Амнер, Джон
1579 - 1641

Назад

Джон Амнер (John Amner) - Английский композитор и органист

Крещён 24 августа 1579 года, Или - умер 28 июля 1641 года, Или. 

Он родился в семье, имевшей тесные связи с музыкой кафедрального собора Или; Майкл Амнер, который был там мирянином с 1576 по 1588 год, приходился Джону дядей, а Ральф Амнер (возможно, брат или двоюродный брат Джона) был мирянином последовательно в Или, Виндзоре и Нью-Йорке. Королевская часовня. Сам Джон покинул Или, чтобы изучать музыку в Оксфорде под патронажем графа Бата, но вернулся в 1610 году, чтобы сменить Джорджа Баркрофта на посту хориста-информатора. Он окончил обучение только в 1613 году. Два года спустя появилась его единственная публикация "Священные гимны в 3, 4, 5 и 6 частях для голосов и виол". Впоследствии Амнер был рукоположен в сан диакона, а позже назначен викарием (младшим каноником); таким образом, он получал ежегодную стипендию как органиста, так и пребендария. На протяжении всего своего пребывания в должности (31 год) он продолжал сочинять музыку для англиканской литургии. Уже в 1640 году он окончил Кембриджский университет. Всего через два года после его смерти хоровое пение в Или было прекращено по личному настоянию Оливера Кромвеля. Будучи современником Орландо Гиббонса, Томаса Томкинса и Уилкса, Амнер переживает интересный период в истории провинциальной кафедральной музыки между Реформацией и Содружеством. Его ранние композиции отражают стилистические особенности его предшественников в Или - Роберта Уайта, Джона Фарранта, Уильяма Фокса и Джорджа Баркрофта, которые явно отдают предпочтение простой слоговой обработке легко понятных текстов. Но с подъемом высокоцерковного движения таких людей, как Лауд и Косин (а также его собственного декана Генри Сезара, щедрого покровителя музыки собора), он адаптировал свой стиль к более сложным стихам-гимнам и полифоническому хоровому стилю. Из богослужебной музыки Амнера сохранились два набора прецедентов, оба на пять голосов; первый относится к праздничному переложению lxxxix псалма для вечернего пения в день Рождества, в то время как второй, очевидно, предназначался для утренней службы, поскольку в рукописях за ним следует Venite. Отсутствие сопутствующих настроек ответов после Символа веры исключает их частое использование в наши дни. Из четырех настроек ежедневных песнопений только две сохранились до наших дней в полном виде. Одна из них написана в форме "краткой" службы, что позволяет избежать повторений и длительных разъяснений. Другой, известный как "Служба Цезарю", представляет собой великолепное стихотворное оформление, в котором стихотворные фрагменты исполняются группами солистов, а не отдельными голосами. Из незавершенных постановок особый интерес представляют вечерние песнопения, известные как служба 2-го куплета: сохранившаяся органная часть указывает на то, что куплеты были написаны разными голосами, как поодиночке, так и в ансамбле. Заключительное "Аминь" совпадает с окончанием "О вы, малое стадо", что наводит на мысль о том, что служба состояла из шести частей. Из более коротких гимнов, состоящих из четырех частей, сохранившиеся источники "О Боже, царь мой" и "О Господь, на которого я полагаюсь", показывают, что они были простыми, без контрапунктических моментов, в то время как "Благословен будь Господь Бог" построен на коротких повторяющихся фразах. Давайте порадуемся, ведь мадригальская интерпретация перефразированного текста из Венита, заканчивающаяся мелизматическим "Аллилуйя", представляет лишь мимолетный интерес. "Горе мне" - это простой, но действенный плач об изгнании евреев. "Христос воскресе вновь" начинается с простого гомофонического исполнения части пасхальных гимнов, но насыщенность текста побудила Амнера расширить оригинальную текстуру, разделив среднюю, альтовую и теноровую части. Среди гимнов, состоящих из пяти частей, "Поднимите головы" - самый интересный, как по своей тональности, так и по трактовке текста. Здесь Амнер предпринял попытку сближения полного и стихового стилей: из трех разделов второй использует трехчастную структуру стиха, чтобы задать вопрос "Кто есть Царь славы?", а в заключительном разделе используется полный хор с ответом "Это Господь". Покаянная фраза "Не поминай, Господи, наших прегрешений" придает ектении особую остроту; во вступительной части используются низкие тесситуры голосов, а также хроматические вокальные партии. Напротив, "Тот, кто спустился" с большим воодушевлением исполняет текст "Радостного восхождения", в одном месте используя голоса для имитации трубных звуков, как это сделал Берд в "Пойте радостно". Восторженное "Приди сюда и услышь", которое следует за "Службой Цезаря" в йоркских сборниках как "гимн службе", завершается радостным гомофоническим возгласом "Хвала Богу, который не отверг мою молитву". Два гимна из семи частей, "Пойте, о небеса" и "Пойте Господу", представляют собой самое амбициозное хоровое произведение Амнера в полном стиле. Оба они являются обрамлением хвалебных текстов, и в обоих есть накладывающиеся друг на друга имитационные фразы сдвоенных голосов, которые придают насыщенной вокальной фактуре ритмическую неизбежность. Стихотворные гимны демонстрируют великолепную способность Амнера сочетать музыку с текстом в антифонном контексте. В двух длинных рождественских песнопениях из Священных гимнов "О малое стадо твое" и "О, как с небес" умело сочетаются стихи и целые разделы. Пожалуй, самый красивый гимн Амнера - "all ye passengers by" - это страстный, проникновенный текст для сольного контр-тенора с пятиголосным припевом. Песня "I will sing to the Lord" написана сольным тенором.; здесь наибольший интерес представляют куплеты, в которых Амнер использовал последовательное написание, чтобы добиться хорошего эффекта при повторении, особенно когда в "Радость моя в Господе" вводится тройная часть. Весь гимн достигает впечатляющей кульминации в полной части ‘Хвала Господу’. В "Мой Господь, следовательно, удален" Амнер снова использовал солиста-тенора, но на этот раз отрывок из одного куплета переходит в полноценную "Аллилуйю". Единственный стихотворный гимн, в котором используется соло-бас, - это "Слава Богу на небесах", который описан в рукописях как "гимн для пасхального причастия". В "Услышь, Господи" две сольные партии имитируют и дополняют друг друга на протяжении трех куплетов, в то время как четырехголосый припев повторяет как музыку, так и текст солистов. Единственная дошедшая до нас клавишная пьеса Амнера уникальна тем, что это единственный известный набор вариаций на тему метрического псалма. Мелодия появилась в "Определенных нотах Дэя" (1565), сочиненных Таллисом для песни "О, Господь, на тебя уповаю". Каждая из восьми вариаций свидетельствует о размахе ритмических, мелодических и контрапунктических изобретений Амнера, а также о его мастерстве как исполнителя.

Ноты сочинений Джона Амнера на сайте библиотеки IMSLP