Анна Амалия I, Принцесса Пруссии
1723 - 1787

Назад

Anna Amalia I, Princess of Prussia

  • Дата рождения: 9 ноября 1723
  • Место рождения: Берлин, Германия
  • Дата смерти: 30 марта 1787
  • Место смерти: Берлин, Германия

Биография

Анна Амалия была немецкой покровительницей искусств, музыкантом-любителем и композитором. Она была младшей сестрой Фридриха Великого и, по всей видимости, регулярно советовалась с ним по музыкальным вопросам. Уже в 1735 году она вела музыкальный учебный тетрадь вместе с сестрой Луизой Ульрикой, что свидетельствует о ранней приверженности музыкальному образованию. К 1740 году она и Ульрика регулярно занимались у органиста кафедрального собора Готтфрида Хайне, а обучение продолжалось до 1742 года. Анна Амалия достигла высокого уровня владения клавесином и струнными клавишными инструментами и с 1755 года увлеченно занималась игрой на органе. Современники, включая ее письма, отмечали также игру на лютне, скрипке и флейте, однако она была значительно менее искусна на этих инструментах.

В возрасте около 35 лет Анна Амалия начала серьезно изучать композицию. В 1758 году она наняла своим учителем Иоганна Филиппа Кирнбергера, ученика Иоганна Себастьяна Баха, у которого овладела контрапунктом и композиционными навыками. В 1754 году она заказала поэту Карлу Вильгельму Рамлеру либретто для пассионной оратории, якобы положив на музыку весь текст под названием "Смерть Иисуса" (более известная постановка Карла Генриха Грауна была создана в 1755 году). Из произведений Анны Амалии до нашего времени сохранились только отдельные номера.

В 1755 году она стала настоятельницей секуляризованного аббатства Кведлинбург, что обеспечило ей комфортный доход и почти не отнимало времени. Она продолжала жить в Берлине, устраивая музыкальные вечера для художников и интеллигенции Берлина и Европы, включая барона Готтфрида ван Свитена. Анна Амалия выражала свое мнение о музыке открыто и часто резко. Она проявляла интерес к немецким зингшпилям 1770-х годов, но к новым стилям своего времени относилась критически, особенно к Кристофу Виллибальду Глюку, которого считала значительно уступающим Грауну и Иоганну Адольфу Хассе. В то же время она поддерживала Карла Филиппа Эмануэля Баха, которого в 1768 году назначила своим почетным капельмейстером.

Главное значение Анны Амалии для музыки заключается в ее музыкальной библиотеке, уникальной коллекции восемнадцатого века, особенно богатой произведениями Иоганна Себастьяна Баха. Коллекция формировалась под руководством Хайне, а затем Кирнбергера, который помогал в выборе произведений и подготовке рукописей. После смерти Кирнбергера в 1783 году Анна Амалия получила его наследие, включая материалы, унаследованные Кирнбергером от камерного музыканта Анны Амалии Кристофа Шаффрата. Библиотека была завещана гимназии Иоахимсталь в Берлине, а в 1914 году передана в Королевскую библиотеку.

Творчество

Произведения Анны Амалии включают вокальные и инструментальные работы, большинство из которых сохранились в автографах. Ее композиции показывают мастерство и владение контрапунктом, но ограниченную оригинальность. Она создавала хоралы, песни, арии и инструментальные сочинения, а также контрапунктические упражнения для обучения музыке. Ее стиль отражает влияние Иоганна Себастьяна Баха и учений Кирнбергера, демонстрируя приверженность барочным традициям в эпоху, когда в музыке доминировал классицизм.

Произведения

Вокальная музыка:

  • "Смерть Иисуса" ("Der Tod Jesu") (пассионная оратория на либретто Карла Вильгельма Рамлера, после 1754 года, сохранились 2 номера: хорал "Твои глаза лились слезами" ("Du dessen Augen flossen") и хор "Его дыхание слабо" ("Sein Odem ist schwach"))
  • "Брат и сестра" ("Der Bruder und die Schwester") для двух голосов и бассо континуо (1776)
  • Пять песен ("5 Lieder") (1776–1778)
  • "За мной слезы мои льются" ("Dir folgen meine Tränen") для сольного голоса и бассо континуо (1777)
  • "Я умру, жестокий возлюбленный" ("Io morrò spietato amante") (ария для сопрано, альта, струнных и бассо континуо) (1780)
  • Двадцать один хорал ("21 Choral") (1778–1780), в том числе "Тебя хвалят в тишине" ("Man lobt dich in der Stille")

Инструментальная музыка

Камерная музыка:

  • Соната для флейты и бассо континуо (1771)
  • Фуга для скрипки и альта (1776)
  • Аллегро для двух скрипок и бассо континуо (опубликовано в труде Иоганна Филиппа Кирнбергера "Искусство строгого стиля в музыке", 1776)
  • Круговой канон для пяти инструментов (1779)
  • Шесть маршей для духовых инструментов

Клавирная музыка:

  • Четыре разработанных хорала (1777–1778)
  • Трио для органа