Аллегри, Лоренцо
1567 - 1648
Назад
Allegri, Lorenzo

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Лоренцо Аллегри был итальянским композитором и лютнистом. Цезаре Тиньи, летописец двора Медичи, называл его «Lorenzo [или Lorenzino] todesco del liuto», что породило предположение о немецком происхождении, однако крещальная запись подтверждает, что он родился во Флоренции.
15 апреля 1604 года Аллегри вступил в штатных музыкантов двора Медичи в качестве лютниста. В 1636–1637 годах его называли maestro di liuto. В январе 1622 года он был назначен на должность guardaroba della musica и со временем также стал руководить пажами, которые играли, пели и танцевали во дворцовых развлечениях. Он продолжал служить двору до самой смерти.
Лоренцо Аллегри преимущественно писал инструментальную музыку. Из вокальных произведений известны только два: мадригал для сольного голоса с basso continuo "Tu piangi" (Ты плачешь), опубликованный в сборнике Антонио Брунелли Scherzi, arie, canzonette, e madrigali (Венеция, 1614), и небольшое сценическое произведение для одного–шести голосов на текст Фердинандо Сарачинелли, начинающееся словами "Spirto del ciel, scendi volando a noi" (Дух небесный, спускайся к нам, летя), опубликованное в его единственной коллекции музыки Primo libro delle musiche (Венеция, 1618).
Эта коллекция, напечатанная в партитуре, включает симфонию и восемь сюит танцев для пяти–шести неуказанных инструментов с basso continuo. Все танцы относятся к развлекательным постановкам при дворе Медичи в 1608–1615 годах, включая "La notte d'Amore" (Ночь любви, 1608), "La serena" (Спокойствие, 1611, переработанная как "Le ninfe di Senna" (Нимфы Сены, 1613)), "Alta Maria" (Высокая Мария, 1614), "I Campi Elisi" (Элизиум, 1614) и "L'Iride" (Радуга, 1615). Каждая сюита состоит из танцев одного произведения.
Симфония, открывающая сборник, делится на медленную первую часть в двудольном размере с точёными ритмами и более быструю вторую часть в трёхдольном размере с лёгкой имитацией, что предвосхищает французскую увертюру. Сюиты содержат от трёх до семи танцев, начиная с балло в двудольном размере и умеренном темпе, продолжаясь такими танцами, как галлиард, корренто, каниарио, бранль и гавот. Различные комбинации танцев, иногда с риторнеллами, создают чередование умеренных и быстрых темпов, балансируют пары двудольных умеренных танцев с трёхдольными быстрыми, или, следуя принципу Брунелли, обеспечивают постепенное ускорение движения в ходе сюиты.
Последняя сюита, включающая семь частей (пять танцев и две риторнеллы), с симметричным распределением размеров и ускорением темпа в последовательных частях, представляет собой художественный пик сборника и небольшой сохранившейся музыки Аллегри. Его влияние было значительным: через него новый итальянский стиль распространился во Францию через Лулли, который в молодости находился во Флоренции, и в Германию через ученика Йоханна Науваха. Публикации Науваха 1623 и 1627 годов содержат самые ранние опубликованные итальянские монодии неитальянского автора, а также первые монодии на немецких текстах.
Ноты сочинений Лоренцо Аллегри на сайте библиотеки IMSLP