Анерио, Джованни Франческо
1567 - 1630
Назад
Anerio, Giovanni Francesco

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Франческо Анерио — итальянский композитор и органист, младший брат Феличе Анерио, представитель римской школы конца XVI – начала XVII века. Значительную часть своей жизни он провёл в Риме. Из писем Джироламо Анчины известно, что уже с 1583 года Анерио был тесно связан с Конгрегацией Ораторио святого Филиппо Нери. С ранних лет он решил посвятить себя духовной жизни: 12 декабря 1583 года получил тонзуру, 22 ноября 1584 года стал привратником, а 20 декабря 1586 года — чтецом. 17 июля 1616 года он был рукоположён в диаконы, а спустя неделю стал священником.
Свою первую мессу он отслужил 7 августа 1616 года в церкви Иль-Джезу в Риме. Музыкальное сопровождение литургии исполняли музыканты, разделённые на восемь хоров. Связи Анерио с церковью Иль-Джезу восходят к началу 1590-х годов, когда он начал сотрудничество с Конгрегацией Ораторио. В 1595 году, находясь на службе у кардинала Антонио Марии Галло, Анерио и другие члены его семьи выступали свидетелями в процессе беатификации Филиппо Нери.
В 1598 году ему было дано разрешение участвовать в богослужениях в церкви Кьеза Нуова, а с ноября 1602 года он официально стал членом Конгрегации, хотя формально так и не завершил вступление. Его обязанности заключались в активном участии в музыкальной жизни Оратории, для которой он написал множество произведений.
Первое упоминание о его музыкальной деятельности относится к 1595 году, когда он был органистом на постных службах в Архи-братстве Святого Креста (Arciconfraternita del Santissimo Crocifisso) при церкви Сан-Марчелло. В 1599 году он находился на службе у герцога Массимилиано Каффарелли в Риме. Предположительно, с 1600 или 1601 по 1603 год Анерио занимал должность маэстро ди капелла в соборе Святого Иоанна Латеранского, сменив Франческо Сориано. С января 1608 года он служил маэстро ди капелла в церкви Санто Спирито ин Сассиа.
В ноябре 1608 года его избрали маэстро ди капелла Веронского собора с годовым жалованием 180 золотых скуди, и 3 июля 1609 года он прибыл в Верону. 23 декабря 1610 года был назначен маэстро ди музыка Академии Филармоники в Вероне, где получал 30 дукатов в год за сочинение мадригалов и других произведений, а также за руководство музыкальными выступлениями.
Анерио оставался в Вероне до конца 1610 года, после чего ненадолго вернулся в Рим для издания своих сочинений. В 1611–1612 годах он был музыкальным префектом Колледжио Романо, а с 1613 по 1620 год — маэстро ди капелла в церкви Санта-Мария-дей-Монти. В 1624 году он аккомпанировал на органе во время торжественной церемонии в монастыре Святого Теониста в Тревизо. Вскоре после этого Анерио стал капельмейстером при дворе польского короля Сигизмунда III в Варшаве. Его преемником в 1628 году стал ученик Марко Скакки. Возвращаясь в Италию, Анерио умер в 1630 году в Граце.
Джованни Франческо Анерио был значительно более новаторским композитором, чем его брат. Его творчество представляет собой переходный этап между стилем Палестрины и новыми приёмами начала XVII века. Уже во втором сборнике мотетов (1611) заметно использование стиля stile concertato и солирующих голосов с генерал-басом. Он отказался от протяжённых имитационных секций в пользу чётко выраженных музыкальных построений и пластичных форм.
Мотет "Panis angelicus" (Хлеб ангельский) характеризуется противопоставлением высоких и низких голосов, создающих своеобразную полихоральность. В "Duo seraphim" (Два серафима) использована дуэтная структура, усиливающая выразительность текста.
В третьем сборнике мотетов (1613) проявляются более смелые черты нового стиля: соло-мотеты с виртуозными пассажами. В сборнике "Sacrae cantiones, liber quintus" (Священные песни, книга пятая, 1618) заметно дальнейшее развитие: увеличивается роль последовательностей и мелизматических фраз ("Spiritus sanctus replevit", "Jesu decus angelorum"). Анерио часто создавал метрические контрасты, вводя участки в тройном размере.
Особое место занимает сборник "Selva armonica" (Гармонический лес, 1617), включающий мотеты, арии и мадригалы для одного–четырёх голосов. Его духовные мадригалы — одни из самых интересных римских монодий: формы свободны, а мелодии выразительны и близки к народным напевам (например, в "Sommo re delle stelle" — «Владыка звёзд»).
Сборник "Ghirlanda di sacre rose" (Венок священных роз, 1619) содержит диалоговые мотеты с богато разработанными мелодическими линиями. Его мадригалы из "Diporti musicali" (Музыкальные забавы, 1617) и "La bella Clori" (Прекрасная Клори, 1619) отличаются разнообразием форм и выразительностью.
Наиболее значительным достижением Анерио считается "Teatro armonico spirituale di madrigali" (Духовный гармонический театр мадригалов, 1619), предназначенный для духовных упражнений в ораториях Сан-Джироламо делла Карита и Кьеза Нуова в Риме. Диалоги "Dialogo del figliuol prodigo" (Диалог о блудном сыне) и "La conversione di S Paolo" (Обращение святого Павла) примечательны как ранние примеры инструментальных obbligato-партий в римской духовной музыке.
Духовные сочинения:
Светские сочинения:
Ноты сочинений Джованни Франческо Анерио на сайте библиотеки IMSLP