Ариости, Аттилио
1666 - 1729

Назад

Аттилио Ариости (Attilio Ariosti) - Итальянский композитор

Родился 5 ноября 1666 года, Болонья - умер до 3 сентября 1729 года, Лондон. 

Примерно с 1672 по 1684 год он был кьерико (алтарным служкой) в церкви Святого Петронио, где, скорее всего, и получил музыкальное образование. К 1682 году он сменил свое крестильное имя Малахия на Клементе. Как брат Оттавио, он вступил в монашеский орден сервитов 25 июля 1688 года и служил органистом в их базилике Святой Марии деи Серви в Болонье. Он стал дьяконом в 1692 году и в посвящениях и переписке перед своим именем ставил "брат". Однако современники обычно называли его "падре", так что, возможно, он достиг сана священника. Свои первые две оратории (1693-1694) и "Дивертисмент да камера" (1695) он посвятил знатным покровителям. Эти произведения, вероятно, привлекли внимание любителя музыки герцога Мантуанского, поскольку Ариости поступил к нему на службу в марте 1696 года, когда в либретто мантуанской оратории имя композитора указано как "П[адре] Аттилио Оттавио Ариости, виртуоз герцога Мантуи". Осенью он, возможно, отвечал за одно действие оперы "Тирси", которая была посвящена герцогу. После написания своей первой законченной оперы в 1697 году герцог отправил его в Берлин ко двору Софии Шарлотты, курфюрстины Бранденбургской, у которой он служил в качестве мэтра музыки (согласно его титулу в тексте "Серенады Марса и Ирины"). Поскольку ее двор был протестантским, орден сервитов был крайне недоволен этим шагом и неоднократно приказывал ему вернуться в Болонью. Однако ему быстро удалось стать любимым музыкантом Софи, и она успешно ухитрилась продлить его визит, заручившись поддержкой итальянских герцогов и кардиналов, а также немецкого философа Лейбница. Лейбниц размышлял о том, что Ариости нелегко заменить, потому что он умел петь, играть на нескольких инструментах и писать драматические тексты не хуже, чем музыку. Для Софи он написал музыку к двум операм и трем более коротким произведениям, а также текст к опере Джованни Бонончини "Полифемо". После того как София капитулировала, Ариости благоразумно заявил о своей готовности вернуться в свой орден через Вену, хотя, как она написала Лейбницу, "он умирает от страха перед возвращением в свой монастырь’.

Сумев продлить свое пребывание в Берлине до шести лет (до октября 1703 года), Ариости продлил свое пребывание в Вене до семи с половиной лет. Находясь там, он написал одну оперу, три оратории, пять серенад и по меньшей мере 23 кантаты (в 17575 и 17591 годах). Он пользовался большим уважением Иосифа I, который принял "П[адре] Аттилио Ариости" в качестве своего слуги, согласно описанию в либретто "Навуходоносора" (1706). В 1707 году Иосиф пожаловал ему портфель имперского министра и поверенного во всех князьях и государствах Италии. В этом качестве он был принят в свой орден в Болонье в мае 1708 года, и в течение последних четырех лет правления Иосифа он, вполне возможно, провел больше времени в качестве дипломата в Италии, чем в качестве композитора в Вене. В июне 1711 года 12 композиторов написали музыку для перенесения мощей святого Гауденция в Новару, и первым в списке композиторов значится "Ariosti, Vienna S[ua] M[aestà] C[esarea]’. В болонских мемуарах за 1711 год (I-Bu 770) с негодованием сообщается, что монах Ариости, вернувшись в Италию, надел светский костюм из золотой парчи и грандиозную шляпу и принимал посетителей с такой пышностью, что Вильгельмина, вдова Иосифа I, выслала его из австрийских владений и обратилась к папе Римскому с просьбой чтобы изгнать его из всех католических земель. Лейбниц дал гораздо лучшее объяснение событиям 1711 года: должность Ариости в качестве имперского агента в Италии закончилась со смертью Иосифа I, после чего он "поступил на службу к герцогу Анжуйскому с огромным жалованьем’. Этим герцогом был не кто иной, как будущий Людовик XV, в правительстве которого Ариости предположительно служил в качестве временного агента. Все, что известно о его карьере в эти годы, содержится в письме, которое он написал из Парижа 15 февраля 1716 года своему брату Джованни Баттисте (брат Одоардо, р. 1668): "Я был принят с большим почетом всеми правителями, куда бы я ни приезжал, то есть Баварией, Вюртембергом, Дурлахом, Баден, Лотарингия, и в настоящее время герцогом Орлеанским, регентом этого королевства, где я пробуду недолго … Я поеду в Англию, а оттуда в Португалию и Мадрид … Я мог бы рассказать вам много новостей, но не смею, потому что, как и все, кто действует осмотрительно, я не должен их передавать’.

Таким образом, карьера Ариости в течение двух десятилетий, предшествовавших его отплытию в Англию, была наполнена дипломатическими интригами, с помощью которых он с удивительной легкостью перемещался с одного высокого придворного поста на другой. Масштабы его композиторского творчества не соответствуют достижениям его плодовитых современников (Кальдары, Вивальди, Дж. Бонончини или Генделя), несомненно, потому, что его внимание часто было сосредоточено на преподавании, религиозных и дипломатических обязанностях, а также на его выступлениях на вокале, органе, клавесине, альте д'Аморе и виолончели. Его сценические произведения, написанные до 1716 года, отличаются драматическим эффектом, и фон Бессер рассказывал, что хроматизм и диссонансы в "адской симфонии" Л'Инганно Винто далла Костанца (1700) настолько удачно изобразили ярость и отчаяние Атиса, что слушателей попеременно охватывали ужас и жалость. В "Семье традиций" (1701) семпличный речитатив становится выразительным благодаря редким отрывкам и тройным временным разделам; значительное разнообразие наблюдается в аккомпанирующих техниках, фактурах, инструментовке и формах арий; а сцены с омброй и сном демонстрируют мастерство Ариости в описании. Когда Ариости жил в Вене, новые эффекты, создаваемые солирующими духовыми инструментами, были обычным делом, и его партитуры очень хорошо иллюстрируют их. "Любовь к немцам", его венская опера 1708 года, была привезена императорским послом в Лондон, где, как и "Альмахида" (1710), стала первой оперой, поставленной на лондонской сцене полностью на итальянском языке. Однако редакторы проявили свое обычное пренебрежение к оригинальной партитуре, заменив все 43 арии Ариости, кроме 11, в основном фрагментами из последних венских сочинений Джованни Бонончини. Таким образом, партитура Ариости не стала причиной продолжительной постановки Альмахайда, состоявшей из 25 спектаклей в 1710-1712 годах, хотя ее успех, возможно, подготовил почву для его прихода.

Первое выступление Ариости в Лондоне состоялось 12 июля 1716 года, когда он исполнил свою "Новую симфонию... на новом инструменте под названием "Виола Любви"" между актами "Амадиджи" Генделя. 27 мая 1717 года он написал письмо Карлу Филиппу, новому курфюрсту Пфальца, с просьбой сделать его своим агентом в Англии. Его первой драматической работой, написанной в Лондоне, был "Тито Манлио", которым завершался сезон 1716/17 годов. В дополнение к типичным жанрам (арии da capo чередуются с речитативом), у Тито Манлио есть девять длинных речитативов с аккомпанементом и пять дуэтов. Во всех из 35 арий, кроме четырех, и во всех речитативах, сопровождающих их, использованы необычно красочные аккорды, чтобы подчеркнуть эмоциональность каждой сцены, например, пиццикато и тремоло изображают безумие. Эта поразительная работа, по-видимому, побудила директоров Королевской академии музыки заказать новую оперу Ариости для своего первого сезона в 1719-20 годах; но Ариости все еще был активным дипломатом и написал оперу для Академии только в четвертом сезоне. (Даже в 1733 году, через четыре года после его смерти, один антипапистский памфлетист пожелал, чтобы "его озорные высказывания остались с ним в прошлом’.) В начале 1720 года он был в Париже на торжественной свадьбе и, возможно, оставался там еще несколько месяцев до постановки своего "Кайо Марцио Кориолано" в феврале 1723 года. Это была, безусловно, самая успешная из опер, которые он сочинил или переработал для Королевской академии, и единственная, которая была возрождена в Лондоне. Своим первоначальным успехом он во многом был обязан примадонне Франческе Куццони, которая месяцем ранее сенсационно дебютировала в Лондоне (в "Оттоне" Генделя), но также во многом он был обязан выразительной постановке Ариости превосходного либретто Париати. Драматическим пиком является сцена в тюрьме для главного героя (его играет Сенесино) в середине третьего акта. Хроматическое аккомпанемент, с которого она начинается, было упомянуто Рамо в его "Поколении гармоник" (1737) как замечательный пример "энгармонического жанра". Следующая за этим ария фа минор начинается с большой части, но продолжается яростным модуляторным престо. Хокинс счел эту сцену "доведенной до высочайшей степени совершенства, на которую способна музыка", и отметил, что "говорят, что она вызывала слезы у зрителей на каждом представлении’. Успех этого произведения побудил Ариости опубликовать почти полное собрание его номеров; в 1724 году он сделал то же самое для своей следующей оперы "Веспасиано".

В 1723-1724 годах Ариости был на пике своей популярности в Лондоне, и он воспользовался этим, опубликовав сборник из шести кантат и шести уроков игры на виоле любви, посвященный Георгу I (брату его бывшей покровительницы Софи Шарлотты). Несмотря на то, что стоимость каждого тома составляла "дьявольские две гинеи", подписчиков было 764, в том числе 42 герцога и герцогини, 105 графов и графинек и 146 других лордов и леди. 133 из них были подписчиками Королевской академии, предположительно, на сезон 1723/4. Все произведения в сборнике явно выполнены в стиле барокко, а не в доклассическом стиле, и они "изобилуют свидетельствами плодотворной изобретательности и большого мастерства в искусстве модуляции и принципах гармонии" (Хокинс). Шесть уроков напечатаны в уникальной системе аккордатуры, разработанной таким образом, чтобы их можно было исполнять с аппликатурой скрипки на альте д'Аморе. 15 похожих, но безымянных пьес сохранились (в обычном штатном обозначении) в рукописи, скопированной в Англии около 1718 года шведским композитором Йоханом Хелмихом Романом.

Ноты сочинений Аттилио Ариости на сайте библиотеки IMSLP