Анна Амалия I, Принцесса Пруссии
1723 - 1787

Назад

Anna Amalia I, Princess of Prussia

  • Дата рождения: 9 ноября 1723
  • Место рождения: Берлин, Германия
  • Дата смерти: 30 марта 1787
  • Место смерти: Берлин, Германия

Биография

Анна Амалия — немецкая покровительница искусств, музыкант-любитель и композитор. Она была младшей сестрой Фридриха Великого и, по всей видимости, регулярно советовалась с ним по музыкальным вопросам. Уже в 1735 году она вела музыкальный учебный тетрадь вместе с сестрой Луизой Ульрикой, что свидетельствует о ранней приверженности музыкальному образованию. К 1740 году она и Ульрика регулярно занимались у органиста кафедрального собора Готтфрида Хайне, а обучение продолжалось до 1742 года. Анна Амалия достигла высокого уровня владения клавесином и струнными клавишными инструментами и с 1755 года увлечённо занималась игрой на органе. Современники, включая её письма, отмечали также игру на лютне, скрипке и флейте, однако она была значительно менее искусна на этих инструментах.

В возрасте около 35 лет Анна Амалия начала серьёзно изучать композицию. В 1758 году она наняла своим учителем Й.П. Кирнбергера, ученика И.С. Баха, у которого овладела контрапунктом и композиционными навыками. В 1754 году она заказала поэту К.В. Рамлеру либретто для пассионной оратории, якобы положив на музыку весь текст под названием Der Tod Jesu (более известная постановка К. Грауна была создана в 1755 году). Из произведений Анны Амалии до нашего времени сохранились только отдельные номера.

В 1755 году она стала настоятельницей секуляризованного аббатства Кведлинбург, что обеспечило ей комфортный доход и почти не отнимало времени. Она продолжала жить в Берлине, устраивая музыкальные вечера для художников и интеллигенции Берлина и Европы, включая барона Готтфрида ван Свитена. Анна Амалия выражала своё мнение о музыке открыто и часто резко. Она проявляла интерес к немецким Зингшпилям 1770-х годов, но к новым стилям своего времени относилась критически, особенно к Глюку, которого считала значительно уступающим Грауну и Хассе. В то же время она поддерживала К.П.Э. Баха, которого в 1768 году назначила своим почётным капельмейстером.

Главное значение Анны Амалии для музыки заключается в её музыкальной библиотеке, уникальной коллекции XVIII века, особенно богатой произведениями И.С. Баха. Коллекция формировалась под руководством Хайне, а затем Кирнбергера, который помогал в выборе произведений и подготовке рукописей. После смерти Кирнбергера в 1783 году Анна Амалия получила его наследие, включая материалы, унаследованные Кирнбергером от камерного музыканта Анны Амалии Кристофа Шаффрата. Библиотека была завещана гимназии Иоахимсталь в Берлине, а в 1914 году передана в Königliche Bibliothek (Королевскую библиотеку).

Творчество

Произведения Анны Амалии включают вокальные и инструментальные работы, большинство из которых сохранились в автографах. Её композиции показывают мастерство и владение контрапунктом, но ограниченную оригинальность. Она создавалa хоралы, песни, арии и инструментальные сочинения, а также контрапунктические упражнения для обучения музыке.

Произведения

Вокальные:

  • Der Tod Jesu (пассионная оратория, либретто К.В. Рамлера), после 1754, сохранились 2 номера: Du dessen Augen flossen (хорал), Sein Odem ist schwach (хор)
  • Der Bruder und die Schwester, 2 голоса, бас-континуо, 1776
  • 5 лieder, 1776–1778
  • Dir folgen meine Tränen, сольный голос, бас-континуо, 1777
  • Io morrò spietato amante, ария, сопрано, альт, струнные, бас-континуо, 1780
  • 21 хорал, 1778–1780, в том числе Man lobt dich in der Stille

Инструментальные:

  • Камерная музыка: соната для флейты и бас-континуо, 1771; фуга для скрипки и альта, 1776; аллегро для 2 скрипок и бас-континуо, в Кирнбергере Die Kunst des reinen Satzes in der Musik (1776)
  • Круговой канон для 5 инструментов, 1779
  • 6 маршей для духовых инструментов
  • Клавишные: 4 разработанных хорала, 1777–1778; трио для органа