Анфосси, Паскуале
1727 - 1797

Назад

Anfossi, Pasquale

  • Дата рождения: 25 апреля 1727 года
  • Место рождения: Таджа, Лигурия, Италия
  • Дата смерти: февраль 1797 года
  • Место смерти: Рим, Италия

Биография

Паскуале Анфосси был итальянским композитором, одним из видных представителей оперы восемнадцатого века. Согласно Биографическому словарю итальянцев, он поступил в Неаполитанскую консерваторию Лорето в 1744 году, где изучал игру на скрипке. Около 1752 года Анфосси покинул консерваторию и стал оркестровым музыкантом в одном из неаполитанских театров. После десяти лет работы в оркестре он решил заняться композицией и стал учеником Томмазо Саккини и Никколо Пиччинни.

Его первая опера "Остроумная служанка" была поставлена в римском театре Капраника во время карнавала 1763 года. Однако признание пришло к нему не сразу. По свидетельству историка музыки Чарльза Берни, Анфосси писал музыку к операм Саккини по просьбе последнего, а Пиччинни помогал ему получать заказы на оперы в римском театре Дам. Настоящий успех пришел лишь с постановкой "Преследуемая незнакомка" в 1773 году, принесшей композитору известность.

В 1770-е годы Анфосси активно работал в Риме и Венеции. Некоторое время он занимал должность хормейстера в Венецианском женском приюте Оспедалетто, где писал музыку в 1773–1777 годах. Для театров Турина и Реджо-нель-Эмилия он создавал оперы на экзотические сюжеты, соединяя итальянскую драматургию с элементами зрелищности — балетом, пантомимой, сценическими машинами. Его "Армида" соперничала с одноименной оперой Никколо Йоммелли и породила множество подражаний, включая версию Йозефа Гайдна 1783 года.

Трагедия "Монтесума" знаменует отход Анфосси от традиционных оперных канонов. В 1779 году он участвовал в грандиозных постановках либреттиста Маттео Вераци для открытия театра Ла Скала в Милане.

Около 1780 года композитор отправился в Париж, однако, по-видимому, не написал там новых сочинений. Вскоре он оказался в Лондоне, где его первая опера "Торжество постоянства" была поставлена 19 декабря 1782 года в театре Кингс-тиэтр. С 1782 по 1786 годы он неоднократно исполнял обязанности музыкального директора этого театра, где были поставлены пять новых опер и несколько ранних сочинений. Анфосси также руководил постановками других авторов, включая адаптированную версию оперы Кристофа Виллибальда Глюка "Орфей" с добавлениями Георга Фридриха Генделя и Иоганна Кристиана Баха в 1785 году. Последняя его лондонская опера "Англичанин в Италии" 1786 года не имела успеха.

К осени того же года Анфосси вернулся в Венецию, а в начале 1787 года находился уже в Риме, где его опера "Безумства ревнивцев" вызвала новую волну интереса. После 1790 года композитор почти перестал писать оперы и посвятил себя церковной музыке. В 1792 году он был назначен руководителем капеллы базилики Святого Иоанна Латеранского в Риме, где служил до конца жизни.

Творчество

Паскуале Анфосси был чрезвычайно плодовитым композитором, создавшим более 60 опер. Его творческий путь отражает эволюцию оперного искусства от неаполитанской школы к более драматическим и экспериментальным формам. Творчество Паскуале Анфосси охватывает более 60, а по некоторым данным — свыше 70 опер, как серьезных, так и комических. Его ранние сочинения испытали влияние Никколо Пиччинни — простые диатонические гармонии, ясная структура и мелодичность. В дальнейшем его стиль развивался: он отказался от формы да капо в ариях и стал использовать сквозное построение, более легкие фактуры, выразительные паузы и красочную оркестровку.

Особое внимание современников привлекали его финалы, отмеченные драматизмом и изяществом. Он умело изображал лирических и сентиментальных персонажей: Джаннетта из "Преследуемой незнакомки" считается одним из самых обаятельных его образов.

В опере "Клеопатра" 1779 года Анфосси создал одни из своих самых выразительных и драматических сцен, включая сцену с призраком и мощный финал, где герои погибают. Его "Земира" 1782 года, "Нитета" 1771 года, "Крез" 1787 года и "Артаксеркс" 1788 года показывают влияние реформаторского направления Маттео Вераци и тяготение к симфоническому драматизму.

Хотя иногда его обвиняли в поспешности сочинений и поверхностности драматургии, Анфосси остается значительной фигурой переходного периода между ранним классицизмом и зрелым стилем конца восемнадцатого века.

Произведения

Оперные сочинения (выборка):

  • "Остроумная служанка" ("La serva spiritosa") (1763)
  • "Преследуемая незнакомка" ("L'incognita perseguitata") (1773)
  • "Армида" ("Armida") (1770)
  • "Монтесума" ("Motezuma") (1776)
  • "Клеопатра" ("Cleopatra") (1779)
  • "Земира" ("Zemira") (1782)
  • "Торжество постоянства" ("Il trionfo della costanza") (1782)
  • "Англичанин в Италии" ("L'inglese in Italia") (1786)
  • "Безумства ревнивцев" ("Le pazzie de' gelosi") (1787)
  • "Крез" ("Creso") (1787)
  • "Артаксеркс" ("Artaserse") (1788)
  • "Ремесленники" ("Gli artigiani") (1793)

Оратории:

  • "Мать Маккавеев" ("La madre dei Maccabei") (1765)
  • "Давид против филистимлян" ("David contra Philisthaeos") (1775)
  • "Иосиф узнанный" ("Giuseppe riconosciuto") (1776)
  • "Тень Самуила" ("Samuelis umbra") (1777)
  • "Святая Елена на Голгофе" ("Sant'Elena al Calvario") (1786)
  • "Блудный сын" ("Il figliuol prodigo") (1792)
  • "Смерть святого Филиппо Нери" ("La morte di S. Filippo Neri") (1796)

Инструментальная музыка:

  • Шестьдесят семь симфоний, в том числе в ре мажоре и си-бемоль мажоре
  • Квинтеты и менуэты для скрипок, альта, виолончели и духовых инструментов

Заключение

Паскуале Анфосси — выдающийся итальянский композитор восемнадцатого века, занимавший важное место в развитии оперы между эпохами Пиччинни и Моцарта. Его музыка сочетает мелодическую легкость неаполитанской школы с драматическим напряжением североитальянских традиций и предвосхищает зрелый классицизм конца века.