Ариости, Аттилио
1666 - 1729

Назад

Ariosti, Attilio

  • Дата рождения: 5 ноября 1666
  • Место рождения: Болонья, Италия
  • Дата смерти: до 3 сентября 1729
  • Место смерти: Лондон, Англия

Биография

Аттилио Ариости был итальянским композитором, дипломатом и виртуозом на виоле д'амур. Около 1672 года он стал певчим в базилике Сан-Петронио в Болонье, где, вероятно, и получил музыкальное образование. К 1682 году он заменил свое крестильное имя Малахия на Клементе. Под именем Брат Оттавио он вступил в монашеский орден сервитов 25 июля 1688 года и служил органистом в их базилике Санта-Мария-дей-Серви. Он стал диаконом в 1692 году. Свои первые сочинения посвятил знатным покровителям, что привлекло внимание любящего музыку герцога Мантуи, на службу к которому он поступил к марту 1696 года. Осенью 1696 года, возможно, был ответственен за один акт оперы «Тирси». После сочинения своей первой полной оперы в 1697 году был отправлен герцогом ко двору курфюрстины Бранденбургской Софии Шарлотты в Берлин, где служил в качестве мастера музыки. Поскольку ее двор был протестантским, орден сервитов был крайне недоволен этим назначением и неоднократно требовал его возвращения в Болонью. Однако Ариости сумел стать любимым музыкантом Софии, которая добилась продления его визита. Для нее он написал музыку для двух опер и трех более коротких произведений, а также либретто для «Полифема» Джованни Бонончини.

Сумев продлить свое пребывание в Берлине до шести лет (до октября 1703 года), Ариости растянул свое время в Вене на семь с половиной лет. Находясь там, он сочинил одну оперу, три оратории, пять серенад и по меньшей мере 23 кантаты. Он был высоко ценим императором Иосифом I, который принял его на службу. В 1707 году Иосиф дал ему портфель имперского министра и агента при всех князьях и государствах Италии. В этом качестве он был принят своим орденом в Болонье в мае 1708 года. Должность имперского агента в Италии закончилась со смертью Иосифа I, после чего Ариости, по-видимому, поступил на службу к герцогу Анжуйскому (будущему Людовику XV).

Его карьера в течение двух десятилетий до отплытия в Англию была наполнена дипломатическими интригами. Его первое появление в Лондоне состоялось 12 июля 1716 года, когда он играл на виоле д'амур между актами оперы Генделя «Амадис». Его первая драматическая работа, написанная в Лондоне, — «Тито Манлио». Директора Королевской академии музыки заказали ему новую оперу для своего первого сезона в 1719–1720 годах; но Ариости написал оперу для Академии только в ее четвертом сезоне («Кай Марций Кориолан», 1723). Эта опера стала самой успешной из написанных им для Академии. Успех работы побудил Ариости опубликовать почти полное собрание ее номеров; в 1724 году он сделал то же самое для своей следующей оперы «Веспасиан».

В 1723–1724 годах Ариости был на пике популярности в Лондоне и воспользовался этим, опубликовав сборник из шести кантат и шести уроков для виолы д'амур, посвященный Георгу I. Все пьесы в томе явно барочные по фактуре. Шесть уроков напечатаны в уникальной системе скордатуры. Ариости входил в «триумвират» композиторов, работавших на Академию: Гендель, Ариости и Джованни Бонончини. Однако его успех уже шел на убыль во время второго сезона. Среди его более поздних опер только «Артаксеркс» был исполнен более шести раз. Весной 1727 года директора Академии решили заказывать оперы по очереди у Генделя, Ариости и Бонончини, но Академия закрылась год спустя. Возможно, Ариости плохо платили, так как в начале 1728 года он, по сообщениям, жил в бедности.

Творчество

Ариости был разносторонним музыкантом: композитором, певцом, исполнителем на нескольких инструментах (орган, клавесин, виола д'амур, виолончель) и автором драматических текстов. Его сценические произведения, написанные до 1716 года, эффективны в драматическом отношении. В его партитурах часто встречаются новые эффекты, производимые солирующими духовыми инструментами. Его музыка характеризуется экспрессивностью, использованием красочных оркестровок для подчеркивания аффекта в каждой сцене, хроматизмами и диссонансами для изображения сильных эмоций. В Лондоне он прославился как виртуоз на виоле д'амур и способствовал популяризации этого инструмента. Несмотря на дипломатическую деятельность, отвлекавшую его от сочинения музыки, он оставил значительное наследие, особенно в области оперы и камерной вокальной музыки.

Произведения

Оперы и серенаты (музыка утеряна, если не указано иное)

  • «Эрифила» ("Erifile"), Венеция, 1697
  • «Обман побежденный Постоянством» ("L'Inganno vinto dalla Costanza"), Берлин, 1700
  • «Верность вопреки предательствам» ("La fede ne' tradimenti"), Берлин, 1701
  • «Благо из зла» ("Il bene dal male"), Вена, 1704
  • «Любовь среди врагов» ("Amor tra nemici"), Вена, 1708; переработана как «Альмаида» ("Almahide"), Лондон, 1710
  • «Тито Манлио» ("Tito Manlio"), Лондон, 1717
  • «Кай Марций Кориолан» ("Caio Marzio Coriolano"), Лондон, 1723
  • «Веспасиан» ("Vespasiano"), Лондон, 1724
  • «Консул Аквилий» ("Aquilio consolo"), Лондон, 1724
  • «Артаксеркс» ("Artaserse"), Лондон, 1724
  • «Дарий» ("Dario"), Лондон, 1725
  • «Луций Вер, император Рима» ("Lucio Vero, imperator di Roma"), Лондон, 1727
  • «Теццоне» ("Teuzzone"), Лондон, 1727

Серенаты (музыка утеряна, если не указано иное)

  • «Праздник Гименея» ("La festa del Himeneo"), Берлин, 1700
  • «Влюбленное привидение» ("Le fantôme amoureux"), Литценбург, 1701
  • «Марс и Ирена» ("Mars und Irene"), Литценбург, 1703
  • «Славнейший подвиг Геркулеса» ("La più gloriosa fatica d'Ercole"), Вена, 1703
  • «Славные предзнаменования Сципиона Африканского» ("I gloriosi presagi di Scipione Africano"), Вена, 1704
  • «Марс умиротворенный» ("Marte placato"), Вена, 1707
  • «Соревнование древних героинь в полях Элизиума» ("La gara delle antiche eroine ne' campi Elisi"), Вена, 1707
  • «Плацидия» ("La Placidia"), Вена, 1709

Оратории

  • «Страсти» ("La Passione"), Модена, 1693
  • «Святая Радегунда, королева Франции» ("S Radegonda, reina di Francia"), Болонья, 1694
  • «Всегда великий Бог» ("Dio sempre grande"), Мантуя, 1696
  • «Мать Маккавеев» ("La madre dei Maccabei"), Вена, 1704
  • «Пророчества Елисея при осаде Самарии» ("Le profezie d'Eliseo nell'assedio di Samaria"), Вена, 1705
  • «Навуходоносор» ("Nabuccodonosor"), Вена, 1706

Кантаты

  • Шесть кантат, опубликованных в Лондоне (1724), включая «Ревность» ("La gelosia"), «Роза» ("La rosa"), «Кораблекрушение» ("Il naufragio") и др., для голоса и бассо континуо, иногда со струнными.
  • Многочисленные кантаты для одного или двух голосов с бассо континуо, сохранившиеся в рукописях (более 70).

Духовная музыка

  • Месса (1699, утеряна)
  • «Славься, Царица» ("Salve regina"), для 4 голосов
  • «О, сколь сладостен» ("O quam suavis"), кантата для тенора, струнных, гобоя и органа

Инструментальная музыка

  • 12 «Дивертисментов» ("Divertimenti"), для скрипки и виолончели (Болонья, 1695)
  • «Камерные концерты» ("Concerti da camera") (Амстердам, 1700, утеряны)
  • Шесть уроков ("6 lessons") для виолы д'амур и бассо континуо (Лондон, 1724)
  • 57 пьес [возможно, 15 сонат] для виолы д'амур и бассо континуо

Ноты сочинений Аттилио Ариости на сайте библиотеки IMSLP