Альтниколь, Иоганн Кристоф
1720 - 1759

Назад

Altnikol, Johann Christoph

  • Дата рождения: крещен 1 января 1720 года
  • Место рождения: Берна близ Зейденберга, Верхняя Лужица
  • Дата смерти: похоронен 25 июля 1759 года
  • Место смерти: Наумбург

Биография

Иоганн Кристоф Альтниколь был немецким органистом и композитором. Он посещал лицей в Лаубане в 1733 году, а примерно с 1740 года до начала 1744 года был певцом и помощником органиста в церкви Святой Марии Магдалины в Бреслау. Желая вернуться в Германию и посвятить себя "высшим наукам" в Лейпциге, и так как его родители были бедны, он попросил денег на дорогу. 23 января 1744 года ему было выдано четыре талера, а 19 марта он поступил в Лейпцигский университет как студент теологии. Вскоре он начал помогать Иоганну Себастьяну Баху, в основном как бас, и делал это регулярно с осени 1745 года. 20 января 1749 года Альтниколь женился на дочери Баха, Елизавете Юлиане Фридерике.

Летом 1748 года освободилось место органиста в церкви Святого Венцеля в Наумбурге, и 24 июля Бах рекомендовал Альтниколя городскому совету, который единогласно назначил его 30 июля. Альтниколь приступил к обязанностям в середине сентября. После смерти Баха Альтниколь исполнял функции доверенного лица, ответственного за распределение его наследства. Он взял с собой в Наумбург умственно отсталого сына Баха, Готтфрида Генриха, и там же до 1751 года преподавал Иоганну Готфриду Мютелю, ученику Баха. В Наумбурге Альтниколь дирижировал исполнением пастиччо-кантаты Страстей с музыкой Карла Генриха Грауна, Иоганна Себастьяна Баха и Георга Филиппа Телемана и, предположительно, ранней версии "Страстей по Матфею" Баха.

Творчество

Альтниколь, как говорят, был прекрасным органистом. Бах хорошо отзывался о его сочинениях, возможно, по личным причинам; однако они на самом деле привлекли мало внимания. В настоящее время Альтниколь помнится в основном как зять Баха и надежный переписчик его музыки. Каталоги Брейткопфа 1761 и 1764 годов упоминают "Песнь Богородицы" и две кантаты Альтниколя, но ни они, ни большинство его других произведений не сохранились. Его творческое наследие невелико, и его историческое значение связано прежде всего с его близкими отношениями с семьей Баха и его работой в качестве копииста произведений великого композитора.

Произведения

Духовная музыка (сохранившиеся произведения):

  • "Месса (Кирие, Глория) ре минор" ("Missa (Ky, Gl), d")
  • "Санктус" ("Sanctus") (две обработки)
  • "Ликуйте и восклицайте в великолепных хорах" ("Frohlocket und jauchzet in prächtigen Chören") (кантата)
  • "Я живу, и вы будете жить" ("Ich lebe und ihr sollt auch leben") (кантата)
  • "Предай Господу путь твой" ("Befiehl du deine Wege") (мотет)
  • "Ныне все благодарим Бога" ("Nun danket alle Gott") (мотет)

Инструментальная музыка:

  • "Соната До мажор для клавира" ("Sonata, C")
  • "Семь танцев для клавира" ("7 dances")
  • "Ричеркар на четыре голоса" ("Ricercar a 4")

Ноты сочинений Иоганна Кристофа Альтниколя на сайте библиотеки IMSLP