Аллисон, Ричард
1560 - 1610

Назад

Allison, Richard

  • Дата рождения: около 1560–1570 годов
  • Место рождения: неизвестно
  • Дата смерти: около 1610 года (до 1609 года)
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Ричард Аллисон был английским композитором. В посвящении своего сборника "Псалмы" он упоминает покойного Амвросия Дадли, графа Уорика, как "моего доброго Лорда и Учителя". Тринадцать его сочинений представлены в наборе консортных книг из домашнего хозяйства сэра Фрэнсиса Уолсингема. Десять его четырёхголосных обработок появились в "Полной книге псалмов" Томаса Иста, и он написал посвятительное стихотворение для сборника Джайлса Фарнаби "Канцонетты на четыре голоса". В 1599 году он опубликовал свой собственный сборник "Псалмы Давида размерами", указав свой лондонский адрес в Дьюкс-Плейс, рядом с Олдгейт, и описав себя как "джентльмена" и "практика" музыки. Это издание также включает его герб, содержащий много информации о его семье. В том же году семь его инструментальных произведений появились без указания авторства в "Первой книге консортных уроков" Морли. В 1606 году он опубликовал сборник "Часовое отдохновение в музыке", признавая сэра Джона Скудамора своим покровителем. После этого о нем ничего не слышно, и, вполне вероятно, он уже умер ко времени публикации "Уроков для консорта" Россетера, которая включает четыре его произведения вместе с информацией, что большинство произведений принадлежит композиторам, "от которых осталась только память".

Творчество

Наиболее характерные произведения Аллисона относятся к жанру музыки для смешанного консорта, состоящего из дискантовой виолы, флейты, лютни, цистры, бандоры и басовой виолы. По крайней мере шесть из этих пьес используют антифонное группирование инструментов, часто с выписанными дивертисментами для скрипки и флейты, которые дополняют пассажи лютни. Эти восхитительные композиции, по-видимому, были задуманы именно для этого конкретного инструментального состава, что в противном случае можно сказать только о произведениях его более молодых подражателей Бачелера и Рида. Яркие мажорные аккорды его широко известной паваны "Диез" ярко контрастируют с более мрачными гармониями популярной паваны "Бемоль" Джонсона, которая, предположительно, вдохновила его. Павана Аллисона "Печальная" принадлежит к тому же миру елизаветинской меланхолии, что и "Слёзы" Доуленда, с которыми она разделяет мелодические черты.

Интерес Аллисона к щипковым струнам в консорте проявляется также в шестидесяти девяти обработках псалмов, которые он опубликовал в 1599 году, где четыре довольно строгих вокальных партии оживлены табулатурными аккомпанементами для лютни и цитры. Никакие подобные специальные инструментальные партии не украшают мрачные четырёх- и пятиголосные композиции его издания 1606 года, чей сдержанный тон оставляет впечатление творческого разума, разрывающегося между жизнерадостностью и строгостью, что типично для его времени.

Произведения

Для смешанного консорта (лютня, дискантовая виола, флейта, цистра, бандора, басовая виола):

  • "Аллеманда Аллисона" ("Allison's allmayne")
  • "Погребальный звон Аллисона" ("Allison's knell")
  • "Гальярда к Погребальному звону" ("Galliard to the knell") – не полностью
  • "Павана Аллисона" ("Allison's paven") – не полностью
  • "Услада холостяка" ("The Bachelers delight")
  • "Печальная павана" ("Dolorosa paven")
  • "Уйди от моего окна" ("Goe from my window")
  • "Аллеманда леди Фрэнсис Сидни" ("The Lady Frances Sidneys almayne")
  • "Доброе утро леди Фрэнсис Сидни" ("The Lady Frances Sidneys goodmorowe")
  • "Гальярда к Доброму утру" ("Galliard to De la tromba") – не полностью
  • "Спокойной ночи леди Фрэнсис Сидни" ("The Lady Frances Sidneys goodnight")
  • "Павана миссис Миллисент" ("Mrs Millicents paven") – не полностью
  • "Гальярда Миллисент" ("Millicent galliard") – не полностью
  • "Квадратная павана" ("Quadro pavin")
  • "Гальярда к Квадратной паване" ("Galliard to the Quadro pavin")
  • "Павана Диез" ("Sharp pavan")
  • "Испанский танец" ("Spanish measure") – не полностью
  • "Голос (Напев духа)" ("The voyce (The sprite's tune)")

Консортная музыка:

  • "Во имя" ("In nomine a 5") для пяти голосов

Соло для лютни:

  • "Печальная павана" ("Dolorosa pavan")
  • "Гальярда Стекольщиков" ("Galliarda Glaziers")
  • "Уйди от моего окна" ("Go from my window")
  • "Павана и гальярда Пассамеццо" ("Passymeasures pavan and galliard")
  • "Примеро" ("Primero")
  • "Квадратная павана" ("Quadro pavan")
  • "Павана Диез" ("Sharp pavan")
  • Три паваны
  • Две гальярды
  • Одна аллеманда
  • Фантазия
  • Два пассамеццо

Дуэты для лютен:

  • "Трубная" ("De la trumba")
  • "Павана Диез" ("Sharp pavin")
  • "Испанские танцы" ("Spanish measures")

Вокальная музыка:

  • "Псалмы Давида размерами" ("The Psalms of David in Meter") – шестьдесят девять псалмов для голосов с аккомпанементом лютни и цитры
  • "Часовое отдохновение в музыке" ("An Howres Recreation in Musicke") – мотеты и мадригалы для четырех-пяти голосов
  • Десять гармонизаций псалмов в сборнике Томаса Иста (1592)

Ноты сочинений Ричарда Аллисона на сайте библиотеки IMSLP