Анерио, Феличе
1560 - 1614
Назад
Anerio, Felice
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Феличе Анерио был итальянским композитором эпохи позднего Возрождения и раннего барокко, представителем римской школы, старшим братом Джованни Франческо Анерио. Всю свою жизнь он провел в Риме. С 23 декабря 1568 по декабрь 1574 года Анерио был певчим в базилике Санта-Мария-Маджоре, где с 1571 года музыкальным руководителем был Джованни Мария Нанино. В предисловиях к нескольким своим изданиям Анерио называл себя его учеником. С 1 мая 1575 года он служил сопрано в Капелле Джулия при Ватикане с месячным жалованием 4 скуди. С 1 января 1577 года он числится в платежных ведомостях уже как альт, сначала с оплатой 2 скуди, а с августа 1578 до 1 апреля 1579 — 3 скуди в месяц.
После этого он перешел в церковь Святого Людовика Французского, где с 24 декабря 1579 по 16 мая 1580 года пел контральто под управлением руководителя капеллы Франческо Сориано. Следующие четыре года его деятельность не задокументирована, однако приходские книги церкви Сан-Джордано показывают, что он жил с братьями в доме отца. В этот период он написал свои первые известные музыкальные произведения: мадригалы, хоры и сольные песни для "Страсти нашего Господа в героическом стихе" — итальянской пассионной драмы Курцио Фаяни, поставленной в церкви ордена сервитов в Витербо 22 марта 1582 года.
В 1584–1585 годах Анерио занимал должность руководителя капеллы в Английском колледже, а согласно посвящению в сборнике "Радости" (1589), он затем руководил музыкальной деятельностью общества "Добродетельное общество музыкантов Рима", объединявшего ведущих римских музыкантов. Подобно многим композиторам Рима того времени, он был духовным лицом: 29 августа 1584 года получил тонзуру, а 10 апреля 1607 года был рукоположен в диаконы, вскоре после чего стал священником.
Первое упоминание о его тесных связях с Конгрегацией Оратории Филиппа Нери относится к 1593 году, когда Анерио находился на службе у кардинала Пьетро Альдобрандини. 3 апреля 1594 года, по желанию папы Климента Восьмого и кардинала Альдобрандини, он сменил Джованни Пьерлуиджи да Палестрину на посту композитора Папской капеллы, что свидетельствовало о его высокой репутации. В это время он установил тесные отношения с герцогом Джованни Анджело Альтемпсом, который содержал собственную капеллу и назначил Анерио ее музыкальным руководителем.
В 1597 году, для более торжественного празднования мессы и вечерни в день памяти Филиппа Нери (который, хотя и был беатифицирован лишь в 1615 году, уже через два года после смерти почитался как святой), под руководством Анерио в оратории исполнялись новые четыреххорные сочинения, «какие прежде никогда не звучали ни в этой церкви, ни, возможно, во всем Риме». В следующем году он дирижировал треххорными произведениями на тот же праздник, а в 1599 году для выступления была специально построена сцена, чтобы разместить хор, орган, клавесин и другие инструменты. Рукописные источники подтверждают участие Анерио в этих музыкальных постановках.
6 марта 1611 года Анерио и Сориано по поручению кардинала дель Монте были назначены реформаторами Римского градуала, и уже в начале 1612 года работа была завершена. Исправленные респонсории по стилю близки к изданию Медичейской редакции.
Ранние произведения Анерио были преимущественно светскими, хотя некоторые мадригалы имели духовные тексты. Его четырехголосные канцонетты (1586) по мелодике и ритму близки к трехголосным канцонеттам типа вилланеллы; их бинарная форма замаскирована частыми подражаниями и регулярным чередованием верхних голосов.
После назначения папским композитором в 1594 году Анерио сосредоточился на духовной музыке. Несмотря на приверженность традициям Палестрины, он не подражал ему буквально, кроме, возможно, мессы "Теперь приложи все свои силы", и обогатил стиль личными выразительными средствами. Мотеты из сборников "Священные гимны и песни" (1596–1602), многие из которых написаны для двойного хора, выдержаны в духе классической вокальной полифонии. Басовые линии в обоих хорах текучи и мелодичны, нередко участвуют в имитации; хоры часто обмениваются тематическим материалом. В некоторых произведениях встречаются виртуозные пассажи в басу, как в "Царица небесная", а также современный на тот момент прием быстрой гомофонной декламации, как в "Приди, Святой Дух" и "Тебе хвала, тебе слава". Четырехголосные респонсории на Страстную неделю (1606) отличаются искренней религиозностью и сдержанным чувством, усиленными хроматизмом и отклонениями от церковных ладов.
Его псалмы в чередующемся стиле характеризуются повторением слов для подчеркивания текста и контрастами фактуры. Анерио активно участвовал в духовных музыкальных экспериментах Филиппа Нери, сочиняя лауды и диалоговые мадригалы для Оратории. Поздние произведения, написанные во время службы у герцога Альтемпса, ориентированы на малые составы, но при внешней модернизации сохраняют основы палестриновского стиля.
Духовная музыка:
Светская музыка:
Музыка для сценического произведения:
Ноты сочинений Феличе Анерио на сайте библиотеки IMSLP