Аполлони, Сальваторе
1704 - 1759
Назад
Apolloni, Salvatore

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Итальянский композитор. Сальваторе Аполлони с детства был тесно связан с Бальдассаром Галуппи. Вероятно, оба получили первые музыкальные навыки от отца Галуппи, который по профессии был парикмахером и частично играл на скрипке. В либретто 1727 года он упоминается как первый скрипач Театро Сан Самуэле в Венеции, и, по-видимому, Галуппи предоставил ему место в оркестре герцогской капеллы Сан-Марко.
Аполлони, по сведениям современников, обладал живым и жизнерадостным характером, что соответствовало легкомысленным сюжетам его музыки (ни одно произведение до наших дней не дошло). Он рано завоевал местную известность как композитор песен в стиле венецианских гондольеров (баркароллы), серенад и других случайных музыкальных произведений. Как театральный композитор он работал почти исключительно для труппы комиков Джузеппе Имера (непрофессиональные певцы), что предполагает относительно простоту его музыкального стиля. Его интермедии и пародии на оперу серию отражали вкус к музыкальной сатире, который, по мнению Дента, был характерно венецианским. Эти пародии представляли собой необычное сочетание тогдашних конвенций оперы сериа и буффа: персонажи были людьми высокого социального положения (один из королей говорил на венецианском диалекте); регулярно использовались арии да капо на выход, а также ансамблевые финалы и короткие арии в начале сцен. Произведения были значительно короче обычных опер, как серьёзных, так и комических, и содержали примерно половину числа музыкальных номеров. Несмотря на то, что ранние историки скептически отзывались о талантах Аполлони как композитора, записи выступлений подтверждают его популярность дома и даже за пределами Альп.
Аполлони создавал музыку преимущественно для театра, сочинял интермедии, пародии на оперу серию, баркароллы, серенаты и другие случайные произведения. Его музыкальный язык был простым и доступным, но вместе с тем отражал характерные для Венеции элементы сатирической оперы. Он использовал как сольные, так и ансамблевые номера, а в сценических композициях соединял элементы серьезной и комической оперы, адаптируя их под небольшие труппы непрофессиональных исполнителей. Музыка Аполлони демонстрирует сочетание театральной наглядности с мелодической лёгкостью, характерной для венецианской школы первой половины XVIII века.
Ноты сочинений Сальваторе Аполлони на сайте библиотеки IMSLP