Арайя, Франческо
1709 - 1770

Назад

Франческо Арайя (Francesco Araja) - Итальянский композитор

Родился 25 июня 1709 года, Неаполь – умер в 1770 году, Болонья (?). 

Его первое важное выступление состоялось 29 октября 1723 года, когда он руководил музыкальным сопровождением религиозного мероприятия в честь святого Джозеффо в церкви Санта-Мария-ла-Нова в Неаполе. В "Аввизи ди Неаполь" от 2 ноября 1723 года, сообщая об этом событии, говорилось, что 14-летний композитор выступил "ко всеобщему изумлению и одобрению". Как композитор он дебютировал комической оперой "Матреммонехо пе менетта" (Неаполь, 1729), написанной в то время, когда в Неаполе набирали популярность диалектные комедии. Однако после этого Арайя написал только серию опер, и до своего переезда в Санкт-Петербург в 1735 году у него была возможность работать в ведущих оперных центрах Италии: его оперы "Чиро риконосиуто" и "Клеомена" были поставлены в Риме в 1731 году; его постановка оперы Метастазио "Семирамида риконосиута" - произведения, ранее не приписывавшегося ему. Арайя был представлен в Неаполе в том же году; "Сила любви" была исполнена в Милане в 1734 году; "Береника" и "Лучио Веро" были исполнены в Венеции в 1734 и 1735 годах соответственно.

Именно в либретто Лусио Веро Арайя впервые назван “маэстро Ее Величества, правительницы всея Руси”. Приглашение приехать в Россию, вероятно, было передано ему в Венеции скрипачом Пьетро Мира, который приехал из Санкт-Петербурга с поручением царицы Анны Иоанновны собрать для нее итальянскую оперную труппу. Его долгая служба в Санкт-Петербурге отмечена множеством важных событий. По прибытии он сразу же получил финансовое вознаграждение и покровительство царицы, которая в 1740 году возложила на него ответственность за организацию первой музыкальной школы в России. Он заслужил уважение и похвалу преемницы Анны, Елизаветы Петровны, которая в 1742 году назначила его главой новой труппы итальянских артистов. В 1748 году она попросила его возглавить недавно созданный Концерт итальянской музыки, и к концу своего пребывания в России он организовывал еженедельные концерты для Петра III, который с декабря 1761 года назначил его маэстро капеллы вместо Х.Ф. Рейпаха. В период с 1738 по 1755 год Арайя написал для русского двора восемь опер, три кантаты, театральный фестиваль и серенаду. Успех первой оперы на русском языке "Цефал и Прокрис" принес ему звание советника Елизаветы, соболью шубу и 500 рублей серебром. Театр в Ораниенбауме (резиденция Петра II) был торжественно открыт 16 июня 1755 года его "Любовником-предтечей". После окончательного отъезда из России в 1762 году Арайя, по-видимому, вернулся в Италию, где, возможно, преподавал пение. Место и дата его смерти достоверно не известны.

Флорентийский либреттист Джузеппе Бонекки последовал за труппой Арайя в Санкт-Петербург в 1742 году и предоставил ему, среди прочего, тексты пяти опер во время их пребывания в России. Либретто (все они, за исключением "Митридата", сохранились в итальянском и русском переводах) изобилуют словесными излишествами и экспрессивной риторикой, почти всегда с целью произвести неожиданный эффект. Музыка в основном сводится к тому, чтобы облегчить этот стихотворный план с помощью речитативных диалогов между персонажами и многочисленных вставок хора; лишь в редких случаях персонажам позволяются выдающиеся сольные моменты. Арайя сумел адаптировать итальянскую модель оперы-сериа к культуре и обстановке российского двора, продемонстрировав профессиональное мастерство и соответствующее театральное мастерство. Его использование простых речитативов, арий "да капо", финалов актов с мужским или женским соло и хоровых эпилогов заимствовано, по большей части, из творчества Винчи, чьи оперы на те же сюжеты ("Семирамида риконосчута", 1729, и "Артасерз", 1730) послужили для Арайя образцом музыкального искусства. ссылка. В арии "Son fedele all'idol mio" для "pasticcio Merope" (1746, Генуя), ныне утраченной, Арайя черпал вдохновение из наиболее характерных стилистических черт Винчи: заметной тенденции подчеркивать мелодию и чрезвычайно простых гармонических образов ("Tu vedrai empia" Винчи предшествовала арии Арайя в "Pasticcio Merope", 1746, Генуя). работа).

Кантата "Чимото" и ария "Феличе и ди Серени" (исполнены в лондонском "Пастиччо Орфео" и опубликованы там же в 1736 году) демонстрируют все отличительные черты стиля Арайя: плавные кантабильные мелодии, использование хроматизма для усиления драматических элементов текста и, прежде всего, виртуозность вокала это строго контролируется, чтобы не нарушить реалистичность поэтического выражения.

Ноты сочинений Франческо Арайя на сайте библиотеки IMSLP