Амато, Винченцо
1629 - 1670

Назад

Amato, Vincenzo

  • Дата рождения: 5 января 1629 года
  • Место рождения: Чиминна, близ Палермо
  • Дата смерти: 29 июля 1670 года
  • Место смерти: Палермо

Биография

Винченцо Амато был итальянским композитором. Его семья была связана с княжескими домами Вентимилья и Гамбакурта. Его младший брат, Паоло, был одним из величайших итальянских архитекторов. Его сестра или кузина Элеонора была матерью Алессандро Скарлатти; замещая приходского священника церкви Сан-Антонио-Абате в Палермо, Амато лично крестил ее дочерей. Всю свою жизнь он провел в Палермо. В юности поступив в семинарию клириков, он получил степень по теологии и принял священнический сан. С 1652 года он руководил музыкой в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, а с 1665 года и до своей смерти был капельмейстером собора Палермо.

Творчество

Винченцо Амато известен прежде всего своими литургическими Страстями, которые исполнялись сицилийскими капеллами вплоть до середины двадцатого века. Его речитатив даже проще, чем у Джакомо Кариссими, но не менее концентрирован и драматичен, с несколькими тонкими интонационными приемами, такими как краткие украшения на эмоциональных словах, мелодические и гармонические хроматизмы и выразительные доминантсептаккорды. Все достоинственные и строгие высказывания Христа начинаются с регулярной начальной фигуры, состоящей из одного или двух восходящих хореев. Корни речитативного письма Алессандро Скарлатти, как показано в его "Страстях по Иоанну", вероятно, можно найти в этих произведениях. В своей полифонической музыке, с ее смелыми гармониями и модуляциями и яркой образностью, Амато показывает себя достойным наследником Бонавентуры Рубино, своего предшественника на посту капельмейстера собора и величайшего музыкального авторитета в Палермо в ранние годы Амато.

Произведения

Духовная музыка:

  • "Священные концерты с мессой, книга первая, сочинение 1" ("Sacri concerti … con una messa … libro primo, Op. 1") для двух-пяти голосов и бассо континуо (1652)
  • "Месса и псалмы вечерни и повечерия, книга первая, сочинение 2" ("Messa e salmi di vespro e di compieta … libro primo, Op. 2") для четырех-пяти голосов и бассо континуо (1656)
  • "Страсти по Иоанну" ("St John Passion") для тенора (Евангелист), тенора (Христос), хора сопрано-альт-тенор-бас и бассо континуо (сохранились в аранжировках восемнадцатого-двадцатого веков)
  • "Страсти по Матфею" ("St Matthew Passion") – аранжировка на основе "Страстей по Иоанну" (сохранилась в аранжировках девятнадцатого-двадцатого веков)
  • "Литания" ("Litania") для голосов сопрано-сопрано-альт-бас и бассо континуо
  • "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") ("Magnificat") для голосов сопрано-сопрано-альт-тенор-бас и бассо континуо
  • Три духовные арии:
  • "Так прекрасна, так чиста" ("Così vaga così pura") для сопрано и бассо континуо
  • "Мир бесчестный" ("Mondo infame") для сопрано и бассо континуо
  • "Твои обещания лживы" ("Tue promesse son fallaci") для сопрано и бассо континуо
  • Три мессы (утрачены)

Сценическое произведение:

  • "Мученичество Святой Екатерины" ("Il martirio di S Caterina") (духовная композиция, либретто сохранилось, музыка утрачена)