Аллегри, Лоренцо
1567 - 1648
Назад
Allegri, Lorenzo
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Лоренцо Аллегри был итальянским композитором и лютнистом. Хронист медичейского двора Чезаре Тинги называл его «Лоренцо [или Лоренцино] немец, лютнист», что породило предположения о его немецком происхождении, однако запись о его крещении подтверждает, что он был флорентийцем. Он поступил в штат оплачиваемых музыкантов при дворе Медичи 15 апреля 1604 года в качестве лютниста; в период с 1636 по 1637 год он упоминается как учитель лютни. В январе 1622 года он был назначен хранителем музыкальной гардеробной, а со временем на него также возложили ответственность за пажей, которые играли, пели и танцевали во время придворных увеселений. Он продолжал служить при дворе вплоть до своей смерти.
Лоренцо Аллегри, по-видимому, сочинял главным образом инструментальную музыку. Известны лишь два его вокальных произведения: мадригал «Ты плачешь» для одного голоса и бассо континуо, опубликованный в сборнике Антонио Брунелли «Шерци, арии, канцонетты и мадригалы», и небольшая сценическая работа для одного-шести голосов на текст Фердинандо Сарачинелли, начинающийся со слов «Дух небесный, сойди, летя к нам». Последнее было опубликовано в его единственном сборнике музыки «Первая книга музыки». Этот том, напечатанный в виде партитуры, также включает симфонию и восемь сюит танцев для пяти или шести неуказанных инструментов и бассо континуо.
Все танцы могут быть идентифицированы как принадлежащие к представлениям, поставленным при дворе Медичи между 1608 и 1615 годами, включая «Ночь любви», «Сирена», «Высокая Мария», «Елисейские поля» и «Ирида»; каждая сюита состоит из танцев из одного спектакля. Симфония, открывающая сборник, разделена на медленную первую часть в двудольном размере с пунктирными ритмами и более быструю, умеренно имитационную, вторую часть в трёхдольном размере, что предвосхищает структуру французской увертюры. Сюиты содержат от трёх до семи танцев. Каждая начинается с бала в двудольном размере и умеренном темпе и продолжается такими танцами, как гальярда, куранта, канари, бранль и гавот. Различные их комбинации, иногда перемежающиеся ритурнелями, создают чередование умеренных и быстрых темпов, уравновешивают пары умеренных танцев в двудольном размере с парами быстрых танцев в трёхдольном размере или, следуя принципу Брунелли, обеспечивают нарастание движения на протяжении всей сюиты. Последняя сюита с её семью частями, симметричным балансом метров и ускорением темпа в последовательных движениях, художественный пик сборника и всего небольшого корпуса сохранившихся произведений Аллегри. Его влияние было далеко идущим, и он в некоторой степени ответственен за передачу нового итальянского стиля во Францию через Люлли, который в молодости был во Флоренции, и в Германию через его ученика Иоганна Науваха. Публикации Науваха 1623 и 1627 годов содержат самые ранние опубликованные итальянские монодии, написанные не итальянцем, а также самые ранние монодии на немецкие тексты.
Вокальные сочинения:
Инструментальные сочинения:
Ноты сочинений Лоренцо Аллегри на сайте библиотеки IMSLP