Амбиела, Мигель де
1666 - 1733
Назад
Ambiela, Miguel de

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Мигель де Амбиела был испанским композитором эпохи барокко, одним из выдающихся представителей церковной музыкальной традиции Испании конца XVII — начала XVIII века. Он начал изучать музыку в возрасте 15 лет в Дароке, где вскоре занял должность капельмейстера (maestro de capilla) в коллегиальной церкви (1685–1686).
Позднее он занимал аналогичные должности в различных испанских храмах: в Лериде (1686–1690), в Жаке (1698–1700), в знаменитом храме Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар в Сарагосе (1700–1707), в монастыре Дескальсас Реалес в Мадриде (1707–1710), а с 22 марта 1710 года и до самой смерти служил капельмейстером Толедского собора.
Амбиела был, по-видимому, последним капельмейстером Толедского собора, оставившим после себя столь значительное музыкальное наследие в виде крупных хоровых рукописей. Его собрание включает восемь месс для четырёх голосов, созданных по образцу собственных мотетов, восемь мотетов и три гимна.
В 1717 году в Толедо он опубликовал трактат Disceptación música y discurso problemático («Музыкальная дискуссия и проблемный трактат»), в котором защищал Франсиско Вальса и его смелое использование неподготовленных диссонансов — вопрос, вызвавший горячие споры среди испанских теоретиков и композиторов того времени.
Музыка Амбиелы сочетает строгие полифонические принципы с выразительными элементами, характерными для испанского барокко. Его произведения на латинские и испанские тексты сохранились во многих собраниях Испании (в том числе в Барселоне, Уэске, Мадриде, Монтсеррате, Толедо и Сарагосе).
В виллансико Suban las voces al cielo («Да вознесутся голоса к небу»), написанном к празднику Вознесения Девы Марии для шести голосов и бассо континуо и датированном 24 октября 1689 года, композитор продемонстрировал мастерство музыкальной живописи — точного отражения смысла текста средствами мелодии и гармонии.
Рождественские виллансико, написанные им для Толедского собора, отличаются стилистическим разнообразием: в них появляются элементы французского менуэта (уже в 1714 году) и шутливые negros — народные сценические вставки в «чёрном» стиле, характерные для испанского барочного фольклора (в 1727 и 1731 годах).
Некоторые произведения Амбиелы вошли в сборник, переписанный Крисостомо Рипольесом в 1704 году в Таррагоне (ранее хранился в Берлине, в Государственной библиотеке Прусского культурного наследия).
Музыка Амбиелы занимает особое место в истории испанского церковного барокко, объединяя традиционную полифонию с выразительными приёмами, предвосхищающими галантный стиль.
Ноты сочинений Мигеля де Амбиелы на сайте библиотеки IMSLP