Анджели, Франческо Мария
1632 - 1697

Назад

Angeli, Francesco Maria

  • Дата рождения: 1632
  • Место рождения: Ривоторто, близ Ассизи, Италия
  • Дата смерти: 23 декабря 1697 года
  • Место смерти: Ассизи, Италия

Биография

Франческо Мария Анджели был итальянским композитором и теоретиком музыки семнадцатого века, принадлежавшим к ордену францисканцев. Свое прозвище "Ривоторто" он получил по названию родного города Ривоторто, расположенного неподалеку от Ассизи. Музыкальное образование Анджели начал в монастыре родного города, затем продолжил обучение в Перудже и Ассизи, а в 1655–1656 годах — в Болонье, одном из главных центров итальянского музыкального искусства того времени.

С 1656 года он занимал должности капельмейстера при различных храмах и монастырях. Первым его известным назначением стала базилика Сан-Франческо в Болонье, после чего он работал в Сполето и Палермо. Последние годы жизни Анджели провел в Ассизи, где руководил музыкальной капеллой при базилике Сан-Франческо. При нем церковная музыка в Ассизи пережила значительный расцвет.

Он пользовался широкой известностью как мастер контрапункта и педагог. В 1691 году Анджели написал трактат "Краткое изложение контрапункта", сохранившийся в рукописи. Помимо музыкальной деятельности, он занимал должность смотрителя Священного Конвента в Ассизи и написал его историческое описание, опубликованное посмертно.

Творчество

Все сочинения Анджели относятся к духовной музыке. Он писал мессы, псалмы, гимны и трактаты, преимущественно для нескольких хоров с органным сопровождением. Его стиль сочетает строгие полифонические традиции итальянской церковной музыки семнадцатого века с тенденцией к более эффектным, контрастным звучаниям, что придает его произведениям торжественный характер.

Современники высоко ценили Анджели за его мастерство полифонии, однако некоторые критики отмечали склонность композитора к поверхностным эффектам и чрезмерной звучности, что было характерно для многих позднебарочных авторов. Его музыкальное наследие представляет значительный интерес для изучения традиций францисканской духовной музыки конца семнадцатого века и демонстрирует переход от строгого ренессансного полифонизма к более эмоциональному барочному стилю.

Произведения

Духовная музыка:

  • "Месса второго тона" ("Messa del secondo tono") для восьми голосов и органа
  • "Месса «Хор ангелов»" ("Missa Angelorum chori") для четырех хоров, инструментов и органа (1677)
  • "Месса" ("Messa") для четырех голосов, органа и хора (1680, приписывается, подлинность спорна)
  • Многочисленные псалмы, гимны и другие духовные сочинения для восьми голосов и органа (часть сохранилась в автографах)

Теоретические труды:

  • "Краткое изложение контрапункта" ("Sommario del contrapunto") (1691, рукопись)