Англези, Доменико
1610 - 1674

Назад

Anglesi, Domenico

  • Дата рождения: около 1610–1615 годов
  • Место рождения: Милан, Италия
  • Дата смерти: 11 мая 1674 года
  • Место смерти: Флоренция, Италия

Биография

Доменико Англези — итальянский композитор и инструменталист эпохи барокко. Он родился, вероятно, в Милане между 1610 и 1615 годами. С 16 марта 1639 года состоял на службе при дворе великого герцога Тосканы во Флоренции. Помимо придворной службы, он входил в домашний штат кардинала Джованни Карло де’ Медичи, занимая должность aiutante da camera (помощника камердинера). В 1647 году Англези был связан также с принцем Маттиасом де’ Медичи, губернатором Сиены.

В 1645 и 1649 годах он дважды пытался занять должность органиста флорентийского кафедрального собора, однако безуспешно, по формальным причинам. В документах, относящихся ко второму конкурсу, он упоминается как «миланец», что подтверждает его происхождение.

Англези фигурирует в переписке современников: певец Атто Мелани упоминал его в письмах к принцу Маттиасу, где в 1653 году называл одним из музыкантов, оклеветавших его при дворе в Инсбруке, а в 1654 году отмечал его противоположное мнение относительно первого акта оперы "Ipermestra" (Гипермнестра) Франческо Кавалли. Из письма Лоренцо Гвиччардини от 3 сентября 1641 года известно, что Англези написал музыку для cocchiata (маскарадного шествия на колесницах), состоявшегося во Флоренции, однако эта музыка не сохранилась.

Творчество

Музыкальное наследие Англези включает утраченные сценические произведения и несколько дошедших до нас вокальных и инструментальных сочинений. Он писал как оперы и балеты для двора Медичи, так и камерные песни для сольного исполнения. Среди утраченных сочинений упоминаются:

"Alidoro il costante" (Алидоро стойкий) — драматическая кантата на текст Антонио Малатесты, исполненная 10 августа 1650 года по заказу кардинала Джованни Карло де’ Медичи;

"La serva nobile" (Благородная служанка) — комическая опера Джованни Андреа Моньи, поставленная в 1660 году во Флоренции в театре Пергола под эгидой Академии дельи Иммобили;

"Il mondo festeggiante" (Празднующий мир) — конный балет, исполненный 1 июля 1661 года во флорентийском Палаццо Питти в честь свадьбы будущего великого герцога Козимо III Медичи и Маргариты Луизы Орлеанской.

Англези был известен как виртуозный органист. Хотя почти все его сочинения утрачены, до нас дошли три отдельных произведения: клавирная "Toccata" (Токката), а также две сольные песни — "Occhi belli" (Прекрасные глаза) и "Lasciatemi dormire" (Позвольте мне уснуть). Однако его главным сохранившимся трудом считается сборник "Arie" (Арии), изданный во Флоренции в 1635 году.

Произведения

Сборник "Arie" (Арии) для сольного голоса и бассо континуо — одно из лучших собраний итальянских песен XVII века. Он состоит в основном из 22 строфических арий, а также включает четыре других произведения: две песни переходного типа между арией и вариацией, украшенную вокальными пассажами сонетную композицию в редкой для того времени тональности ми минор, и протяжный речитатив с арийными вставками.

Большинство арий названы именами влиятельных флорентийских аристократов и деятелей искусства, например:

"Aria detta La Salviata" (Ария, называемая Ла Сальвиата) — вероятно, посвящена герцогу Сальвиати;

"La Saracinella" (Сарачинелла) — вероятно, отсылка к Фердинандо Сарачинелли;

"La Niccolina" (Никколина) и "Il Nero" (Неро) — возможно, связаны с семьями, участвовавшими в создании флорентийских песенных сборников того времени.

Арии Англези отличает широкое дыхание мелодии, ясная тональная организация и использование редких для XVII века тональностей — например, ми мажор в "Sott’aspetto ridente" (Смеющееся лицо) и фа минор в "E bella colei" (Она прекрасна). Ария "La mia ninfa amore" (Моя возлюбленная нимфа) демонстрирует более решительный стиль композитора и предвосхищает неаполитанские гармонические обороты, характерные для музыки последующих столетий.

Для песен Англези характерны выразительные чередования двойного и тройного метра, плотная связь вокальной линии с басом и своеобразные рефрены в заключительных строках строф, что придаёт музыке внутреннюю динамику. Эти особенности сближают его с Джованни Паоло Берти и позволяют считать Доменико Англези одним из самых новаторских и выразительных итальянских песенников середины XVII века.