Анна Амалия I, Принцесса Пруссии
1723 - 1787
Назад
Anna Amalia I, Princess of Prussia
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Анна Амалия была немецкой покровительницей искусств, музыкантом-любителем и композитором. Она была младшей сестрой Фридриха Великого и, по всей видимости, регулярно советовалась с ним по музыкальным вопросам. Уже в 1735 году она вела музыкальный учебный тетрадь вместе с сестрой Луизой Ульрикой, что свидетельствует о ранней приверженности музыкальному образованию. К 1740 году она и Ульрика регулярно занимались у органиста кафедрального собора Готтфрида Хайне, а обучение продолжалось до 1742 года. Анна Амалия достигла высокого уровня владения клавесином и струнными клавишными инструментами и с 1755 года увлеченно занималась игрой на органе. Современники, включая ее письма, отмечали также игру на лютне, скрипке и флейте, однако она была значительно менее искусна на этих инструментах.
В возрасте около 35 лет Анна Амалия начала серьезно изучать композицию. В 1758 году она наняла своим учителем Иоганна Филиппа Кирнбергера, ученика Иоганна Себастьяна Баха, у которого овладела контрапунктом и композиционными навыками. В 1754 году она заказала поэту Карлу Вильгельму Рамлеру либретто для пассионной оратории, якобы положив на музыку весь текст под названием "Смерть Иисуса" (более известная постановка Карла Генриха Грауна была создана в 1755 году). Из произведений Анны Амалии до нашего времени сохранились только отдельные номера.
В 1755 году она стала настоятельницей секуляризованного аббатства Кведлинбург, что обеспечило ей комфортный доход и почти не отнимало времени. Она продолжала жить в Берлине, устраивая музыкальные вечера для художников и интеллигенции Берлина и Европы, включая барона Готтфрида ван Свитена. Анна Амалия выражала свое мнение о музыке открыто и часто резко. Она проявляла интерес к немецким зингшпилям 1770-х годов, но к новым стилям своего времени относилась критически, особенно к Кристофу Виллибальду Глюку, которого считала значительно уступающим Грауну и Иоганну Адольфу Хассе. В то же время она поддерживала Карла Филиппа Эмануэля Баха, которого в 1768 году назначила своим почетным капельмейстером.
Главное значение Анны Амалии для музыки заключается в ее музыкальной библиотеке, уникальной коллекции восемнадцатого века, особенно богатой произведениями Иоганна Себастьяна Баха. Коллекция формировалась под руководством Хайне, а затем Кирнбергера, который помогал в выборе произведений и подготовке рукописей. После смерти Кирнбергера в 1783 году Анна Амалия получила его наследие, включая материалы, унаследованные Кирнбергером от камерного музыканта Анны Амалии Кристофа Шаффрата. Библиотека была завещана гимназии Иоахимсталь в Берлине, а в 1914 году передана в Королевскую библиотеку.
Произведения Анны Амалии включают вокальные и инструментальные работы, большинство из которых сохранились в автографах. Ее композиции показывают мастерство и владение контрапунктом, но ограниченную оригинальность. Она создавала хоралы, песни, арии и инструментальные сочинения, а также контрапунктические упражнения для обучения музыке. Ее стиль отражает влияние Иоганна Себастьяна Баха и учений Кирнбергера, демонстрируя приверженность барочным традициям в эпоху, когда в музыке доминировал классицизм.
Вокальная музыка:
Инструментальная музыка
Камерная музыка:
Клавирная музыка: