Аллисон, Ричард
1560 - 1610
Назад
Allison, Richard
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Ричард Аллисон был английским композитором. В посвящении своего сборника "Псалмы" он упоминает покойного Амвросия Дадли, графа Уорика, как "моего доброго Лорда и Учителя". Тринадцать его сочинений представлены в наборе консортных книг из домашнего хозяйства сэра Фрэнсиса Уолсингема. Десять его четырёхголосных обработок появились в "Полной книге псалмов" Томаса Иста, и он написал посвятительное стихотворение для сборника Джайлса Фарнаби "Канцонетты на четыре голоса". В 1599 году он опубликовал свой собственный сборник "Псалмы Давида размерами", указав свой лондонский адрес в Дьюкс-Плейс, рядом с Олдгейт, и описав себя как "джентльмена" и "практика" музыки. Это издание также включает его герб, содержащий много информации о его семье. В том же году семь его инструментальных произведений появились без указания авторства в "Первой книге консортных уроков" Морли. В 1606 году он опубликовал сборник "Часовое отдохновение в музыке", признавая сэра Джона Скудамора своим покровителем. После этого о нем ничего не слышно, и, вполне вероятно, он уже умер ко времени публикации "Уроков для консорта" Россетера, которая включает четыре его произведения вместе с информацией, что большинство произведений принадлежит композиторам, "от которых осталась только память".
Наиболее характерные произведения Аллисона относятся к жанру музыки для смешанного консорта, состоящего из дискантовой виолы, флейты, лютни, цистры, бандоры и басовой виолы. По крайней мере шесть из этих пьес используют антифонное группирование инструментов, часто с выписанными дивертисментами для скрипки и флейты, которые дополняют пассажи лютни. Эти восхитительные композиции, по-видимому, были задуманы именно для этого конкретного инструментального состава, что в противном случае можно сказать только о произведениях его более молодых подражателей Бачелера и Рида. Яркие мажорные аккорды его широко известной паваны "Диез" ярко контрастируют с более мрачными гармониями популярной паваны "Бемоль" Джонсона, которая, предположительно, вдохновила его. Павана Аллисона "Печальная" принадлежит к тому же миру елизаветинской меланхолии, что и "Слёзы" Доуленда, с которыми она разделяет мелодические черты.
Интерес Аллисона к щипковым струнам в консорте проявляется также в шестидесяти девяти обработках псалмов, которые он опубликовал в 1599 году, где четыре довольно строгих вокальных партии оживлены табулатурными аккомпанементами для лютни и цитры. Никакие подобные специальные инструментальные партии не украшают мрачные четырёх- и пятиголосные композиции его издания 1606 года, чей сдержанный тон оставляет впечатление творческого разума, разрывающегося между жизнерадостностью и строгостью, что типично для его времени.
Для смешанного консорта (лютня, дискантовая виола, флейта, цистра, бандора, басовая виола):
Консортная музыка:
Соло для лютни:
Дуэты для лютен:
Вокальная музыка:
Ноты сочинений Ричарда Аллисона на сайте библиотеки IMSLP