Алмейда, Франсишку Антониу де
1700 - 1755

Назад

Almeida, Francisco António de

  • Дата рождения: неизвестно
  • Место рождения: Португалия (предположительно)
  • Дата смерти: около 1755 года (предположительно, погиб при Лиссабонском землетрясении)
  • Место смерти: Лиссабон (предположительно)
  • Расцвет творчества 1722–1752

Биография

Франсишку Антониу де Алмейда был португальским композитором и органистом. В период между 1722 годом (или ранее) и 1726 годом он был королевским стипендиатом в Риме. Во второе воскресенье Великого поста 1722 года его оратория "Раскаяние Давида" была исполнена в церкви Сан-Джироламо-делла-Карита, а 9 июля 1724 года он посетил собрание академии, организованной Пьером Леоне Гецци, который нарисовал его карикатуру с подписью, описывающей его как молодого, но превосходного композитора концертов и церковной музыки, который пел с исключительным вкусом. Прежде чем вернуться в Португалию в 1726 году, где он, по-видимому, стал органистом Королевской и Патриаршей капеллы, его оратория "Юдифь" была исполнена в оратории филиппинцев при церкви Кьеза Нуова в Риме.

22 апреля 1728 года первая из его серенад, "Триумф добродетели", была исполнена в Лиссабоне во дворце кардинала да Мота в честь его возведения в сан кардинала. Комическая опера Алмейды "Терпение Сократа" на либретто Николо Минато в пересмотре секретаря Жуана V Алешандре де Гусмана, была исполнена в королевском дворце во время карнавала 1733 года; это была первая опера на итальянском языке, спетая в Португалии. Алмейда также сочинил ещё две из шести итальянских опер, исполненных в королевском дворце в первой половине XVIII века, — "Притворная сумасшедшая" и "Спинальба". Полностью сохранилась только "Спинальба"; она написана в элегантном и выразительном стиле поколения Перголези. Согласно современному мемуаристу, Алмейда также сочинял музыку для народных представлений вертепов в лиссабонском квартале Моурария. Его духовная музыка схожа по качеству с светской и театральной, и наряду с Карлушем Сейшашем и Антониу Тейшейрой он, несомненно, является одним из важнейших португальских композиторов первой половины XVIII века. Его последнее датированное произведение, серенада "Ипполит", была написана в 1752 году. Алмейда, вероятно, стал одной из жертв Лиссабонского землетрясения 1755 года.

Творчество

Франсишку Антониу де Алмейда — ключевая фигура португальской музыки позднего барокко. Получив образование в Риме, он органично соединил итальянские влияния с местной традицией. Он был пионером итальянской оперы в Португалии, а его сохранившаяся опера "Спинальба" считается шедевром, не уступающим лучшим итальянским образцам. Его музыкальный язык элегантен, выразителен и отражает стилистику его времени, близкую к Перголези. Алмейда работал в различных жанрах: оратории, серенады, комические и серьезные оперы, а также обширный пласт духовной музыки (мессы, псалмы, мотеты), предназначенной для королевской капеллы. Большая часть его наследия утрачена, но сохранившиеся работы, особенно оратория "Юдифь" и опера "Спинальба", свидетельствуют о его высоком композиторском мастерстве.

Произведения

Духовная музыка:

  • "Раскаяние Давида" ("Il pentimento di Davidde") – оратория
  • "Юдифь" ("La Giuditta") – оратория
  • Месса си-бемоль мажор ("Mass, B , 8vv, org") для восьми голосов и органа
  • "Блаженны все" ("Beati omnes") для восьми голосов и органа
  • "Блажен муж" ("Beatus vir") для восьми голосов и органа (1735)
  • "Блажен муж" ("Beatus vir") для четырех голосов и инструментов (утрачен)
  • "Благословен Господь" ("Benedictus Dominus") для восьми голосов и органа
  • "Исповедуюсь" ("Confitebor") для восьми голосов и органа
  • "Сказал Господь" ("Dixit Dominus") для четырех голосов и органа
  • "Господи, поспеши на помощь мне" ("Domine ad adiuvandum me festina") для четырех голосов и инструментов (утрачен)
  • "При посвящении храма" ("In dedicatione templi") для восьми голосов и органа
  • "Праведник, как пальма" ("Justus ut palma") для восьми голосов и органа
  • "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") ("Mag") для восьми голосов и органа
  • Литания ("Litany") для восьми голосов и органа
  • "Помилуй мя, Боже" ("Miserere") для восьми голосов и органа
  • "Если Господь не построит дома" ("Nisi Dominus") для восьми голосов и органа
  • "О благословенный язык" ("O lingua benedicta") для восьми голосов и органа
  • "О, как сладостен" ("O quam suavis") для восьми голосов и органа
  • Первая Плач Иеремии для Великой Субботы ("first Lamentation for Holy Saturday") для восьми голосов и органа
  • "Если ты ищешь чудес" ("Si quaeris miracula") для четырех голосов и органа
  • "Приди, Святой Дух" ("Veni sancte spiritus") для восьми голосов и органа

Светская вокальная музыка:

Оперы и серенады:

  • "Триумф добродетели" ("Il trionfo della virtù") – серенада
  • "Триумф любви" ("Il trionfo d'amore") – пасторальная шутка
  • "Чары Альчины" ("Gl'incanti d'Alcina") – серенада
  • "Терпение Сократа" ("La pazienza di Socrate") – комическая опера (сохранился только третий акт)
  • "Притворная сумасшедшая" ("La finta pazza") – опера
  • "Торжествующие добродетели" ("Le virtù trionfanti") – серенада
  • "Спинальба, или Старый безумец" ("La Spinalba, ovvero Il vecchio matto") – комическая опера (сохранилась полностью)
  • "Ипполит" ("L’Ippolito") – серенада

Кантаты и арии:

  • "К тому прекрасному лицу" ("A quel leggiadro volto") – кантата для сопрано, струнных и бассо континуо
  • "Оставь мне бремя" ("Lasciami il peso") – ария для сопрано, струнных и бассо континуо
  • Две арии для оперы-пастиччо "Исипила" ("Issipile"):
  • "Милые очи, что царите над чувствами" ("Care luci che regnate sugli affetti")
  • "Сладостная надежда в этой груди" ("Dulce speme in questo seno")

Ноты сочинений Франсишку Антониу де Алмейды на сайте библиотеки IMSLP