Арбо, Туано
1520 - 1595

Назад

Туано Арбо (Thoinot Arbeau) - Французский священнослужитель и писатель

Родился 17 марта 1520 года, Дижон,  - умер 23 июля 1595 года, Лангр. 

Псевдоним Туано Арбо является анаграммой его настоящего имени. Он учился в Дижоне и Пуатье, а также, возможно, в Париже, получив степень лиценциата права. Будучи церковником, в 1542 году он стал казначеем капитула в Лангре; в 1547 году он стал каноником кафедрального собора, а в 1565 году он был каноником-казначеем в Бар-сюр-Об. Среди последующих назначений - должность чиновника (церковного судьи), шантре сколиарка (инспектора епархиальных школ), директора по восстановлению собора после его повреждения молнией в 1562 году и, наконец, генерального викария своей епархии. Его самая известная работа - "Оркестрография" (1588, 2/1589), единственное руководство по танцам, опубликованное во Франции во второй половине XVI века. В 1596 году оно было переиздано с новым титульным листом.

Позитивное отношение Арбо к танцам, как по состоянию здоровья, так и в качестве части приятного поиска партнера, его ссылки в тексте на собственное юношеское мастерство в танцах и его неоплатонический взгляд на то, что земной танец гармоничен с танцем Вселенной, - все это относит его к традиции те крепкие церковники эпохи Возрождения, которых так ярко изобразил Рабле. Значимость его работ многогранна. Его текст в форме диалога объясняет большинство видов французского социального танца того периода с помощью четкой танцевальной табулатуры, по-видимому, разработанной им самим. Это позволяет соотнести танцевальные па с музыкой более точно, чем любой другой источник того времени, и имеет неоценимое значение для современных реконструкций танцев; это также дает важные ключи к пониманию исполнения значительной части танцевальной музыки – и музыки, вдохновленной танцами - того периода. Иллюстрации в тексте, хотя и кажутся грубыми, помогают более точно интерпретировать описания этапов. Кроме того, Арбо изложил их более четко, чем другие источники (например, Фабрицио Карозо и Чезаре Негри), что мужские искусства включают в себя танцы, а также фехтование, "описывая как... боевые, так и развлекательные танцы’. Он посвятил книгу воинским искусствам; в длинном введении обосновывается важность танцев для мужчин и описывается техника маршировки, а заключительная часть книги посвящена шести эпизодам буффонов (также известных как матассины или маттаччино), популярного спортивного танца с мечами, состоящего из четырех, шести или восьми упомянутых танцев. только мимоходом в другом месте (для иллюстрации табулатуры Арбо смотрите Матачин). Арбо дополнил свои наставления несколькими восхитительными размышлениями о современных нравах ("экономно сплевывайте и сморкайтесь"; "[после танца танцовщицам] разрешается поцеловать своих любовниц... чтобы убедиться, хороши ли они фигурой или от них исходит неприятный запах тухлого мяса’).

Танцы, описанные Арбо с различными подробностями, включают в себя нижний танец и сопровождающий его тордион (оба, по его словам, "устарели примерно на 50 лет"), павану, 15 вариаций гальярды, 25 различных видов бранлей, куранту, аллеманду, вольте, мориску, канарейку и испанскую павану, а также буффоны. Некоторые описания настолько поверхностны, что просто вызывают любопытство (например, "Мориск" и "Павана Испании"); другие явно неполны (например, "Бранль де Гер", в которой отсутствуют какие-либо воинственные жесты).; третьи исполняются в двухметровом исполнении (куранта и канарейка) вместо обычного трехметрового, что представляет неразгаданные загадки для современных исполнителей. В целом, танцы Арбо проще, чем в книгах Карозо и Негри: он опустил сложные балетные номера и танцы с большими фигурами, встречающиеся в этих источниках, а также сложные и весьма специфические вариации, которые они дают для паваны, пассамеццо или канарейки. Тем не менее, Арбо дал единственные дошедшие до нас описания энергичных вольте и матассинов и включил в них наибольшее количество бранлей. Несмотря на различия между ними, фундаментальная взаимосвязь степов в этих источниках и другие внутренние свидетельства подтверждают мнение о том, что в то время существовал базовый международный степовой словарь с региональными стилистическими различиями или предпочтениями для различных видов танца.

Пособие Арбо является богатым источником информации о танцевальной музыке. Это единственный известный источник, иллюстрирующий таборные ритмы эпохи Возрождения, а также уникальный музыкальный материал, специально предназначенный для импровизации на флейте, со значительными подробностями о технике исполнения. Кроме того, "Orchésographie" содержит много ценных сведений о музыкально-исполнительской практике для танцев, включая соответствующие североевропейские инструменты, детали построения инструментов, пение-танцы и источники дополнительной танцевальной музыки, что подчеркивает силу импровизационных традиций. Очевидно, что он полностью ожидал, что танцевальные музыканты добавят бас и внутренние или нисходящие партии к мелодиям, которые он поставлял. Он дал важные указания по темпу для танцоров и музыкантов, как при сравнении типов танцев (например, "Тордион танцуют близко к земле в легком, живом ритме, а гальярду танцуют выше от земли в более медленном, сильном ритме"), так и при определении диапазона темпа для одного танца типа (например, "Человеку большого роста нужно выполнять упражнения на гальярде медленнее, чем маленькому, поскольку высокому требуется больше времени для выполнения своих шагов").

К применению трактата Арбо следует относиться с осторожностью. Хотя это, несомненно, относится к североевропейскому танцу второй половины XVI века, неясно, насколько далеко в XVII веке оно остается репрезентативным источником; де Лозе, опубликовавший в 1623 году, представил заметно изменившийся стиль. Даже во времена самого Арбо мы не можем быть уверены в том, что его стиль или его танцы действительно отражают практику французского двора (нет никаких свидетельств того, что он когда-либо там был), особенно учитывая влияние современных итальянских мастеров танца при крупных дворах по всей Европе, включая Францию. Тем не менее, "Орхезография" остается богатым источником по истории танца и музыки.

Ноты сочинений Туано Арбо на сайте библиотеки IMSLP