля, а также серию периодических изданий увертюр, издававшихся в Лондоне Бремнером с 1763 года, хотя в них есть нервозный блеск, который ближе к C.P.E., чем к И.С. Баху. VIII сонаты или уроки Арне для клавесина (1756) и VII сонаты для двух скрипок с басом (1757) еще более разнообразны по стилю и структуре и, вероятно, были поспешно собраны для публикации из произведений, написанных в течение длительного периода. Газетные сообщения свидетельствуют о том, что по крайней мере некоторые из шести любимых концертов для органа, клавесина или фортепиано-форте были написаны для сына Арне Михаэля в 1750-х годах, хотя они и не были опубликованы до 1793 года, и есть признаки более поздних правок: ранний вариант № 1 существует в рукописи, в то время как второй вариант был опубликован в 1793 году. клавишная часть № 3, по-видимому, была модернизирована, предположительно для того, чтобы сделать ее более подходящей для фортепиано.

Нетеатральные вокальные работы Арне, как правило, остаются без внимания, хотя лучшие из них заслуживают гораздо большей известности. "Юдифь" (1761), с ее лирическими нотками и удивительно не по-генделевски дальновидными припевами, пожалуй, лучшая оратория англичанина перед "Сном Геронтия". Ода на посвящение здания Шекспиру (1769), к сожалению, сохранилась только в неполной вокальной партитуре, без музыки, которая сопровождала мелодраматическую декламацию текста Гарриком, хотя в ней есть "Ты, мягкий, струящийся Эйвон", одна из самых прекрасных песен Арне. "Пир" Уиттингтона (1776), его последнее крупное произведение, не считая "Утраченного Карактакуса", сохранилось в виде оркестровой партитуры и содержит прекрасную, тщательно продуманную музыку, хотя его ребяческий текст (построчная пародия на "Пир Александра") помешал современному возрождению. "Утро", открывающееся волшебным "восходом солнца", выделяется среди его небольших кантат, так же как "Кимон и Ифигения" и "Отречение влюбленного", остроумные исследования деревенской любви.

Арне, несомненно, был непохожим на других композитором. Он часто был поспешным и небрежным, его слишком легко удовлетворяли плохие тексты, и он довольствовался тем, что использовал язык стиля галант, не вдаваясь в его формальные аспекты. Тем не менее, в лучшие свои годы он был способен значительно превзойти своих более последовательных современников. Его хвалили за легкое, естественное чувство мелодии, хотя часто в памяти остаются его глубокое владение гармонией и простое, но в то же время очень эффективное оркестровое исполнение. Как выразился Уильям Стаффорд в 1830 году:

Арне не был таким энергичным, как Перселл, и не обладал великолепной простотой и возвышенным величием Генделя, но легкость и изящество его мелодий и разнообразие его гармоний делают его сочинения в высшей степени привлекательными, и мы можем по праву гордиться его именем, которое делает честь английской музыке.

Ноты сочинений Томаса Огастина Арна на сайте библиотеки IMSLP