Анэ, Жан-Жак-Батист
1676 - 1755
Назад
Anet, Jean-Jacques-Baptiste
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жан-Жак-Батист Анэ, известный как Батист, был французским скрипачом и композитором. Его отцом был Жан-Батист Анэ. Около 1695–1696 годов он отправился в Рим и учился у Арканджело Корелли, который, согласно современным отчетам, был так доволен исполнением Батистом его музыки, что "нежно обнял его и подарил ему свой смычок", и впоследствии считал его приемным сыном. В течение 1699 и 1700 годов Батист путешествовал по Германии в Польшу. По возвращении он поступил на службу к герцогу Орлеанскому, которую оставил примерно через год, чтобы перейти на службу к курфюрсту Баварии Максимилиану Эмануэлю, который, потеряв свой трон, жил в изгнании во Франции.
Его дебют при французском дворе 23 октября 1701 года привлек внимание парижской газеты "Меркюр галан": "После ужина король слушал в своем кабинете изысканный концерт итальянских арий в исполнении господ Форкере на виоле, Куперена на клавесине и молодого Батиста (состоящего на службе у герцога Орлеанского) на скрипке. Король казался удивленным превосходством последнего, которого он еще не слышал".
В течение первых трех десятилетий восемнадцатого века Батист часто выступал в Париже и его окрестностях – при дворе, в домах знати и после 1725 года в "Духовном концерте". В 1709 году он был в Шверине, где был назначен музыкальным директором и концертмейстером придворной капеллы; он вернулся в Париж в 1710 году. В 1715 году Максимилиан Эмануэль вернул себе трон и возвратился в Баварию; Батист оставил его службу и вскоре поступил на службу к Людовику Четырнадцатому. В 1724 году ему была предоставлена генеральная привилегия на публикацию "нескольких сонат и других произведений инструментальной музыки"; между 1724 и 1734 годами он опубликовал шесть томов. Два из них содержат сонаты для скрипки и континуо, без сомнения, первоначально для собственного использования, в то время как другие содержат сюиты для тогда популярной мюзетт (французской волынки) и были посвящены его другу, виртуозу мюзетт Колену Шарпантье.
Первое выступление Батиста в "Духовном концерте" было столь же примечательным событием, как и его первое появление при дворе. Во время пасхальной недели 1725 года, сообщал "Меркюр де Франс", посетители "Духовного концерта" услышали: "нечто вроде дуэли между господами Батистом, французом, и Жан-Пьером Гиньоном, пьемонтцем, которые считаются двумя лучшими скрипачами в мире. Они по очереди играли некоторые инструментальные пьесы в сопровождении только фагота и басовой виолы, и оба были необычайно аплодированы. Господин Батист сыграл без какого-либо сопровождения некоторые прелюдии [то есть импровизации], которые также были чрезвычайно встречены аплодисментами". Двух скрипачей снова слушали вместе в мае и июне того же года. Аббат Плюш (1746) описал игру Батиста: "Господин Батист… не одобряет амбиции поглощать всевозможные трудности… Он не отдает предпочтения пьесе, исполнение которой кажется поразительным, и он отдает свое высшее почтение той, которая наверняка нравится слушателю. Он ищет, часто говорит он, не то, что заставляет музыканта потеть, не то, что ослепляет ученика быстротой или оглушает его шумом, но то, что обладает способностью тронуть его, восхитить его… Эта точка зрения требует, чтобы инструментальный звук был связным, выдержанным, мягким, страстным и соответствовал человеческому голосу, которому он является лишь подражанием и поддержкой… Немецкая, итальянская, английская – для него все едино. Если он находит там благородство и изящество, он играет это и воздает ему должное чистотой интонации и исключительной энергией выразительности. Но он постоянно отказывает в своем содействии всему, что не имеет иной заслуги, кроме как быть трудным, причудливым или грубым. Свобода и настойчивость его выбора часто навлекали на него упреки, иногда как на слишком упрямого или даже капризного человека, который ничему не уступает, иногда как на музыканта, не знающего пугающих трудностей. Он претерпел своего рода преследование и добровольно удалился в изгнание прежде почетного отступления, которым он пользовался при дворе короля Польши".
Батист покинул оркестр "Двадцать четыре скрипки короля" около 1735 года, несомненно, по причинам, указанным Плюшем, но, возможно, также из-за его соперничества с Гиньоном, который всего лишь годом позже также вытеснил Жана-Мари Леклера с королевской службы. Самоизгнанный скрипач оставался в Париже до 1737 или 1738 года, когда он стал скрипачом в оркестре Станислава Лещинского, бывшего короля Польши, при дворе Лотарингии в Люневиле. Здесь он провел остаток своих дней, играя на скрипке, охотясь и рыбача, и умер в бедности после длительной болезни, не оставив наследников.
Двумя главными фигурами французской скрипичной школы в первой четверти восемнадцатого века были Батист и Жан-Батист Сенайе. Современное мнение считало, что первый был превосходным исполнителем, второй – превосходным композитором; это суждение кажется справедливым. Батист был проникновенным исполнителем, знаменитым своими способностями импровизатора. Он был лучшим французским скрипачом до Жана-Мари Леклера. Его музыка изящна и часто интересна, не будучи оригинальной: первая книга сонат сильно подвержена влиянию Корелли, в то время как вторая книга более французская по характеру. Сочинения для мюзетт явно представляют собой попытку угодить популярному французскому вкусу того времени. К 1730-м годам его стиль уже устарел, и это могло ускорить упадок его карьеры.
Скрипичные сонаты (все опубликованы в Париже):
Сочинения для мюзетт и других инструментов (все опубликованы в Париже):
Ноты сочинений Жан-Жака-Батиста Анэ на сайте библиотеки IMSLP