Аллегри, Грегорио
1582 - 1652

Назад

Грегорио Аллегри (Gregorio Allegri) - Итальянский композитор и певец

Родился в 1582 году, Рим - умер 7 февраля 1652 года, Рим. 

Брат Доменико Аллегри. С 1591 по 1596 год он был мальчиком-хористом, а с 1601 по 1604 год - тенором в церкви Святого Луиджи деи Франчези в Риме, где маэстро капеллы был Джовнни Бернардино Нанино. Согласно некрологу Аллегри, он учился у него. Активно выступал как певец и композитор в соборах Фермо (1607-1621) и Тиволи, а к августу 1628 года стал маэстро “Ди капелла Санто-Спирито в Сассии” в Риме. Он присоединился к папскому хору в качестве альта 6 декабря 1629 года при Урбане VIII и был избран его маэстро на юбилейный 1650 год. В 1640 году его коллеги-певцы поручили ему переработать гимны Палестрины. Это было вызвано необходимостью пересмотра текстов Урбаном VIII, которые были опубликованы в Антверпене в 1644 году. Современники явно видели в нем достойного преемника Палестрины и хранителя античного стиля.

Известность Аллегри во многом связана с его "Мизерере", переложением первого псалма, который вплоть до 1870 года традиционно исполнялся папским хором во время вечерних богослужений Страстной недели. По иронии судьбы, известность постановки не имеет ничего общего с Аллегри, поскольку в своей основной форме она представляет собой простое девятиголосное фальцетное пение для двух хоров. Хоры чередуются друг с другом и с обычным пением (поются монотонно), объединяясь только в заключительной половине. К таким фальцобордони было принято добавлять импровизированные украшения, и в течение 18 века как пяти, так и четырехчастные куплеты в постановке Аллегри становились все более сложными. В 1713 году Бай написал дополнительную версию, которая часто заменяла музыку Аллегри. Обе эти украшенные версии исполнялись на очень высоком уровне и вызывали восхищение императора Леопольда I, Джованни Баттиста Мартини, Берни и Моцарта. Поначалу эти украшения были тщательно охраняемой тайной, но в 1820-х годах они были записаны. Гете и Мендельсон были одними из тех романтиков, которые восхищались постановками Аллегри в то время, когда римская полифония становилась предметом пристального внимания первых музыковедов. "Отверженный" был впервые опубликован Берни в 1771 году, но в версии, не найденной ни в одном ватиканском источнике. Версия, которая сейчас широко исполняется, была собрана сэром Айвором Аткинсом в 1950-х годах на основе версии Берни и версии, созданной в 1930-х годах Робертом Хаасом. Она практически не имеет сходства ни с оригиналом Аллегри, ни с пьесой, исполнявшейся до 1870 года.

Лучшая музыка Аллегри написана в стиле а капелла, в основном для двух хоров: она переписывалась в манускриптах Cappella Sistina по меньшей мере столетие. Прекрасным примером является шестичастная опера “Vidi turbam magnam”, основанная на его собственном мотиве. Она показывает, что стиль антико отнюдь не безвкусный и может быть средством великолепно контролируемой звучности и контрапункта, с использованием синкопы для достижения кульминации и с полностью гармоничной по своей функции басовой линией.

Наряду с другими римскими композиторами, Аллегри откликнулся на новую моду на концертную церковную музыку малого формата и его опубликованные произведения в основном написаны в более современном стиле. Очевидно, что они были написаны не для папского хора, а для небольших музыкальных заведений в Риме, таких как Spirito в Сассии, или для провинциального центра, такого как Фермо, где жил Аллегри, когда они были опубликованы. Первая книга Концертини не сохранилась, но вторая (посвященная герцогу Джованни Антонио Альтемпсу) написана в простом пост-виаданском стиле, без мелодичности, свойственной лучшим североитальянцам, и без украшений. В некоторых произведениях есть танцевальные отрывки в три такта, но контрапунктические соображения по-прежнему преобладают. Пятичастный "Дилектус меус" по стилю очень похож на мадригал конца XVI века, с тонкими текстурными и ритмическими контрастами.

Ноты сочинений Грегорио Аллегри на сайте библиотеки IMSLP