Амблвиль, Шарль д'
.... - 1637
Назад
Ambleville, Charles d'

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Шарль д'Амблвиль – французский композитор и священник, принадлежавший к ордену иезуитов. Сведения о его жизни крайне скудны. Известно, что в 1626 году он занимал должность прокурора (procureur) Компании Иисуса (ордена иезуитов) в Руане. На основании его музыкальных сочинений исследователи делают вывод, что он также был руководителем музыки (маэстро ди капелла) в одном из учебных заведений (коллегиумов) своего ордена, вероятно, в Руане. Его деятельность была тесно связана с потребностями иезуитских коллегиумов в литургической музыке.
Творческое наследие Шарля д'Амблвиля состоит исключительно из духовной музыки. Его сборник «Octonarium sacrum» («Осмогласник священный», 1634) содержит пятиголосные стихи для песни Богородицы (Магнификат) на все восемь церковных тонов; эти произведения выдержаны в фугированном стиле и по своему характеру близки к аналогичным сочинениям его современника Анри Форме.
Наиболее значительными трудами композитора являются два тома «Harmonia sacra» («Священная гармония»), изданные в 1636 году. Один том предназначен для четырёх голосов, другой – для шести, и они дополняют друг друга. В этот сборник вошли произведения для двойного хора, написанные в современном для того времени стиле, пришедшем из Италии и уже освоенном во Франции такими композиторами, как Эсташ дю Корруа и Клод Ле Жён. Сборник также включает несколько месс и мотетов для одного хора. Сочинения для двойного хора – псалмы, мотеты и гимны – предназначались для литургического использования. В предисловии к сборнику д'Амблвиль даёт практические рекомендации по исполнению, предлагая различные составы в зависимости от имеющихся сил: например, двумя ансамблями (один из четырёх солистов, другой – шестиголосный хор), дуэтами сопрано и баса из каждого хора или даже одним солирующим сопрано, с заменой отсутствующих голосов инструментами или органом.
В своей музыке композитор мастерски сочетал два основных стиля: простой аккордовый склад, или фобурдон (который он называл «musica simplex»), и контрапунктический, включая фугированную фактуру («musica figurata»).
Помимо этих сочинений на латыни, согласно исследователю Амеде Гастуэ, д'Амблвилю также принадлежит музыка, опубликованная в 1623 году для сборника «Airs sur les hymnes sacrez, odes et noëls» («Песни на священные гимны, оды и рождественские песни») на тексты иезуитского поэта Мишеля Куассара, первоначально изданные в 1592 году. Стоит отметить, что музыкальный язык этих песен к 1623 году уже считался старомодным.
Ноты сочинений Шарля д' Амблвиля на сайте библиотеки IMSLP