Анерио, Джованни Франческо
1567 - 1630

Назад

Anerio, Giovanni Francesco

  • Дата рождения: около 1567 года
  • Место рождения: Рим, Италия
  • Дата смерти: 12 июня 1630 года (погребён)
  • Место смерти: Грац, Австрия

Биография

Джованни Франческо Анерио был итальянским композитором и органистом, младшим братом Феличе Анерио, представителем римской школы конца шестнадцатого – начала семнадцатого века. Значительную часть своей жизни он провел в Риме. Из писем Джироламо Анчины известно, что уже с 1583 года Анерио был тесно связан с Конгрегацией Оратории святого Филиппа Нери. С ранних лет он решил посвятить себя духовной жизни: 12 декабря 1583 года получил тонзуру, 22 ноября 1584 года стал привратником, а 20 декабря 1586 года — чтецом. 17 июля 1616 года он был рукоположен в диаконы, а спустя неделю стал священником.

Свою первую мессу он отслужил 7 августа 1616 года в церкви Иль-Джезу в Риме. Музыкальное сопровождение литургии исполняли музыканты, разделенные на восемь хоров. Связи Анерио с церковью Иль-Джезу восходят к началу 1590-х годов, когда он начал сотрудничество с Конгрегацией Оратории. В 1595 году, находясь на службе у кардинала Антонио Марии Галло, Анерио и другие члены его семьи выступали свидетелями в процессе беатификации Филиппа Нери.

В 1598 году ему было дано разрешение участвовать в богослужениях в церкви Кьеза Нуова, а с ноября 1602 года он официально стал членом Конгрегации, хотя формально так и не завершил вступление. Его обязанности заключались в активном участии в музыкальной жизни Оратории, для которой он написал множество произведений.

Первое упоминание о его музыкальной деятельности относится к 1595 году, когда он был органистом на постных службах в Архибратстве Святого Креста при церкви Сан-Марчелло. В 1599 году он находился на службе у герцога Массимилиано Каффарелли в Риме. Предположительно, с 1600 или 1601 по 1603 год Анерио занимал должность руководителя капеллы в соборе Святого Иоанна Латеранского, сменив Франческо Сориано. С января 1608 года он служил руководителем капеллы в церкви Санто Спирито ин Сассиа.

В ноябре 1608 года его избрали руководителем капеллы Веронского собора с годовым жалованием 180 золотых скуди, и 3 июля 1609 года он прибыл в Верону. 23 декабря 1610 года был назначен руководителем музыки Академии Филармоники в Вероне, где получал 30 дукатов в год за сочинение мадригалов и других произведений, а также за руководство музыкальными выступлениями.

Анерио оставался в Вероне до конца 1610 года, после чего ненадолго вернулся в Рим для издания своих сочинений. В 1611–1612 годах он был музыкальным префектом Колледжио Романо, а с 1613 по 1620 год — руководителем капеллы в церкви Санта-Мария-дей-Монти. В 1624 году он аккомпанировал на органе во время торжественной церемонии в монастыре Святого Теониста в Тревизо. Вскоре после этого Анерио стал капельмейстером при дворе польского короля Сигизмунда Третьего в Варшаве. Его преемником в 1628 году стал ученик Марко Скакки. Возвращаясь в Италию, Анерио умер в 1630 году в Граце.

Творчество

Джованни Франческо Анерио был значительно более новаторским композитором, чем его брат. Его творчество представляет собой переходный этап между стилем Джованни Пьерлуиджи да Палестрины и новыми приемами начала семнадцатого века. Уже во втором сборнике мотетов (1611) заметно использование концертного стиля и солирующих голосов с генерал-басом. Он отказался от протяженных имитационных секций в пользу четко выраженных музыкальных построений и пластичных форм.

Мотет "Хлеб ангельский" характеризуется противопоставлением высоких и низких голосов, создающих своеобразную полихоральность. В "Два серафима" использована дуэтная структура, усиливающая выразительность текста.

В третьем сборнике мотетов (1613) проявляются более смелые черты нового стиля: сольные мотеты с виртуозными пассажами. В сборнике "Священные песни, книга пятая" (1618) заметно дальнейшее развитие: увеличивается роль последовательностей и мелизматических фраз ("Святой Дух наполнил", "Иисус, краса ангелов"). Анерио часто создавал метрические контрасты, вводя участки в тройном размере.

Особое место занимает сборник "Гармонический лес" (1617), включающий мотеты, арии и мадригалы для одного–четырех голосов. Его духовные мадригалы — одни из самых интересных римских монодий: формы свободны, а мелодии выразительны и близки к народным напевам (например, во "Владыка звезд").

Сборник "Венок священных роз" (1619) содержит диалоговые мотеты с богато разработанными мелодическими линиями. Его мадригалы из "Музыкальные забавы" (1617) и "Прекрасная Клори" (1619) отличаются разнообразием форм и выразительностью.

Наиболее значительным достижением Анерио считается "Духовный гармонический театр мадригалов" (1619), предназначенный для духовных упражнений в ораториях Сан-Джироламо делла Карита и Кьеза Нуова в Риме. Диалоги "Диалог о блудном сыне" и "Обращение святого Павла" примечательны как ранние примеры обязательных инструментальных партий в римской духовной музыке.

Произведения

Духовная музыка (напечатана в Риме, если не указано иное):

  • "Пастушеский диалог у яслей нашего господа" ("Dialogo pastorale al presepio di nostro signore") для 3 голосов и лютни или клавесина (1600)
  • "Мотеты" ("Motecta") для 1-3 голосов и бассо континуо (органа) (1609)
  • "Мотеты, книга вторая" ("Motectorum, liber secundus") для 1-6 голосов и бассо континуо (органа) (1611)
  • "Литании Пресвятой Деве Богородице" ("Litaniae deiparae virginis") для 7, 8 голосов (1611)
  • "Мотеты вместе с литаниями Пресвятой Девы, книга третья" ("Motectorum, una cum litaniis Beatae Virginis, liber tertius") для 1-6 голосов и бассо континуо (органа) (1613)
  • "Антифоны, или священные песни" ("Antiphonae, seu sacrae cantiones") для 2-4 голосов и бассо континуо (органа) (1613)
  • "Священные концерты, книга первая" ("Sacri concentus, liber primus") для 4-6 голосов и бассо континуо (органа) (1613)
  • "Респонсории Рождества Господня" ("Responsoria Nativitatis Domini") для 3, 4, 8 голосов и бассо континуо (органа) (1614)
  • "Псалмы вечерни" ("Psalmi vesperarum") для 3, 4 голосов и бассо континуо (1614)
  • "Мессы, включая заупокойную" ("Missarum, missa quoque pro defunctis") для 4-6 голосов и бассо континуо (органа) (1614)
  • "Священные концерты, книга четвертая" ("Sacri concentus, liber quartus") для 1-6 голосов и бассо континуо (органа) (1617)
  • "Гармоническая чаща" ("Selva armonica") – мотеты и арии для 1-4 голосов и бассо континуо (органа) (1617)
  • "Священных песнопений, книга пятая" ("Sacrarum cantionum, liber quintus") для 1-5 голосов и бассо континуо (органа) (1618)
  • "Гирлянда священных роз" ("Ghirlanda di sacre rose") для 5 голосов (1619)
  • "Духовный гармонический театр мадригалов" ("Teatro armonico spirituale di madrigali") для 5-8 голосов и бассо континуо (органа) (1619)
  • "Священные стихи концертные" ("Rime sacre concertate") для 2-4 голосов и бассо континуо (органа) (1620) – не полностью
  • Месса "Паумина Бургезия каноническая" ("Missa Paumina Burghesia ad canones") для 5 голосов (без места и даты)
  • Три мессы (одна аранжировка из Палестрины); 83 мотета; 2 псалма для 8 голосов; 9 других духовных вокальных произведений в антологиях.
  • Мессы для 4-6, 8, 12 голосов с бассо континуо; Бенедиктус; Помилуй меня, Боже; Тебя, Бога, хвалим; Песнь Богородицы; антифоны; респонсории; Страсти по Матфею; другие Страсти; гимны; фальсобордоны (в рукописях).

Светская музыка:

  • "Первая книга мадригалов" ("Il primo libro de madrigali") для 5 голосов (Венеция, 1599) – не полностью
  • "Мадригалы, книга вторая" ("Madrigali, libro secondo") для 5, 6, 8 голосов (Венеция, 1608)
  • "Гармоническое отдохновение: мадригалы" ("Recreatione armonica: madrigali") для 1, 2 голосов (Венеция, 1611)
  • "Музыкальные утехи" ("Diporti musicali") – мадригалы для 1-4 голосов (1617) – не полностью
  • "Прекрасная гармоническая Хлори" ("La bella clori armonica") – арии, канцонетты и мадригалы для 1-3 голосов и бассо континуо (1619)
  • "Радостные шутки" ("I lieti scherzi") – арии, вилланеллы, мадригалы для 1-4 голосов (1621)
  • "Гальярды в табулатуре для игры на чембало и лютне, книга первая" ("Gagliarde … intavolate per sonare sul cimbalo et sul liuto, libro primo") (без места и даты)
  • Один мадригал, 10 других светских вокальных произведений в антологиях.

Ноты сочинений Джованни Франческо Анерио на сайте библиотеки IMSLP