Амадеи, Филиппо
1665 - 1725

Назад

Amadei, Filippo

  • Дата рождения: около 1665
  • Место рождения: Рим
  • Дата смерти: около 1725
  • Место смерти: Лондон

Биография

Филиппо Амадеи по прозвищу «Пиппо дель Виолончелло» был итальянским виолончелистом и композитором. Его иногда ошибочно называли «Филиппо Маттей» в Critica musica Маттезона (январь 1723). Он выступал в Риме на концертах и религиозных мероприятиях, организованных кардиналом Памфили (1685–1708), церковью Сан Луиджи деи Франчези (1686–1711), кардиналом Оттобони (1690–1699), Академией рисунка Сан Лука (1702–1711), принцем Росполи (1708–1711) и церковью Сан Джакомо деи Спаньоли (1707–1713).

Он вступил в Музыкальную академию Санто Чечилия 25 сентября 1690 года, был органистом в церкви Сан Спирито в 1694 году и тромбонистом в Concerto del Campidoglio с 1702 года. В либретто его оратории Aman delusus (1699) он назван «римлянином», а в либретто La stella de’ magi (1702) он указан как «виртуоз» кардинала Оттобони.

С апреля 1700 года до конца марта 1711 года он служил в качестве aiutante di camera при кардинале. В конце этого периода его единственная завершённая опера Teodosio il giovane была великолепно поставлена с декорациями Юварры. Кресчименби в Comentarj intorno alla storia della volgar poesia (Рим, 1702) называет Амадеи композитором кантат, служившим Оттобони, хотя из сохранившихся работ известна лишь одна кантата и одна соната для виолончели, вероятно написанные в течение его 40-летнего пребывания в Риме.

28 января 1715 года Амадеи с двумя скрипачами, Пьетро и Просперо Каструччи, отправился в Лондон в свите графа Барлингтона. Его первые публичные выступления в Лондоне состоялись в 1718 году на Lincoln’s Inn Fields. В 1720 году, с открытием Королевской музыкальной академии, он стал её главным виолончелистом. В 1721 году академия поручила ему аранжировать Arsace и написать первый акт Muzio Scevola. Он исполнил концерт для бас-вилоны 14 марта 1722 года и участвовал в концерте Корелли в качестве концертного виолончелиста 20 марта 1723 года. В мае 1724 года анонимное собрание музыкантов посоветовало ему «оставить сочинение и посвятиться игре на инструменте».

По всей видимости, Амадеи последовал этому совету, и известны лишь немногие его произведения. Возможно, он умер уже в 1725 году в возрасте около 60 лет. Иногда его путают с Джованни Амадеи, контрабасистом, выступавшим в Риме в 1715–1759 годах.

Творчество

Амадеи был автором ораторий, кантат и инструментальной музыки, преимущественно для виолончели. Его творчество отличается мастерством контрапунктного письма и вниманием к выразительной мелодии. Для своих произведений он использовал диалоговые формы, как в первой части сонаты для виолончели и первой арии кантаты Il pensiero.

Произведения

Оратории и сакральные кантаты (исполнялись в Риме, если не указано иное)

  • Aman delusus (оратория, «Аман обманутый»)
  • La pace per la nascita del Redentore (кантата, «Мир в честь рождения Искупителя»)
  • La stella de’ magi (кантата, «Звезда волхвов»)
  • Abelle (оратория, «Абель»)
  • Il trionfo di Tito per la distruzione di Gerusalemme, espresso nelle Lamentazioni del profeta Geremia (оратория, «Триумф Тита над разрушением Иерусалима, изложенный в Плачах пророка Иеремии»)
  • S Cassilda (мелодрамма, «Санта Казильда»)
  • Il martirio de’ SS fanciulli Giusto e Pastore (сакральная мелодрамма, «Мученичество святых мальчиков Джусто и Пастора»)

Светская вокальная музыка

  • Серената для королевы Марии Казимиры (неидентифицированная, Рим)
  • Amor vince ogni core (серената, «Любовь побеждает каждое сердце»)
  • Teodosio il giovane (драмма, «Теодозий юный»)
  • Muzio Scevola [Акт 1] (драмма, «Музий Сцевола»)
  • Дополнительная музыка к Arsace (трагедия, «Арсак»)
  • Il pensiero che rapido vola (кантата, «Мысль, что быстро летит»)
  • Ove fuggi, ove vai (кантата, «Куда убегаешь, куда идёшь»)
  • Pastorella sventurata, che mai vide più (кантата, «Несчастная пастушка, что более не видела»)
  • Saprà quest’alma irata (кантата, «Эта разгневанная душа узнает»)
  • Soli voi m’innamorate (кантата, «Только вы влюбляете меня»)

Инструментальная музыка

  • Соната для виолончели с басом (ок. 1700)
  • Концерт для бас-вилоны, исполнение в Лондоне, 14 марта 1722