Альтенбург, Михаэль
1584 - 1640

Назад

Altenburg, Michael

  • Дата рождения: 27 мая 1584 года
  • Место рождения: Алах, близ Эрфурта
  • Дата смерти: 12 февраля 1640 года
  • Место смерти: Эрфурт

Биография

Михаэль Альтенбург был немецким композитором и теологом. В 1590 году он был отправлен в школу в Эрфурте, а в 1598 году поступил в тамошний университет для изучения теологии, получив степень бакалавра в 1599 году и магистра в 1603 году. Он преподавал в Эрфурте с 1600 года, начиная в школе Реглера; с 1601 года был кантором в церкви Святого Андрея, а с 1607 года также ректором связанной с ней школы. Он оставил преподавание в 1609 году и стал пастором: он служил в приходах Ильверсгехофен и Марбах близ Эрфурта до 1610 года, а затем переехал в Трёхтельборн близ Готы, где оставался до 1621 года и, вероятно, также был кантором. Большую часть своей музыки он опубликовал в эти годы. Его сравнивали с Орландо ди Лассо как с "Орландом Тюрингии".

Счастливый и музыкально плодотворный период в жизни Альтенбурга закончился, когда он перешел в церковь Святого Бонифация в Зёммерде. Тридцатилетняя война принесла страдания его родине, и его творческая деятельность прекратилась. Его паства была уничтожена чумой в 1636 году; его жена умерла в 1637 году, и из их тринадцати детей только трое пережили его. В 1637 году война заставила его вернуться в Эрфурт, где он провел остаток жизни, сначала в качестве диакона, а с 1638 года в качестве пастора церкви Святого Андрея.

Творчество

Церковная музыка Альтенбурга была хорошо известна и высоко ценилась при его жизни, и 17 его мелодий использовались в общинном пении. Его песня "Не унывай, малое стадо!" на текст Якоба Фабрициуса стала походной песней шведского короля Густава Второго Адольфа. Он сочинял вокальные концерты для больших составов, включая трубы и литавры, до 18 голосов, но его мотетообразные пьесы и простые, но эффективные интрады на основе хоралов с независимыми инструментальными ансамблями показывают, что он также был мастером непринужденных, мадригальных фактур в полифонических формах. Забота о глубоком смысле сосуществует в его работах с тенденцией к упрощению выражения и технических требований: как сказал Фридрих Блюме, "его, пожалуй, можно назвать первым популяризатором в протестантской церковной музыке его эпохи".

Произведения

Духовная музыка (опубликована в Эрфурте, если не указано иное):

  • "Пятьдесят третья глава Пророка Исайи" ("Das 53. Capitel des … Propheten Esaiae") для 6 голосов (1608)
  • "Восемь новых христианских праздничных песнопений" ("8 newe christliche FestGesänge") для 4-5 голосов (1608)
  • "Свадебная радость Адама" ("Adams hochzeitliche Freude") для 6 голосов (1613)
  • "Христианская радость" ("Gaudium Christianum") – 6 мотетов для 5-16 голосов, 3 труб, 2 литавр (Йена, 1617)
  • "Музыкальный щит и защита" ("Musicalischer Schild und Schirm") – Пятьдесят пятый псалом для 6 голосов (1618)
  • "Свадебная музыкальная радость" ("Hochzeitliche musicalische Freude") для 9 или 12 голосов (1620)
  • "Первая часть новых изящных интрад" ("Erster Theil newer … zierlicher Intraden") для 6 голосов и инструментов (1620)
  • "Песнопения о Пришествии Господа" ("Cantiones de Adventu Domini") для 5, 6, 8 голосов (1620)
  • "Первая часть христианских новых церковных и домашних песнопений" ("Erster Theil christlicher … newer Kirchen und Haussgesänge") для 5 голосов (1620)
  • "Вторая часть христианских новых церковных и домашних песнопений" ("Der ander Theil christlicher … newer Kirchen und Haussgesenge") для 5, 6, 8 голосов (1620)
  • "Третья часть христианских новых церковных и домашних песнопений" ("Der dritte Theil christlicher … newer Kirchen und Haussgesänge") для 5, 6, 8 голосов, а также 2 новые интрады для 10 голосов (1620–21)
  • "Четвертая часть праздничных песнопений" ("Vierdter Theil der Fest Gesänge") для 5-9 голосов (1621)
  • "Музыкальное рождественское и новогоднее украшение" ("Musikalische Weynacht- und New Jahrs Zierde") для 4-9 голосов (1621)
  • "Третья часть музыкального праздничного украшения" ("Dritter Theil musicalischer Fest Zierde") – 14 праздничных песнопений для 5-14 голосов (1622)
  • "Сто шестнадцатый псалом" ("Der CXVI Ps") для 3-5 голосов (1623)
  • "Символ или часовная молитва" ("Symbolum oder stündliches Gebet") – заупокойная песнь для 5 голосов (1637)
  • Три песни в антологии 1641 года

Ноты сочинений Михаэля Альтенбурга на сайте библиотеки IMSLP