Англези, Доменико
между 1610 и 1615 - 1674

Назад

Доменико Англези (Domenico Anglesi) - Итальянский композитор и музыкант-инструменталист

Родился между 1610 и 1615 годами, Милан - умер 11 мая 1674 года, Флоренция. 

16 марта 1639 года он присоединился к придворным музыкантам великого герцога Тосканского во Флоренции. В течение нескольких лет он также состоял при дворе (в качестве камердинера) кардинала Джован Карло Медичи, а в 1647 году был связан с принцем Маттиасом Медичи, губернатором Сиены. Ему дважды не удалось (по техническим причинам) получить должность органиста Флорентийского собора в 1645 и 1649 годах; в документах, связанных с последним этапом подачи заявок, он назван “миланцем”. Атто Мелани упоминает его в двух письмах принцу Маттиасу: в одном от 7 сентября 1653 года он назван одним из музыкантов, которые оклеветали Мелани во время его недавнего прибытия ко двору в Инсбруке; в другом, датированном 27 сентября 1654 года, Мелани обращает внимание на его противоположное мнение о первом акте. из "Иперместры" Кавалли. Согласно другому письму Лоренцо Гвиччардини принцу Маттиасу от 3 сентября 1641 года, он написал музыку к коккиате, которую недавно давали во Флоренции. Музыка утрачена, как и в трех его более поздних драматических произведениях: "Алидоро иль Костанте" (текст Антонио Малатесты), драматическая кантата, написанная по заказу кардинала Джован Карло для исполнения 10 августа 1650 года; комическая опера “Благородный слуга” и “Праздничный балет”, конный балет, представленный в рамках торжеств по случаю свадьбы будущего великого герцога Козимо III и Маргариты Луизы Орлеанской. У него была определенная репутация органиста, но, за исключением трех отдельных произведений, приписываемых ему, – клавишной токкаты и двух сольных песен, Occhi belli и Lasciatemi dormire, – ни одно произведение Англези не сохранилось за исключением его "Арии" (Флоренция, 1635) для сольного голоса и континуо; об этом, по-видимому, стоит сожалеть, поскольку книга является одним из лучших сборников итальянских песен своего времени. Она состоит в основном из 22 строфических арий; остальные четыре композиции - это две отдельные песни, представляющие собой нечто среднее между строфическими ариями и строфическими вариациями, экстравагантно украшенный сонет, похожий по форме и написанный в редкой тогда тональности ми минор, и длинный речитатив с вставками, похожими на арии. Большинство песен названы в честь выдающихся представителей флорентийского общества или искусства. Например, вступительная "Ария маленькой Сальвиаты", несомненно, относится к посвящению тома герцогу Сальвиати; "Сарацинелла", вероятно, относится к Фердинандо Сарацинелли. ‘La Niccolina" и "Il Nero" (речитатив), возможно, указывают на связь с автором и составителем (или, по крайней мере, с членами их семей) интересной флорентийской песенной рукописи того периода: несомненно, стиль многих арий напоминает стиль флорентийских композиторов. Сеттимия Каччини, ее муж Алессандро Гивиццани и другие композиторы, представленные в этой рукописи и в связанной с ней рукописи также флорентийского происхождения. Арии Англези отличаются просторностью, мелодичностью, наполненной дыханием, и четкими тембрами, которые включают такие необычные тональности, как ми мажор для "Sott'aspetto ridente" и фа минор для “E bella colei”. Последнее является замечательным примером более патетического стиля Англси, а прекрасная “La mia ninfa amore” отражает его более откровенную манеру, хотя и здесь есть более мрачные моменты, предвосхищающие так называемые неаполитанские тенденции в музыке следующих 100 лет. лет или около того. В нескольких песнях эффектно сочетаются двойной и тройной такт, а также тесная интеграция вокальной линии и баса, что придает им мощный импульс. "La mia ninfa" иллюстрирует это последнее качество, а также еще одну важную особенность песен Англси – расширительную трактовку последних нескольких строк куплета в качестве рефрена в манере, подобной той, что ранее встречалась в песнях Дж.П. Берти и только одного или двух других композиторов. Англези заслуживает того, чтобы встать в один ряд с Берти как один из самых прогрессивных и признанных итальянских авторов песен того периода.