Анна, Мария
1695 - 1782
Назад
Anna, Maria
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Анна Мария была итальянской скрипачкой, наиболее известной из всех музыканток, воспитанных в венецианском Оспедале делла Пьета. Отсутствие фамилии отражает ее статус найденыша; несмотря на выдающуюся известность, она всю жизнь оставалась воспитанницей Пьета. Около 1706 года Анна Мария была принята в полностью женский хор института, где одним из ее преподавателей был Антонио Вивальди. 19 июля 1712 года ей приобрели скрипку, а 26 августа она вошла в небольшую группу дочерей хора, исполнявших музыку в монастыре Сан-Франческо делла Винья. Новая скрипка была куплена для нее 26 апреля 1720 года, а 14 февраля 1721 года она была назначена одной из 14 привилегированных дочерей, имеющих право обучать других воспитанниц — услуга, которую она оказывала более 60 лет.
В 1721 году, когда Анна Мария начала исполнять сольные партии в концертах, саксонский юрист Иоганн Кристоф Неймейц услышал ее игру и восхищался ее мастерством, утверждая, что среди мужчин-скрипачей ей было мало равных, особенно отмечая ее "ловкую и одновременно деликатную руку". Иоганн Иоахим Кванц, посетивший Венецию в 1726 году, высоко оценивал ее, а барон Карл Людвиг фон Пёлльниц в письме из Венеции 15 мая 1730 года прямо называл ее лучшей скрипачкой Италии.
30 августа 1737 года Анна Мария получила звание учительницы с особыми обязанностями преподавания скрипки и была избрана руководительницей хора, что возложило на нее музыкальное и дисциплинарное руководство хором. Впоследствии она больше не выступала как солистка. На протяжении всей карьеры ею пользовались большим уважением губернаторы Пьета, щедро предоставляя отдых на материке при необходимости восстановления здоровья.
Как учитель скрипки, Анна Мария имела большой успех; среди ее учениц были Бернардина, Сантина и младшая Анна Мария. В письме Джованни Баттиста Мартини от 12 марта 1733 года Джованни Альберто Риччери отметил, что восемь скрипачек, которых он услышал в Пьета, затмили своих профессиональных коллег-мужчин, что подтверждает влияние Анны Марии как наставницы и лидера. Она также овладела виолой дамур, виолончелью, мандолиной, клавесином, лютней и теорбо. Все эти инструменты упоминаются в десяти катренах анонимной сатиры около 1736 года, посвященных воспитанницам хоров Пьета, где также восхваляются ее теплая личность и красота.
Пик ее карьеры как солистки совпал с периодом 1723–1729 годов, когда Вивальди снабжал Пьета двумя концертами в месяц. Два его концерта для виолы дамур (RV 393 и RV 397) могли быть написаны специально для нее, поскольку в автографе на партиции буквы "АМ" выделены заглавными. Документальные свидетельства ее мастерства сохранились в рукописном партитурном сборнике, содержащем главные скрипичные партии 31 концерта, переписанных в 1720-е годы. По меньшей мере 24 из этих концертов подтверждены как сочинения Вивальди; другие принадлежали Джузеппе Тартини, Джованни Батисте Бруса и Мауро д'Алай. Из технически сложных и разнообразных сольных партий видно, что Анна Мария не уступала своему учителю. Однако ее талант был признан и развит благодаря стремлению Пьета привлекать пожертвования через высокий уровень музыки в капелле и тому, что Венеция была важным туристическим центром.
Анна Мария не оставила собственных опубликованных сочинений; ее значение связано прежде всего с исполнительским мастерством на скрипке и виоле дамур, педагогической деятельностью и влиянием на музыкальную практику института Пьета, а также тесным сотрудничеством с Вивальди и другими современными композиторами. Ее наследие заключается в выдающейся исполнительской традиции, которую она представляла и передавала последующим поколениям музыкантов.