Альтенбург, Михаэль
1584 - 1640
Назад
Altenburg, Michael
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Михаэль Альтенбург был немецким композитором и теологом. В 1590 году он был отправлен в школу в Эрфурте, а в 1598 году поступил в тамошний университет для изучения теологии, получив степень бакалавра в 1599 году и магистра в 1603 году. Он преподавал в Эрфурте с 1600 года, начиная в школе Реглера; с 1601 года был кантором в церкви Святого Андрея, а с 1607 года также ректором связанной с ней школы. Он оставил преподавание в 1609 году и стал пастором: он служил в приходах Ильверсгехофен и Марбах близ Эрфурта до 1610 года, а затем переехал в Трёхтельборн близ Готы, где оставался до 1621 года и, вероятно, также был кантором. Большую часть своей музыки он опубликовал в эти годы. Его сравнивали с Орландо ди Лассо как с "Орландом Тюрингии".
Счастливый и музыкально плодотворный период в жизни Альтенбурга закончился, когда он перешел в церковь Святого Бонифация в Зёммерде. Тридцатилетняя война принесла страдания его родине, и его творческая деятельность прекратилась. Его паства была уничтожена чумой в 1636 году; его жена умерла в 1637 году, и из их тринадцати детей только трое пережили его. В 1637 году война заставила его вернуться в Эрфурт, где он провел остаток жизни, сначала в качестве диакона, а с 1638 года в качестве пастора церкви Святого Андрея.
Церковная музыка Альтенбурга была хорошо известна и высоко ценилась при его жизни, и 17 его мелодий использовались в общинном пении. Его песня "Не унывай, малое стадо!" на текст Якоба Фабрициуса стала походной песней шведского короля Густава Второго Адольфа. Он сочинял вокальные концерты для больших составов, включая трубы и литавры, до 18 голосов, но его мотетообразные пьесы и простые, но эффективные интрады на основе хоралов с независимыми инструментальными ансамблями показывают, что он также был мастером непринужденных, мадригальных фактур в полифонических формах. Забота о глубоком смысле сосуществует в его работах с тенденцией к упрощению выражения и технических требований: как сказал Фридрих Блюме, "его, пожалуй, можно назвать первым популяризатором в протестантской церковной музыке его эпохи".
Духовная музыка (опубликована в Эрфурте, если не указано иное):
Ноты сочинений Михаэля Альтенбурга на сайте библиотеки IMSLP