Анфосси, Паскуале
1727 - 1797
Назад
Anfossi, Pasquale

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Паскуале Анфосси — итальянский композитор, один из видных представителей оперы XVIII века. Согласно Dizionario biografico degli italiani, он поступил в Неаполитанскую консерваторию Лорето в 1744 году, где изучал игру на скрипке. Около 1752 года Анфосси покинул консерваторию и стал оркестровым музыкантом в одном из неаполитанских театров. После десяти лет работы в оркестре он решил заняться композицией и стал учеником Томмазо Саккини и Никколо Пиччинни.
Его первая опера "La serva spiritosa" (Остроумная служанка) была поставлена в римском театре Капраника во время карнавала 1763 года. Однако признание пришло к нему не сразу. По свидетельству Берни, Анфосси писал музыку к операм Саккини по просьбе последнего, а Пиччинни помогал ему получать заказы на оперы в римском театре делле Даме. Настоящий успех пришёл лишь с постановкой "L’incognita perseguitata" (Преследуемая незнакомка, 1773), принесшей композитору известность.
В 1770-е годы Анфосси активно работал в Риме и Венеции. Некоторое время он занимал должность маэстро ди коро в Венецианском женском приюте Оспедалетто, где писал музыку в 1773–1777 годах. Для театров Турина ("Armida", 1770; "Gengis-Kan", 1777) и Реджо-нель-Эмилия ("Motezuma", 1776) он создавал оперы на экзотические сюжеты, соединяя итальянскую драматургию с элементами зрелищности — балетом, пантомимой, сценическими машинами. Его "Armida" (Армида) соперничала с одноимённой оперой Джомелли и породила множество подражаний, включая версию Гайдна (1783).
Трагедия "Motezuma" (Монтесума) знаменует отход Анфосси от традиционных оперных канонов. В 1779 году он участвовал в грандиозных постановках либреттиста Маттео Вераци для открытия театра Ла Скала в Милане.
Около 1780 года композитор отправился в Париж, однако, по-видимому, не написал там новых сочинений. Вскоре он оказался в Лондоне, где его первая опера "Il trionfo della costanza" (Торжество постоянства) была поставлена 19 декабря 1782 года в театре King’s Theatre. С 1782 по 1786 годы он неоднократно исполнял обязанности музыкального директора этого театра, где были поставлены пять новых опер и несколько ранних сочинений. Анфосси также руководил постановками других авторов, включая адаптированную версию оперы Глюка "Orfeo" (Орфей) с добавлениями Генделя и Иоганна Кристиана Баха (1785). Последняя его лондонская опера "L’inglese in Italia" (Англичанин в Италии, 1786) не имела успеха.
К осени того же года Анфосси вернулся в Венецию, а в начале 1787 года находился уже в Риме, где его опера "Le pazzie de’ gelosi" (Безумства ревнивцев) вызвала новую волну интереса. После 1790 года композитор почти перестал писать оперы и посвятил себя церковной музыке. В 1792 году он был назначен маэстро ди капелла базилики Святого Иоанна Латеранского в Риме, где служил до конца жизни.
Творчество Паскуале Анфосси охватывает более 60, а по некоторым данным — свыше 70 опер, как серьёзных (opera seria), так и комических (opera buffa). Его ранние сочинения испытали влияние Пиччинни — простые диатонические гармонии, ясная структура и мелодичность. В дальнейшем его стиль развивался: он отказался от формы da capo в ариях и стал использовать сквозное построение, более лёгкие фактуры, выразительные паузы и красочную оркестровку.
Особое внимание современников привлекали его финалы, отмеченные драматизмом и изяществом. Он умело изображал лирических и сентиментальных персонажей: Джаннетта из "L’incognita perseguitata" (Преследуемая незнакомка) считается одним из самых обаятельных его образов.
В опере "Cleopatra" (Клеопатра, 1779) Анфосси создал одни из своих самых выразительных и драматических сцен, включая ombra scena (сцену-призрак) и мощный финал, где герои погибают. Его "Zemira" (Земира, 1782), "Nitteti" (Нитета, 1771), "Creso" (Крез, 1787) и "Artaserse" (Артаксеркс, 1788) показывают влияние реформаторского направления Верваци и тяготение к симфоническому драматизму.
Хотя иногда его обвиняли в поспешности сочинений и поверхностности драматургии, Анфосси остаётся значительной фигурой переходного периода между ранним классицизмом и зрелым стилем конца XVIII века.
Оперные сочинения (выбор):
Оратории:
Инструментальные произведения:
Паскуале Анфосси — выдающийся итальянский композитор XVIII века, занимавший важное место в развитии оперы между эпохами Пиччинни и Моцарта. Его музыка сочетает мелодическую лёгкость неаполитанской школы с драматическим напряжением североитальянских традиций и предвосхищает зрелый классицизм конца века.