Амато, Винченцо (Епифанио)
1629 - 1670

Назад

Винченцо (Епифанио) Амато (Vincenzo (Epifanio) Amato) - Итальянский композитор

Родился 5 января 1629 года, Чиминне, Палермо - умер 29 июля 1670 года, Палермо. 

Его семья была связана с княжескими домами Вентимилья и Гамбакурта. Его младший брат Паоло, автор мраморного театра делла Марина (Палермо, 1682), был одним из величайших итальянских архитекторов. Матерью Алессандро Скарлатти была его сестра или кузина Элеонора; Амато лично крестил ее дочерей, работая приходским священником в Сан-Антонио-Абате, Палермо. Он провел свою жизнь в Палермо. В подростковом возрасте он поступил в семинарию Кьеричи, получил степень по теологии и принял духовный сан. С 1652 года он руководил музыкой в церкви Святой Марии дель Кармине, а с 1665 года и до самой своей смерти был маэстро капеллы в кафедральном соборе. Святая Мария дель Кармине поручила ему написать "две страсти" (одну по евангелию от Матфея, другую по евангелию от Иоанна). Это не ораториальные "Страсти", а литургические произведения; речитативы и фальцобордонные припевы заменяют григорианское песнопение при чтении Евангелия. Эти "Страсти" исполнялись сицилийскими часовнями до середины 20-го века. Сообщается (Бертини), что незадолго до революции во Франции, в Майенне, недалеко от Ренна, также было представление. Вся сохранившаяся музыка Амато (за исключением поздних аранжировок "Страстей господних") содержится в четырех рукописях и двух печатных сборниках 17-го века, обнаруженных в кафедральном соборе Мальты в Мдине в 1979 году. Похоже, что оригинальная музыка Амато к "Страстям по Иоанну" была аранжирована в 18, 19 и 20 веках не только для ее вариантов, но и для постановки "Страстей по Матфею" и "Страстей по Марку". В этих аранжировках тенор (Христос) заменен басом, а четырехголосные фальцетные аккорды заменены музыкой других композиторов. Речитатив Амато еще проще, чем у Кариссими, но не менее концентрированный и драматичный, с несколькими тонкими интонациями, такими как краткие вставки эмоциональных слов, мелодические и гармонические хроматизмы и выразительные доминантные 7-е ноты. Все возвышенные и строгие речи Христа начинаются с обычной вступительной фигуры, состоящей из одного или двух восходящих хореев. Корни речитативного творчества Алессандро Скарлатти, примером которого являются его "Страсти по Иоанну", вероятно, можно найти в этих произведениях. В своей полифонической музыке, с ее смелыми гармониями, модуляциями и яркими образами, Амато показывает себя достойным наследником Бонавентуры Рубино, своего предшественника на посту маэстро капеллы кафедрального собора и величайшего музыкального авторитета в Палермо в ранние годы Амато.