Анерио, Джованни Франческо
1567 - 1630
Назад
Anerio, Giovanni Francesco
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Франческо Анерио был итальянским композитором и органистом, младшим братом Феличе Анерио, представителем римской школы конца шестнадцатого – начала семнадцатого века. Значительную часть своей жизни он провел в Риме. Из писем Джироламо Анчины известно, что уже с 1583 года Анерио был тесно связан с Конгрегацией Оратории святого Филиппа Нери. С ранних лет он решил посвятить себя духовной жизни: 12 декабря 1583 года получил тонзуру, 22 ноября 1584 года стал привратником, а 20 декабря 1586 года — чтецом. 17 июля 1616 года он был рукоположен в диаконы, а спустя неделю стал священником.
Свою первую мессу он отслужил 7 августа 1616 года в церкви Иль-Джезу в Риме. Музыкальное сопровождение литургии исполняли музыканты, разделенные на восемь хоров. Связи Анерио с церковью Иль-Джезу восходят к началу 1590-х годов, когда он начал сотрудничество с Конгрегацией Оратории. В 1595 году, находясь на службе у кардинала Антонио Марии Галло, Анерио и другие члены его семьи выступали свидетелями в процессе беатификации Филиппа Нери.
В 1598 году ему было дано разрешение участвовать в богослужениях в церкви Кьеза Нуова, а с ноября 1602 года он официально стал членом Конгрегации, хотя формально так и не завершил вступление. Его обязанности заключались в активном участии в музыкальной жизни Оратории, для которой он написал множество произведений.
Первое упоминание о его музыкальной деятельности относится к 1595 году, когда он был органистом на постных службах в Архибратстве Святого Креста при церкви Сан-Марчелло. В 1599 году он находился на службе у герцога Массимилиано Каффарелли в Риме. Предположительно, с 1600 или 1601 по 1603 год Анерио занимал должность руководителя капеллы в соборе Святого Иоанна Латеранского, сменив Франческо Сориано. С января 1608 года он служил руководителем капеллы в церкви Санто Спирито ин Сассиа.
В ноябре 1608 года его избрали руководителем капеллы Веронского собора с годовым жалованием 180 золотых скуди, и 3 июля 1609 года он прибыл в Верону. 23 декабря 1610 года был назначен руководителем музыки Академии Филармоники в Вероне, где получал 30 дукатов в год за сочинение мадригалов и других произведений, а также за руководство музыкальными выступлениями.
Анерио оставался в Вероне до конца 1610 года, после чего ненадолго вернулся в Рим для издания своих сочинений. В 1611–1612 годах он был музыкальным префектом Колледжио Романо, а с 1613 по 1620 год — руководителем капеллы в церкви Санта-Мария-дей-Монти. В 1624 году он аккомпанировал на органе во время торжественной церемонии в монастыре Святого Теониста в Тревизо. Вскоре после этого Анерио стал капельмейстером при дворе польского короля Сигизмунда Третьего в Варшаве. Его преемником в 1628 году стал ученик Марко Скакки. Возвращаясь в Италию, Анерио умер в 1630 году в Граце.
Джованни Франческо Анерио был значительно более новаторским композитором, чем его брат. Его творчество представляет собой переходный этап между стилем Джованни Пьерлуиджи да Палестрины и новыми приемами начала семнадцатого века. Уже во втором сборнике мотетов (1611) заметно использование концертного стиля и солирующих голосов с генерал-басом. Он отказался от протяженных имитационных секций в пользу четко выраженных музыкальных построений и пластичных форм.
Мотет "Хлеб ангельский" характеризуется противопоставлением высоких и низких голосов, создающих своеобразную полихоральность. В "Два серафима" использована дуэтная структура, усиливающая выразительность текста.
В третьем сборнике мотетов (1613) проявляются более смелые черты нового стиля: сольные мотеты с виртуозными пассажами. В сборнике "Священные песни, книга пятая" (1618) заметно дальнейшее развитие: увеличивается роль последовательностей и мелизматических фраз ("Святой Дух наполнил", "Иисус, краса ангелов"). Анерио часто создавал метрические контрасты, вводя участки в тройном размере.
Особое место занимает сборник "Гармонический лес" (1617), включающий мотеты, арии и мадригалы для одного–четырех голосов. Его духовные мадригалы — одни из самых интересных римских монодий: формы свободны, а мелодии выразительны и близки к народным напевам (например, во "Владыка звезд").
Сборник "Венок священных роз" (1619) содержит диалоговые мотеты с богато разработанными мелодическими линиями. Его мадригалы из "Музыкальные забавы" (1617) и "Прекрасная Клори" (1619) отличаются разнообразием форм и выразительностью.
Наиболее значительным достижением Анерио считается "Духовный гармонический театр мадригалов" (1619), предназначенный для духовных упражнений в ораториях Сан-Джироламо делла Карита и Кьеза Нуова в Риме. Диалоги "Диалог о блудном сыне" и "Обращение святого Павла" примечательны как ранние примеры обязательных инструментальных партий в римской духовной музыке.
Духовная музыка (напечатана в Риме, если не указано иное):
Светская музыка:
Ноты сочинений Джованни Франческо Анерио на сайте библиотеки IMSLP