Анерио, Феличе
1560 - 1614

Назад

Anerio, Felice

  • Дата рождения: около 1560 года
  • Место рождения: Рим, Италия
  • Дата смерти: 26 или 27 сентября 1614 года
  • Место смерти: Рим, Италия

Биография

Феличе Анерио — итальянский композитор эпохи позднего Возрождения и раннего барокко, представитель римской школы, старший брат Джованни Франческо Анерио. Всю свою жизнь он провёл в Риме. С 23 декабря 1568 по декабрь 1574 года Анерио был певчим (хористом) в базилике Санта-Мария-Маджоре, где с 1571 года музыкальным руководителем был Джованни Мария Нанино. В предисловиях к нескольким своим изданиям Анерио называл себя его учеником. С 1 мая 1575 года он служил сопрано в Капелле Джулия при Ватикане с месячным жалованием 4 скуди. С 1 января 1577 года он числится в платёжных ведомостях уже как альт, сначала с оплатой 2 скуди, а с августа 1578 до 1 апреля 1579 — 3 скуди в месяц.

После этого он перешёл в церковь Святого Людовика Французского (San Luigi dei Francesi), где с 24 декабря 1579 по 16 мая 1580 года пел контральто под управлением маэстро ди капелла Франческо Сориано. Следующие четыре года его деятельность не задокументирована, однако приходские книги церкви Сан-Джордано показывают, что он жил с братьями в доме отца. В этот период он написал свои первые известные музыкальные произведения: мадригалы, хоры и сольные песни для "Passio di Nostro Signore in verso heroico" (Страсти нашего Господа в героическом стихе) — итальянской пассионной драмы Курцио Фаяни, поставленной в церкви ордена сервитов в Витербо 22 марта 1582 года.

В 1584–1585 годах Анерио занимал должность маэстро ди капелла в Английском колледже (Collegio Inglese), а согласно посвящению в сборнике "Le gioie" (Радости, 1589), он затем руководил музыкальной деятельностью общества "Vertuosa Compagnia dei Musici di Roma" (Добродетельное общество музыкантов Рима), объединявшего ведущих римских музыкантов. Подобно многим композиторам Рима того времени, он был духовным лицом: 29 августа 1584 года получил тонзуру, а 10 апреля 1607 года был рукоположён в диаконы, вскоре после чего стал священником.

Первое упоминание о его тесных связях с Конгрегацией Ораторио Филиппо Нери относится к 1593 году, когда Анерио находился на службе у кардинала Пьетро Альдобрандини. 3 апреля 1594 года, по желанию папы Климента VIII и кардинала Альдобрандини, он сменил Джованни Пьерлуиджи да Палестрину на посту композитора Папской капеллы, что свидетельствовало о его высокой репутации. В это время он установил тесные отношения с герцогом Джованни Анджело Альтемпсом, который содержал собственную капеллу и назначил Анерио её музыкальным руководителем.

В 1597 году, для более торжественного празднования мессы и вечерни в день памяти Филиппо Нери (который, хотя и был беатифицирован лишь в 1615 году, уже через два года после смерти почитался как святой), под руководством Анерио в оратории исполнялись новые четырёххорные сочинения, «какие прежде никогда не звучали ни в этой церкви, ни, возможно, во всём Риме». В следующем году он дирижировал трёххорными произведениями на тот же праздник, а в 1599 году для выступления была специально построена сцена, чтобы разместить хор, орган, клавесин и другие инструменты. Рукописные источники подтверждают участие Анерио в этих музыкальных постановках.

6 марта 1611 года Анерио и Сориано по поручению кардинала дель Монте были назначены реформаторами Римского градуала, и уже в начале 1612 года работа была завершена. Исправленные респонсории по стилю близки к изданию Editio Medicea.

Творчество

Ранние произведения Анерио были преимущественно светскими, хотя некоторые мадригалы имели духовные тексты. Его четырёхголосные канцонетты (1586) по мелодике и ритму близки к трёхголосным канцонеттам типа вильянеллы; их бинарная форма замаскирована частыми подражаниями и регулярным чередованием верхних голосов.

После назначения папским композитором в 1594 году Анерио сосредоточился на духовной музыке. Несмотря на приверженность традициям Палестрины, он не подражал ему буквально, кроме, возможно, мессы "Or le tue forze adopra" (Теперь приложи все свои силы), и обогатил стиль личными выразительными средствами. Мотеты из сборников "Sacri hymni et cantica" (Священные гимны и песни, 1596–1602), многие из которых написаны для двойного хора, выдержаны в духе классической вокальной полифонии. Басовые линии в обоих хорах текучи и мелодичны, нередко участвуют в имитации; хоры часто обмениваются тематическим материалом. В некоторых произведениях встречаются виртуозные пассажи в басу, как в "Regina caeli" (Царица небесная), а также современный на тот момент приём быстрой гомофонной декламации, как в "Veni, Sancte Spiritus" (Приди, Святой Дух) и "Tibi laus, tibi gloria" (Тебе хвала, тебе слава). Четырёхголосные респонсории на Страстную неделю (1606) отличаются искренней религиозностью и сдержанным чувством, усиленными хроматизмом и отклонениями от церковных ладов.

Его псалмы в чередующемся (alternatim) стиле характеризуются повторением слов для подчёркивания текста и контрастами фактуры. Анерио активно участвовал в духовных музыкальных экспериментах Филиппо Нери, сочиняя лауды и диалоговые мадригалы для Оратории. Поздние произведения, написанные во время службы у герцога Альтемпса, ориентированы на малые составы, но при внешней модернизации сохраняют основы палестриновского стиля.

Произведения

Духовные сочинения:

  • "Madrigali spirituali, libro primo" (Духовные мадригалы, первая книга, 1585)
  • "Madrigali spirituali, secondo libro" (Духовные мадригалы, вторая книга, 1585)
  • "Sacri hymni et cantica, liber primus" (Священные гимны и песни, первая книга, 1596)
  • "Sacri hymni et cantica, liber secundus" (Священные гимны и песни, вторая книга, 1602)
  • "Responsoria ad lectiones divini officii feriae quartae, quintae et sextae sanctae hebdomadae" (Респонсории на чтения богослужения Великого четверга, пятницы и субботы, 1606)
  • 4 мессы, гимны, антифоны, магнификаты, псалмы, мотеты, лауды, духовные канцонетты и мадригалы.

Светские сочинения:

  • "Canzonette, libro primo" (Канцонетты, первая книга, 1586)
  • "Il primo libro de madrigali" (Первая книга мадригалов, 1587)
  • "Primo libro de madrigali a sei voci" (Первая книга мадригалов на шесть голосов, 1590)
  • "Madrigali, libro secondo" (Вторая книга мадригалов, 1602)
  • "Le gioie" (Радости, 1589) — антология мадригалов различных авторов, в которую Анерио включил три собственных произведения.

Ноты сочинений Феличе Анерио на сайте библиотеки IMSLP