Амблвиль, Шарль д'
.... - 1637

Назад

Ambleville, Charles d'

  • Дата рождения: конец XVI века
  • Место рождения: Бургундия, Франция
  • Дата смерти: 6 июля 1637
  • Место смерти: Руан, Франция

Биография

Шарль д'Амблвиль – французский композитор и священник, принадлежавший к ордену иезуитов. Сведения о его жизни крайне скудны. Известно, что в 1626 году он занимал должность прокурора (procureur) Компании Иисуса (ордена иезуитов) в Руане. На основании его музыкальных сочинений исследователи делают вывод, что он также был руководителем музыки (маэстро ди капелла) в одном из учебных заведений (коллегиумов) своего ордена, вероятно, в Руане. Его деятельность была тесно связана с потребностями иезуитских коллегиумов в литургической музыке.

Творчество

Творческое наследие Шарля д'Амблвиля состоит исключительно из духовной музыки. Его сборник «Octonarium sacrum» («Осмогласник священный», 1634) содержит пятиголосные стихи для песни Богородицы (Магнификат) на все восемь церковных тонов; эти произведения выдержаны в фугированном стиле и по своему характеру близки к аналогичным сочинениям его современника Анри Форме.

Наиболее значительными трудами композитора являются два тома «Harmonia sacra» («Священная гармония»), изданные в 1636 году. Один том предназначен для четырёх голосов, другой – для шести, и они дополняют друг друга. В этот сборник вошли произведения для двойного хора, написанные в современном для того времени стиле, пришедшем из Италии и уже освоенном во Франции такими композиторами, как Эсташ дю Корруа и Клод Ле Жён. Сборник также включает несколько месс и мотетов для одного хора. Сочинения для двойного хора – псалмы, мотеты и гимны – предназначались для литургического использования. В предисловии к сборнику д'Амблвиль даёт практические рекомендации по исполнению, предлагая различные составы в зависимости от имеющихся сил: например, двумя ансамблями (один из четырёх солистов, другой – шестиголосный хор), дуэтами сопрано и баса из каждого хора или даже одним солирующим сопрано, с заменой отсутствующих голосов инструментами или органом.

В своей музыке композитор мастерски сочетал два основных стиля: простой аккордовый склад, или фобурдон (который он называл «musica simplex»), и контрапунктический, включая фугированную фактуру («musica figurata»).

Помимо этих сочинений на латыни, согласно исследователю Амеде Гастуэ, д'Амблвилю также принадлежит музыка, опубликованная в 1623 году для сборника «Airs sur les hymnes sacrez, odes et noëls» («Песни на священные гимны, оды и рождественские песни») на тексты иезуитского поэта Мишеля Куассара, первоначально изданные в 1592 году. Стоит отметить, что музыкальный язык этих песен к 1623 году уже считался старомодным.

Произведения

  • «Airs sur les hymnes sacrez, odes et noëls» («Песни на священные гимны, оды и рождественские песни»), для 4 голосов (Париж, 1623)
  • «Octonarium sacrum, seu canticum B.V.M.» («Осмогласник священный, или Песнопение Пресвятой Богородицы»), для 5 голосов (Париж, 1634)
  • «Harmonia sacra, seu Vesperae … una cum Missa ac litaniis B.V.M.» («Священная гармония, или Вечерня… вместе с Мессой и литаниями Пресвятой Богородицы»), для 6 голосов (Париж, 1636)
  • «Harmonia sacra, seu Vesperae» («Священная гармония, или Вечерня»), для 4 голосов (Париж, 1636)

Ноты сочинений Шарля д' Амблвиля на сайте библиотеки IMSLP