Антеньяти, Антеньяти
15-й век - 17-й век

Назад

Антеньяти Антеньяти (Antegnati Antegnati) - Итальянская семья органных мастеров, композиторов и музыкантов

Семейство Антеньяти было активным с последних десятилетий 15-го века по вторую половину 17-го. Некий Лоренцо Антеньяти и его сын Джованни, юрист, обосновались в Брешии, родом из Лоди, и получили гражданство 17 февраля 1431 года.

1. Органисты и изготовители органов.

Сын Джованни, Бартоломео (умер в 1501 году, прозванный "магистр Бартоломеус де Лумезанис", вероятно, потому, что у него была мастерская в Лумеццане), был первым в семье изготовителем органов и органистом в кафедральном соборе Брешии. Он работал на органах в соборах Святой Марии Маджоре и святого Пьетро де Дома в Брешии (1484), Миланском соборе (малый орган, 1489-91); Марии Маджоре в Бергамо (1496-8); Лоренцо Маджоре в Милане (1498) и Альбино близ Бергамо (1501).

Сын Бартоломео, Джан Баттиста (р. 1490; умер до 1560), был выдающимся органистом, а Джан Джакомо (ок. 1495–1563) и его сын Бенедетто (1535-1608) были создателями органов.

Среди органов Джан Джакомо - инструменты в Брешии: Мадонна делле Грацие и Фаустино в Рипозо (обе 1532-3) и Мария-де-Дом (1536-7); Милане: Эусторджио (1519-20), кафедральный собор (1552-9), Маурицио (1554) и Мария делла Пассионе (1558); Сало (Италия). Кафедральный собор (1548) и собор Виджевано (1554). Бенедетто построил органы в соборе Святого Алессандро в Брешии (1564), соборе Витторе в Варезе (1566), Туринском соборе (1567-1588), соборе Марии Прессо в Сельсо в Милане (1570-71), Мадонне делла Стекката в Парме (1573) и Пармском кафедральном соборе (1575).

Сын Джан Баттисты, Грациадио (i) (р. 1525; умер после 1590), считается самым выдающимся строителем в семье. Он построил органы в соборе Святой Барбары в Мантуе (1565), Санто-Спирито в Бергамо (1566-1577), Агате в Кремоне (1569), Джованни Баттиста в Морбеньо (1572), соборе Асола (1575), Джузеппе в Брешии (1581), коллегиальной церкви Пьетро и Стефано в Беллинцоне. (1584-1588); собор Святого Рокко в Кинцано д'Ольо (1585); собор Крема (1586); из них сохранился только собор Святого Джузеппе в Брешии.

Сын Грациадио, Костанцо (родился в Брешии, 9 декабря 1549; умер в Брешии, 14 ноября 1624) - самый известный представитель семьи благодаря своей работе "Органическое искусство" (Венеция, 1608; см. ниже). С 1570 года он работал со своим отцом, а с 1584 по 1624 год был органистом кафедрального собора в своем родном городе. Он также сочинял музыку: сборник мадригалов на четыре голоса (1571), две мессы для шести и восьми голосов (1578, 1589), две книги мотетов из четырех и пяти частей (1575, 1581), книгу псалмов (1592), сборник месс, мотеты и другие произведения для 12 голосов (1603); ряд произведений для органа (опубликовано как соч.16 в издательстве "Органическое искусство") и 15 канцони на французском языке. Он построил органы в Сан-Джорджо, Баголино (1590); Мадонна делла Стекката, Парма (1593); Мария Маджоре, Бергамо (1593-1594); приходская церковь Гардоне (1594); церковь кармелитов, Сало (1594); Агостино и Грата, Бергамо (1604).

Внук Костанцо, Грациадио Антеньяти (ii) (р. 1608; умер в 1656), как известно, работал над органами в Роверето; в соборах Марко и Джорджо Маджоре в Венеции; в соборах Падуи (1644-5) и Антонио (1645-9); в соборе Виченцы; а также в соборе Марии деи Мираколи в Брешии. (1644 год). Некоторое время он был органистом кафедрального собора в Падуе.

Типичный орган Antegnati состоит из одной ручки и выдвижной педали. Органы Бартоломео в церкви Святой Марии Маджоре в Бергамо и в церкви Святого Лоренцо Маджоре в Милане относятся к типу, распространенному в Италии во второй половине XV века, с 47 клавишами (F'G'A'–f"), пружинным ящиком и шестью упорами: Principale 12', Ottava 6", Кинтадецима 3", Дециманона 2", Вигесима Масеконда 11/2", Флауто в кинтадециме 3". Более поздние антегнатные органы имеют разные компасы: у 16–дюймового органа (53 клавиши) это C-g"a".; для 12–дюймового органа это могут быть C'/E'-f" (50 клавиш) с семью раздельными клавишами для речей и ля-с (S Barbara, Мантуя), F'G'–g"a" (50 клавиш) или (в S Maria del Carmine, Брешиа) F'G'a'–c"' (45 клавиш, S Maria al Campo, Альменно, Кремона) или C/E–f"' (50 клавиш, S Carlo, Брешиа); 6–дюймовые инструменты имеют FGA-g""a"" (50 клавиш, Мадонна ди Кампанья, Понте в Вальтеллине), а 3–дюймовый орган имеет FGA-c"' (42 клавиши, S Rocco, Viadana). У каждого органа есть принципал (16 дюймов, или 12 дюймов, или 8 дюймов, или 6 дюймов, или 3 дюйма; в качестве исключения, для больших церквей, даже 24 дюйма). Затем рипьено был построен по этому принципу и состоял из остановок в один ряд, включая Оттаву, Квинтадециму, Дециманону, Вигесимасеконду, Вигесимасесту, Вигесиманону и, в более крупных местах, Тригесиматерцу. Антеньяти никогда не использовали двойные ряды для Принципале и рипьено, в отличие от большинства других итальянских строителей (особенно в центральной Италии), которые использовали двойные и даже тройные ряды (например, орган Лоренцо да Прато и Фачетти в Сан-Петронио, Болонья). Помимо "рипьено", были еще один, два или даже три ряда "Флауто" в Оттаве, дуодециме, кинтадециме или, как в "Мария прессо Селсо" в Милане, в "Дециманоне". Во второй половине XVI века фиффаро, основной (только для высоких частот) звукоряд, слегка заостренный для создания акустического тремулятора, был довольно распространен. Также использовалось тремоло, которое механически воздействовало на подачу ветра. В нескольких своих контрактах Антеньяти обещали поставить тростниковые подставки, но, похоже, так и не построили их, за единственным исключением: подставка из Корнамузы для органа в cornu epistolae в церкви Санта-Мария-Маджоре, Бергамо (Костанцо, 1593).

Метод настройки органа, описанный Костанцо Антеньяти в его книге "L'arte organica", обычно воспринимается как описание среднетембранного темперамента с чистыми мажорными 3-мя и 5-мя тонами, темперированными на четверть запятой. Это предположение основано на указании Антеньяти о том, что 3-й звук должен быть настроен как можно более чисто. Однако, поскольку он сначала говорит, что 5-е должны быть лишь слегка смягчены (чтобы быть едва заметными), может показаться, что они должны быть смягчены менее чем на четверть запятой, и что 3-е должны быть настроены как можно более чисто в контексте таких 5-х. Такая интерпретация подтверждается тем, что Антеньяти не проверил каждую 3-ю и 5-ю в конце своей системы настройки.

В L'arte organica Костанцо также предложил различные варианты регистрации. Помимо полного рипьено, которое исполняется без флейт в начале и в конце службы, есть меццо-рипьено (Принципале, Оттава, два высших разряда рипьено и флейто в Оттаве) и концерт ди корнетти (Оттава, Дециманона, специальный концерт для виолончели). и Флауто в Оттаве). Другие комбинации включают Принципале и Флауто в Оттаве (с Оттавой или без нее), Оттава и Флауто в Оттаве, Оттава и Дециманона, принципале и Флауто в дуодециме или Флауто в квинтадециме, с Оттавой или без нее (дополнительную информацию смотрите в разделе Регистрация, §I, 3).

2. Другие клавишные инструменты.

Другой сын Бартоломео, Джован Франческо (1533-1585), был единственным в семье, кто изготавливал струнные инструменты, специализируясь на клавесинах и многоугольных виргиналиях. В 1533 году Ланфранко писал о "монохорди, арпичорди и клавацимбали, изготовленных с величайшим старанием Джованом Франческо Антеньяте из Брешии’. Джован Франческо помогал своему брату в изготовлении органа в кафедральном соборе Сало: два письма с автографами, хранящиеся в архиве коммуны Сало и подписанные "Джован Франческо ди Антеньяти, композитор арпикордистов", объясняют задержку с поставкой инструмента. В 1566 году он был свидетелем подписания Клаудио Меруло трудового договора в качестве органиста кафедрального собора Брешии.

Сохранилось несколько его многоугольных виргиналей, которые были широко распространены в Италии эпохи Возрождения, с одним 8–дюймовым регистром и оригинальным циркулем FGA-f"'. Часто его инструменты были элегантно украшены и имели съемный защитный футляр. На трех статуях девственницы стоит подпись Иоанниса Франсиски Бришчани (1544, Музей-театр ла Скала, Милан; 1550, Музей античных музыкальных инструментов, Рим; и 1554, в настоящее время находится в Атенео в Брешии). На одном из них 1569 года (сейчас находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне), на котором также стоит подпись Марко Джадры, есть надпись francisci brixiensis fecti; на крышке другого девственного инструмента в том же музее, датированного 1537 годом, указано его имя, но оно может быть фальшивым, даже если сам инструмент подлинный. Клавесин с двойной надписью "1554 франческо Григенсиус и Доменико да Пезаро, 1590", хранящийся в Национальном музее Ирландии в Дублине, вероятно, принадлежит ему.