Ане, Жан-Жак-Батист
1676 - 1755

Назад

Жан-Жак-Батист Ане (Jean-Jacques-Baptiste Anet) - Французский скрипач и композитор

Родился 2 января 1676 года, Париж - умер 14 августа 1755 года, Люневиле. 

Его отцом был Жан-Батист Ане. Примерно в 1695-1696 годах он отправился в Рим и учился у Корелли, который, согласно сообщениям современников, был настолько доволен исполнением музыки Батистом, что "нежно обнял его и подарил свой смычок", а впоследствии относился к нему как к приемному сыну. В 1699 и 1700 годах Батист путешествовал через Германию в Польшу. По возвращении он поступил на службу к герцогу Орлеанскому, но примерно через год оставил эту должность, чтобы поступить на службу к курфюрсту Максимилиану Эммануилу Баварскому, который, потеряв свой трон, жил в изгнании во Франции. Его дебют при французском дворе 23 октября 1701 года привлек внимание парижской газеты Le mercure galant: После ужина король услышал в своем кабинете изысканный концерт итальянских мелодий в исполнении господ Форкерея на виоле, Куперена на клавесине и молодого Батиста (который состоит на службе у герцога Орлеанского) на скрипке. Король, казалось, был удивлен превосходством последнего, о котором он еще не слышал. В течение первых трех десятилетий XVIII века Батист часто появлялся в Париже и его окрестностях – при дворе, в домах знати, а после 1725 года - на спиритическом концерте. В 1709 году он находился в Шверине, где был назначен музыкальным руководителем и концертмейстером Хофкапеллы; в 1710 году он вернулся в Париж. В 1715 году Максимилиан Эмануэль вернул себе трон и вернулся в Баварию; Батист оставил службу и вскоре поступил на службу к Людовику XIV. В 1724 году ему была предоставлена привилегия издать "несколько сонат и других произведений инструментальной музыки’; между 1724 и 1734 годами он опубликовал шесть томов. Две из них содержат сонаты для скрипки и континуо, несомненно, первоначально предназначенные для его собственного использования, в то время как другие содержат сюиты для популярной в то время французской волынки "мюзетт" и были посвящены его другу, виртуозу мюзетт Колину Шарпантье. Первое появление Батиста на концерте "Спиричуэл" было таким же знаменательным событием, как и его первое появление при дворе. Как сообщает Le Mercure de France, на пасхальной неделе 1725 года присутствовавшие на концерте "Спиричуэл" услышали: своего рода дуэль между господами Батистом, французом, и Жан-Пьером Гиньоном, пьемонтцем, которые считаются двумя лучшими скрипачами в мире. Они исполнили по очереди несколько инструментальных пьес в сопровождении только фагота и бас-виолы, и им обоим необычайно аплодировали. Мистер Батист сыграл без всякого аккомпанемента несколько прелюдий [то есть импровизаций], которые также были встречены бурными аплодисментами. Двух скрипачей снова можно было услышать вместе в мае и июне того же года. Аббат Плюш (1746) описал игру Батиста: Мистер Батист... не одобряет стремление преодолеть всевозможные трудности … Он не отдает предпочтение произведениям, исполнение которых кажется потрясающим, и отдает наивысшую оценку тем, которые, несомненно, доставляют удовольствие слушателю. Он часто говорит, что ищет не то, что заставляет музыканта потеть, не то, что ослепляет ученика стремительностью или оглушает его шумом, а то, что способно тронуть его, заворожить … Эта точка зрения требует, чтобы звучание инструмента было связным, устойчивым, сочным, страстным и соответствовало человеческому голосу, который является лишь имитацией и поддержкой … Немецкий, итальянский, английский – для него это все равно. Если он находит в этом благородство и грациозность, он играет их и отдает им должное чистотой интонации и исключительной энергией выразительности. Но он постоянно отказывается от своего участия во всем, что не имеет других достоинств, кроме как быть трудным, причудливым или грубым. Свобода и настойчивость его выбора часто вызывали у него упреки, иногда как у слишком упрямого или даже капризного человека, который ни перед чем не уступает, иногда как у музыканта, не знающего пугающих трудностей. Он подвергся своего рода преследованиям и добровольно удалился в изгнание, прежде чем получить почетное убежище, которым пользовался при дворе короля Польши. Батист покинул "24 скрипки короля" примерно в 1735 году, несомненно, по причинам, изложенным Плюшем, но, возможно, также из-за своего соперничества с Гиньоном, который всего год спустя также уволил Леклера со службы у короля. Самозваный скрипач оставался в Париже до 1737 или 1738 года, когда он стал скрипачом в оркестре Станислава Лещинского, бывшего короля Польши, при лотарингском дворе в Люневиле. Здесь он провел остаток своих дней, играя на скрипке, охотясь и ловя рыбу, и умер в бедности после продолжительной болезни, не оставив наследников. Двумя главными фигурами французской скрипичной школы первой четверти XVIII века были Батист и Сенайе. По мнению современников, первый был выдающимся исполнителем, а второй - выдающимся композитором; это суждение, по-видимому, было справедливым. Батист был трогательным исполнителем, известным своими способностями импровизатора. Он был лучшим французским скрипачом до Леклера. Его музыка изящна и часто интересна, но не оригинальна: первая книга сонат написана под сильным влиянием Корелли, в то время как вторая книга носит более французский характер. Композиции для мюзетт явно представляют собой попытку угодить популярному французскому вкусу того времени. К 1730-м годам его стиль уже был старомодным, и это, возможно, ускорило закат его карьеры.

Ноты сочинений Жан-Жака-Батиста Ане на сайте библиотеки IMSLP