Амато, Винченцо
1629 - 1670
Назад
Amato, Vincenzo

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Винченцо Амато был итальянским композитором и священнослужителем, одним из наиболее значительных представителей сицилийской музыкальной школы XVII века. Его семья была связана с княжескими домами Вентимиглия и Гамбакурта. Его младший брат Паоло Амато, автор книги Teatro marmoreo della marina («Мраморный театр у моря»), был одним из выдающихся итальянских архитекторов своего времени. Сестра или кузина Винченцо, Элеонора Амато, была матерью Алессандро Скарлатти; известно, что Винченцо Амато лично крестил её дочерей, заменяя приходского священника церкви Святого Антония Аббата в Палермо.
Всю жизнь композитор провёл в Палермо. Ещё в юности он поступил в Семинарио деи Кьерици, где получил степень по теологии и принял духовный сан. С 1652 года он руководил музыкой в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, а с 1665 года и до самой смерти занимал должность капельмейстера (maestro di cappella) кафедрального собора Палермо.
По заказу церкви Санта-Мария-дель-Кармине Амато создал две Passioni — по Евангелиям от Матфея и от Иоанна. Эти произведения не являются ораториями в строгом смысле слова, а представляют собой литургические композиции, в которых речитативы и хоралы в стиле falsobordone заменяют григорианский хорал в евангельских чтениях. Эти Страсти исполнялись сицилийскими капеллами вплоть до середины XX века, а, по свидетельству Бертини, одно из исполнений состоялось даже во Франции, в Майенне, недалеко от Ренна, незадолго до Французской революции.
Вся сохранившаяся музыка Амато (за исключением позднейших обработок Страстей) содержится в четырёх рукописях и двух печатных сборниках XVII века, обнаруженных в 1979 году в соборе города Мдина (Мальта). Оригинальная музыка для Страстей по Иоанну подвергалась в XVIII–XX веках многочисленным переделкам, в результате которых создавались варианты Страстей по Матфею и Страстей по Марку. В этих поздних редакциях партия Христа, первоначально написанная для тенора, была заменена на басовую, а четырёхголосные хоры в стиле falsobordone — на музыку других авторов.
Речитативы Амато отличаются простотой и сдержанностью, но при этом глубокой выразительностью. Они нередко включают краткие мелизматические украшения на эмоционально насыщенных словах, а также хроматизмы и выразительные доминантовые септаккорды. Все реплики Христа строятся по устойчивой схеме, начинающейся с восходящего ритмического мотива — своеобразного музыкального символа величия и достоинства. Музыкальный язык Амато во многом предвосхищает стиль Алессандро Скарлатти, особенно заметный в его Страстях по Иоанну.
В полифонических сочинениях Амато проявил себя как достойный преемник Бонавентуры Рубино — своего предшественника на посту капельмейстера кафедрального собора Палермо и одного из крупнейших музыкальных авторитетов Сицилии его времени. Его гармонии и модуляции смелы, а образность музыкальной речи чрезвычайно ярка.
(Все рукописи, кроме поздних обработок Страстей, хранятся в соборе Мдины, Мальта)