Арайя, Франческо
1709 - 1770
Назад
Araja, Francesco

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Арайя был итальянским композитором, наиболее известным своей работой в России. Его первое важное выступление состоялось 29 октября 1723 года, когда он дирижировал музыкой на религиозной церемонии в честь Святого Джузеппе в церкви Санта-Мария-ла-Нова в Неаполе. Газетные сообщения того времени, освещавшие это событие, отмечали, что 14-летний композитор выступил «к изумлению и восторгу всех». Как композитор он дебютировал с комической оперой «Lo matremmonejo pe’ mennetta» (Неаполь, 1729), написанной в период растущей популярности диалектных комедий в Неаполе. Однако после этого Арайя сочинял только оперы-серии. До своего переезда в Санкт-Петербург в 1735 году он работал в ведущих оперных центрах Италии: его оперы «Кир признанный» и «Клеомен» были поставлены в Риме в 1731 году; его версия «Семирамиды признанной» Метастазио, ранее не приписывавшаяся Арайе, была представлена в Неаполе в том же году; его опера «Сила любви» шла в Милане в 1734 году; а «Береника» и «Луций Вер» были поставлены в Венеции в 1734 и 1735 годах соответственно.
В либретто к «Луцию Веру» Арайя впервые назван «маэстром Её Величества, правительницы всея Руси». Приглашение в Россию, вероятно, было передано ему в Венеции скрипачом Пьетро Мирой, который прибыл из Санкт-Петербурга с приказом императрицы Анны Иоанновны набрать итальянскую оперную труппу. Его долгая служба в Санкт-Петербурге отмечена многочисленными важными событиями. По прибытии он сразу же получил финансовое вознаграждение и покровительство императрицы, которая в 1740 году поручила ему организацию первой в России музыкальной школы. Он заслужил уважение и похвалу преемницы Анны, Елизаветы Петровны, которая в 1742 году назначила его главой новой компании итальянских исполнителей. В 1748 году она попросила его управлять недавно созданными «Концертами итальянской музыки», а в конце своего пребывания в России он организовывал еженедельные концерты для Петра III, который с декабря 1761 года назначил его капельмейстером вместо Х. Ф. Ройпаха. Для русского двора Арайя сочинил восемь опер-серий в период с 1738 по 1755 год, три кантаты, театральный праздник и серенаду. Успех первой оперы на русском языке «Цефал и Прокрис» принес ему звание советника Елизаветы, соболью шубу и 500 серебряных рублей. Театр в Ораниенбауме (резиденции Петра II) был открыт 16 июня 1755 года его оперой «Амор приджоньеро». После окончательного отъезда из России в 1762 году Арайя, по-видимому, вернулся в Италию, где, возможно, преподавал пение. Точное место и дата его смерти неизвестны.
Флорентийский либреттист Джузеппе Бонекки последовал за труппой Арайи в Санкт-Петербург в 1742 году и предоставил ему, среди прочего, пять оперных текстов за время их работы в России. Либретто (все, кроме «Митридата», сохранились на итальянском и в русском переводе) демонстрируют словесные излишества и выразительную риторику, почти всегда с целью создания эффекта неожиданности. Музыка в значительной степени ограничивается обслуживанием этого поэтического плана речитативными диалогами между персонажами и многочисленными хоровыми вставками; лишь изредка персонажам позволяются prominentные сольные моменты. Арайя сумел адаптировать модель итальянской оперы-серии к культуре и environment русского двора, проявив профессиональное мастерство и соответствующий театральный талант. Его использование простых речитативов, арий да капо, финалов актов с сольным исполнением мужчины или женщины и хоровых эпилогов в основном заимствовано из творчества Винчи, чьи оперы на те же метастазиевские сюжеты («Семирамида признанная», 1729, и «Артаксеркс», 1730) предоставили Арайе надежную модель для подражания. В арии «Son fedele all’idol mio» для пастиччо «Меропа» (1746, Генуя), ныне утерянной, Арайя вдохновлялся наиболее характерными стилистическими чертами Винчи: выраженной тенденцией к выделению мелодии и чрезвычайно простыми гармоническими фигурациями (ария Винчи «Tu vedrai empia» предшествовала арии Арайи в этом произведении).
Кантата «La Cimotoe» и ария «Felice ai dì sereni» (исполненная в пастиччо «Орфей» в Лондоне и опубликованная там в 1736 году) демонстрируют все характерные черты стиля Арайи: плавные напевные мелодии, использование хроматизма для более драматичных элементов текста и, прежде всего, высоко контролируемую вокальную виртуозность, чтобы не ставить под угрозу реализм поэтического выражения.
Оперы
Духовная музыка
Кантаты и серенады
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Франческо Арайи на сайте библиотеки IMSLP