Анна, Мария
1695 или 1696 - 1782

Назад

Мария Анна (Maria Anna) - Итальянская скрипачка

Родилась в 1695 или 1696 году, Венеция - умерла 10 августа 1782 года, Венеция. 

Она была самым знаменитым музыкантом, когда-либо выступавшим в венецианской Оспедале делла Пьета. Отсутствие фамилии отражает ее статус подкидыша, и, несмотря на свою известность, она всю жизнь оставалась воспитанницей "Пьеты". Около 1706 года она поступила в женскую школу коро, где одним из ее учителей был Вивальди. 19 июля 1712 года для нее была куплена скрипка, а 26 августа того же года она стала одной из небольшой группы фигли ди Коро, приглашенных играть в монастыре Святого Франческо делла Винья. 26 апреля 1720 года для нее была куплена новая скрипка, а 14 февраля 1721 года она стала одной из 14 привилегированных женщин, которым было разрешено выступать в качестве репетитора при пансионерке, и эту услугу она оказывала более 60 лет. В 1721 году, когда она начала исполнять сольные партии в концертах, саксонский юрист И.К. Немейц услышал ее и пришел в восторг от ее игры, заявив, что среди скрипачей-мужчин ей мало равных, и похвалив ее "ловкую, но нежную руку". Кванц, посетивший Венецию в 1726 году, высоко оценил ее (не называя по имени) в своей автобиографии, а барон Карл Людвиг фон Пельниц в письме из Венеции от 15 мая 1730 года недвусмысленно охарактеризовал ее как выдающуюся скрипачку Италии. 30 августа 1737 года Анна Мария была повышена в звании до маэстры (с особой ответственностью за обучение игре на скрипке) и избрана на должность маэстры ди коро, которая возложила на нее руководство, как музыкальное, так и дисциплинарное, коро. В результате она больше не выступала как скрипачка-одиночка. На протяжении всей своей карьеры она пользовалась большим уважением со стороны руководства Pietà, которое великодушно разрешало ей проводить периоды выздоровления на материке, когда того требовало ее здоровье. Как преподаватель игры на скрипке, она была очень успешной, и среди ее учениц были Бернардина, Сантина и Анна Мария младшая. В письме к Дж.Б. Мартини от 12 марта 1733 года Дж.А. Риччиери высказал мнение, что восемь скрипачей, выступления которых он слышал в "Пьете", посрамили своих коллег-мужчин-профессионалов, что свидетельствует о примере Анны-Марии и ее лидерстве. Она также овладела игрой на альте д'Аморе, виолончели, мандолине, клавесине, лютне и теорбо. Все эти инструменты упоминаются в десяти катренах, посвященных ей, в анонимной сатире 1736 года на "Фигли ди коро" Пьеты. В стихотворении также отдается дань уважения ее теплому характеру и красоте. Расцвет Анны Марии как скрипачки-солистки совпал с периодом (1723-1799), когда Вивальди давал "Пьете" по два концерта в месяц. Два его концерта для альта д'Амур (RV 393 и RV 397), возможно, были написаны специально для нее: в партитуре с автографом буквы "AM" в слове "amore" написаны заглавными буквами. О ее способностях свидетельствует рукописный партитурный альбом, адресованный ей на обложке, в котором содержатся основные партии скрипки для 31 концерта, все они, по-видимому, были скопированы в сборник в 1720-х годах. По меньшей мере 24 концерта (многие из которых анонимны) принадлежат Вивальди; за другие концерты отвечают Тартини, Бруса и Мауро д'Алай. По амбициозному и разнообразному написанию сольных партий видно, что Анна Мария мало уступала в технике исполнения своему учителю. Однако, если бы "Пьета" не стремилась получать пожертвования и завещания благодаря превосходной музыке, исполняемой в ее капелле, и если бы Венеция не была главным туристическим направлением, ее талант никогда бы не был признан, поддержан и вознагражден.