Альтенбург, Михаэль
1584 - 1640

Назад

Altenburg, Michael

  • Дата рождения: 27 мая 1584
  • Место рождения: Алах, около Эрфурта, Германия
  • Дата смерти: Эрфурт, 12 февраля 1640
  • Место смерти: Германия

Биография

Михаэль Альтенбург был немецким композитором и церковным музыкантом. В 1590 году он был отправлен учиться в Эрфурт, а в 1598 поступил на теологический факультет университета Эрфурта, где получил степень бакалавра в 1599 году и степень магистра в 1603 году. С 1600 года он преподавал в Эрфурте, начав с Reglerschule; с 1601 года был кантором в церкви Св. Андреаса, а с 1607 года также исполнял обязанности ректора при школе при церкви. В 1609 году Альтенбург оставил преподавание и стал пастором, работая в приходах Ильверсгехофен и Марбах, рядом с Эрфуртом, до 1610 года, после чего переехал в Трёхтельборн близ Готы, где оставался до 1621 года и, вероятно, также был кантором. Именно в этот период он опубликовал большую часть своей музыки.

Его современники называли его «Орландус Тюрингиэ», сравнивая с Орландо ди Лассо, а сам Альтенбург осознавал, что живёт в эпоху высокой музыкальной активности: как он писал в предисловии к Intraden (1620), «скоро не останется ни одной деревни, особенно в Тюрингии, где музыка, вокальная и инструментальная, не будет процветать в хорошем порядке с великолепием или изяществом, согласно возможностям места».

Эта счастливая и творчески плодотворная эпоха закончилась, когда он переехал в церковь Бонифациуса в Зёммерде. Его современники продолжали «хвалить его как очень благочестивого, образцового и вдохновенного проповедника, а его гимны … высоко ценятся и часто поются в церквях Гросс-Зёммера и по всей округе». Тридцатилетняя война, однако, принесла страдания его родине, и его творческая деятельность прекратилась. Его приход пострадал от чумы в 1636 году; жена умерла в 1637 году, и из 13 детей только трое пережили его. В 1637 году война заставила его вернуться в Эрфурт, где он провёл остаток жизни сначала диаконом, а с 1638 года — пастором церкви Св. Андреаса.

Творчество

Церковная музыка Альтенбурга была известна и высоко ценима при его жизни; 17 его мелодий использовались в конгрегационном пении. Его песня Verzage nicht, du Häuflein klein! (Не отчаивайся, малое стадо!), на текст Якоба Фабриция, стала боевой песней короля Швеции Густава Адольфа. Он сочинял вокальные концерты для больших составов, включая трубы и тимпаны, до 18 голосов, но его мотетоподобные произведения и простые, но эффективные хоральные интрады с самостоятельными инструментальными ансамблями демонстрируют его мастерство в свободных, мадригалоподобных текстурах полифонических форм. В его музыке сочетаются стремление к глубине смысла и тенденция к упрощению выразительных средств и технических требований: как писал Блюме, «его можно назвать первым популяризатором протестантской церковной музыки своего времени».

Произведения

  • Das 53. Capitel des … Propheten Esaiae … Leiden und Sterben sampt … Aufferstehung unseres Herrn … auch der … Passion-Spruch … Bernhardi, 6 голосов, Эрфурт, 1608 (53-й глава пророка Исаии … Страдания и Смерть с … Воскресением Господа нашего … также Страстное изречение … Бернарди)
  • 8 newe christliche FestGesänge, 4–5 голосов, Эрфурт, 1608 (8 новых христианских праздничных песнопений)
  • Adams hochzeitliche Freude … 6vv, neben dem Symbolo, Fidenti sperata cedunt, 7 голосов, Эрфурт, 1613 (Свадебная радость Адама … 6 голосов, рядом с Символом, надеясь на верность, 7 голосов)
  • Gaudium Christianum, das ist christliche musikalische Freude, 5–16 голосов, 3 трубы, 2 тимпана, Йена, 1617 (Христианская радость, или христианская музыкальная радость)
  • Musicalischer Schild und Schirm … das ist der 55. Ps, 6 голосов, Эрфурт, 1618 (Музыкальный щит и защита … это 55-й псалом)
  • Hochzeitliche musicalische Freude … darein zugleich ein Choral Stimme beneben 2 Clareten und 1 Trombet gerichtet ist [ad lib] (Isaiah lxii), 9 или 12 голосов, Эрфурт, 1620 (Свадебная музыкальная радость … с хоральным голосом, сопровождаемым 2 кларнетами и 1 трубой [по желанию] (Исаия 62))
  • Erster Theil newer … zierlicher Intraden … auf Geigen Lauten Instrumenten und Orgelwerck gerichtet … darein zugleich eine Choralstimm … kann mit gesungen werden, 6 голосов, Эрфурт, 1620 (Первая часть новых … изящных интрад для скрипок, лютен, инструментов и органа … с возможностью исполнения хорального голоса)
  • Cantiones de Adventu Domini ac salvatoris nostri Jesu Christi, 5, 6, 8 голосов, Эрфурт, 1620 (Песни Адвента Господа и нашего Спасителя Иисуса Христа)
  • Erster Theil christlicher … newer Kirchen und Haussgesänge, 5 голосов, Эрфурт, 1620 (Первая часть христианских … новых церковных и домашних песнопений)
  • Der ander Theil christlicher … newer Kirchen und Haussgesenge von Ostern biss auff das Advent, 5, 6, 8 голосов, Эрфурт, 1620 (Вторая часть христианских … новых церковных и домашних песнопений от Пасхи до Адвента)
  • Der dritte Theil christlicher … newer Kirchen und Haussgesänge … durchs gantze Jahr … 5, 6, 8 голосов, dessgleichen 2 newe Intraden 10 Voc, Эрфурт, 1620–21 (Третья часть христианских … новых церковных и домашних песнопений … на весь год … 5, 6, 8 голосов, а также 2 новые интрады на 10 голосов)
  • Vierdter Theil der Fest Gesänge … auff Himmelfahrt, Pfingsten, Trinitatis, 5–9 голосов, Эрфурт, 1621 (Четвёртая часть праздничных песнопений … на Вознесение, Пятидесятницу, Троицу)
  • Musikalische Weynacht- und New Jahrs Zierde, 4–9 голосов, Эрфурт, 1621 (Музыкальное украшение Рождества и Нового года)
  • Dritter Theil musicalischer Fest Zierde, 5–14 голосов, Эрфурт, 1622 (Третья часть музыкального праздничного украшения)
  • Der cxvi Ps, 3–5 голосов, Эрфурт, 1623–14 (Псалом 116)
  • Symbolum oder stündliches Gebet … mit fünff Stimmen orniret (Lieber Gott verleih mir ein selig Stund), 5 голосов, Эрфурт, 1637 (Символ или часовая молитва … для пяти голосов (Боже, даруй мне благословенный час))
  • 3 песни, 1641 (3 песни)

Ноты сочинений Михаэля Альтенбурга на сайте библиотеки IMSLP