Анфосси, Паскуале
1727 - 1797

Назад

Паскуале Анфосси (Pasquale Anfoss) - Итальянский композитор

Родился 25 апреля 1727, Таджа,  – умер в феврале 1797 года, Рим(?). 

Согласно биографическому изданию итальянского композитора, в 1744 году он поступил в Неаполитанскую консерваторию Лорето и там специализировался на игре на скрипке. Покинув консерваторию около 1752 года, он играл в оркестре одного из небольших неаполитанских театров. Проработав около десяти лет в этой профессии (Гингене), он решил стать композитором и брал уроки композиции у Саккини и Пиччинни. Его первая опера "Служанка духа" была поставлена в театре Капраника в Риме на карнавале 1763 года, но он лишь постепенно утвердился как ведущий оперный композитор. По словам Берни, он написал музыку к операм Саккини по просьбе композитора, в то время как Гинуэне и Гросси утверждают, что Пиччинни получал заказы на оперу для него в период с 1771 по 1773 год в театре Богоматери в Риме и что он добился успеха только с третьей из них, "Персегитата" (1773).. Нет никаких сомнений в успехе "Инкогниты", которая принесла Анфосси известность, которой он ранее не пользовался.

В 1770-е годы Рим и Венеция были главными центрами деятельности Анфосси. Часть этого периода он был маэстро ди коро в венецианской женской консерватории под названием "Дерелитти" или "Оспедалетто", для которой он писал музыку с 1773 по 1777 год. Однако из сохранившихся архивных документов консерватории (которые сейчас хранятся в I-Vas) невозможно определить точные даты его назначения или отставки. Заказы для Турина – "Армида" (1770) и "Чингисхан" ("Карнавал", 1777), а также повторная постановка туринского либретто "Мотесума" для Реджо-Эмилии в 1776 году предоставили Анфосси возможность сочинять зрелищные оперы на экзотические сюжеты, которые нравились этому театру. В этих операх, напоминающих о франко-итальянском синтезе, происходящем в близлежащих Мангейме и Штутгарте, итальянская драматургия сочетается с военными и машинными зрелищами, пантомимой и балетом. Его "Армида", а также "Армида аббандоната" Джоммелли в Неаполе в том же году породили дюжину последующих версий, в том числе "Армиду" Гайдна 1783 года. Трагедия "Мотесума" представляет собой ранний отход от давних оперных традиций. Анфосси также участвовал в роскошных постановках, которые штутгартский либреттист-ревизионист Верази представил к открытию Ла Скала во время карнавала 1779 года.

Говорят, что в 1780 году он отправился в Париж, но если это так, то он не сочинял там новых опер. Утверждение в "Биографическом журнале итальянцев" о том, что он переехал прямо из Парижа в Лондон, сомнительно. Его первая опера для Лондона "Триумф делла Констанца" была поставлена в Королевском театре 19 декабря 1782 года, и нет никаких свидетельств того, что он был в Лондоне задолго до этого; новые оперы, которые он поставил в Венеции и Риме между 1780 и 1782 годами, доказывают, что он, должно быть, работал в Королевском театре. Италия в этот период. В 1782-1786 годах он время от времени работал музыкальным руководителем Королевского театра, где были поставлены пять новых опер, а также несколько его ранних произведений. Он также руководил постановкой опер других композиторов, в том числе версии "Орфея" Глюка (впервые поставленной в Королевском театре в мае 1785 года) с добавлением музыки Генделя и И.С. Баха. Его последняя лондонская опера "Англичане в Италии" не имела успеха и была поставлена всего дважды (20 и 27 мая 1786 года); в статье "Дженерал Адвертайзер" от 22 мая говорится: "Музыка, очевидно, отличается утомительной монотонностью".

К осени следующего года Анфосси вернулся в Венецию. В начале 1787 года он был в Риме на постановке своего произведения "Пацци из Гелози", которое, по словам Гербера, вызвало новую волну энтузиазма римлян к его музыке. Однако в 1790 году его постановка новых опер, не прекращавшаяся с 1770-х годов, внезапно прекратилась, и последние годы своей жизни он посвятил служению церкви. В августе 1791 года ему была обещана должность маэстро капеллы в соборе Джованни в Латерано, Рим, после отставки или смерти Дж.Б. Казали; он был назначен на этот пост в июле 1792 года и занимал эту должность до конца своей жизни.

Общее количество опер Анфосси, как героических, так и комических, не установлено, но определенно превышает 60, а возможно, и 70 или даже больше. Он также написал значительное количество церковной музыки, в том числе около 20 священных ораторий на латыни (написаны для женских голосов и оркестра и впервые исполнены в Венеции) или итальянском (написаны для смешанных голосов и оркестра и впервые исполнены в Риме). Ранний стиль Анфосси близок стилю Пиччинни, что является отражением их тесных профессиональных отношений. Его гармонии диатонические и мягкие, а текстуры в каждой отдельной песне ненавязчиво варьируются, хотя, возможно, временами немного тяжеловаты из-за постоянных повторов нот в басовых партиях. Его мелодии, хотя и не все одинаково вдохновляющие, содержат моменты элегантности и теплоты. Как и Пиччинни, Анфосси успешно модифицировал свой стиль в соответствии с меняющимися вкусами, которые обрекали менее гибких композиторов на забвение. Анфосси использовал форму да капо в ариях своих ранних героических опер и ораторий, но не в тех своих комических операх, где преобладают бинарные формы; однако к середине 1770-х годов он полностью отказался от формы в пользу сквозных конструкций. В его более поздних произведениях заметны некоторые стилистические изменения: текстуры стали более легкими, а паузы и паузы - более эффективными как в аккомпанементе, так и в мелодии; в мелодических партиях стало меньше украшений и орнаментальных нот; оркестровка стала более красочной, отчасти из-за более творческого использования духовых инструментов. Гербер отметил оригинальность своих финалов, хотя отчасти это заслуга высокого качества либретто Беррати и других авторов. Анфосси особенно преуспел в изображении сентиментальных персонажей и ситуаций: Джаннетта в "Инкогнито персегитата" - одно из самых прекрасных его творений. В "Клеопатре" (1779) Анфосси ответил на вызов Верази своей самой красивой, выразительной и драматичной музыкой, в том числе "сценой в омбре", заключительным аккордом, охватывающим три сцены второго акта, и финалом, в котором несчастные влюбленные умирают. "Буря" и "трио" в начале "Земиры" (1782), финалы и многочисленные ансамбли (некоторые с элементами экшена) даже в таких традиционных либретто, как "Ниттети" (1771), "Крезо" (1787) и "Артасерз" (1788), свидетельствуют о продолжающемся влиянии Верази. Однако оперы Анфосси явно написаны на скорую руку, и его оперную музыку иногда критиковали за недостаточное раскрытие характера или создание драматического эффекта. Его буффонадным персонажам недостает остроумной лаконичности Паизиелло и экстравагантной многословности Чимарозы, в то время как его уступает Моцарту как музыкальному драматургу, что видно из сравнения оперы Анфосси "Финта джардиньера" (1774) с постановкой того же либретто Моцартом годом позже.

Произведения Анфосси: 

https://imslp.org/wiki/Category:Anfossi,_Pasquale