Алмейда, Франсишку Антониу де
1700 - 1755
Назад
Almeida, Francisco António de
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франсишку Антониу де Алмейда был португальским композитором и органистом. В период между 1722 годом (или ранее) и 1726 годом он был королевским стипендиатом в Риме. Во второе воскресенье Великого поста 1722 года его оратория "Раскаяние Давида" была исполнена в церкви Сан-Джироламо-делла-Карита, а 9 июля 1724 года он посетил собрание академии, организованной Пьером Леоне Гецци, который нарисовал его карикатуру с подписью, описывающей его как молодого, но превосходного композитора концертов и церковной музыки, который пел с исключительным вкусом. Прежде чем вернуться в Португалию в 1726 году, где он, по-видимому, стал органистом Королевской и Патриаршей капеллы, его оратория "Юдифь" была исполнена в оратории филиппинцев при церкви Кьеза Нуова в Риме.
22 апреля 1728 года первая из его серенад, "Триумф добродетели", была исполнена в Лиссабоне во дворце кардинала да Мота в честь его возведения в сан кардинала. Комическая опера Алмейды "Терпение Сократа" на либретто Николо Минато в пересмотре секретаря Жуана V Алешандре де Гусмана, была исполнена в королевском дворце во время карнавала 1733 года; это была первая опера на итальянском языке, спетая в Португалии. Алмейда также сочинил ещё две из шести итальянских опер, исполненных в королевском дворце в первой половине XVIII века, — "Притворная сумасшедшая" и "Спинальба". Полностью сохранилась только "Спинальба"; она написана в элегантном и выразительном стиле поколения Перголези. Согласно современному мемуаристу, Алмейда также сочинял музыку для народных представлений вертепов в лиссабонском квартале Моурария. Его духовная музыка схожа по качеству с светской и театральной, и наряду с Карлушем Сейшашем и Антониу Тейшейрой он, несомненно, является одним из важнейших португальских композиторов первой половины XVIII века. Его последнее датированное произведение, серенада "Ипполит", была написана в 1752 году. Алмейда, вероятно, стал одной из жертв Лиссабонского землетрясения 1755 года.
Франсишку Антониу де Алмейда — ключевая фигура португальской музыки позднего барокко. Получив образование в Риме, он органично соединил итальянские влияния с местной традицией. Он был пионером итальянской оперы в Португалии, а его сохранившаяся опера "Спинальба" считается шедевром, не уступающим лучшим итальянским образцам. Его музыкальный язык элегантен, выразителен и отражает стилистику его времени, близкую к Перголези. Алмейда работал в различных жанрах: оратории, серенады, комические и серьезные оперы, а также обширный пласт духовной музыки (мессы, псалмы, мотеты), предназначенной для королевской капеллы. Большая часть его наследия утрачена, но сохранившиеся работы, особенно оратория "Юдифь" и опера "Спинальба", свидетельствуют о его высоком композиторском мастерстве.
Духовная музыка:
Светская вокальная музыка:
Оперы и серенады:
Кантаты и арии:
Ноты сочинений Франсишку Антониу де Алмейды на сайте библиотеки IMSLP