Аллегри, Грегорио
1582 - 1652
Назад
Allegri, Gregorio
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Грегорио Аллегри был итальянским композитором и певцом, братом Доменико Аллегри. С 1591 по 1596 год он был певчим мальчиком, а с 1601 по 1604 год — тенором в церкви Святого Людовика Французского в Риме, где капельмейстером был Джованни Бернардино Нанино. Согласно некрологу Аллегри, он учился у Джованни Мария Нанино. Он работал певчим и композитором в соборах Фермо и Тиволи, а к августу 1628 года стал капельмейстером базилики Святого Духа в Сассии в Риме. Он вступил в папский хор в качестве альта 6 декабря 1629 года, при папе Урбане VIII, и был избран его капельмейстером на юбилейный 1650 год. В 1640 году его коллеги-певцы избрали его для пересмотра гимнов Палестрины, что было необходимо из-за исправления текстов папой Урбаном VIII; эти гимны были опубликованы в Антверпене в 1644 году. Его современники явно видели в нем достойного преемника Палестрины и хранителя старинного стиля.
Известность Аллегри в значительной степени связана с его произведением "Помилуй мя, Боже", обработкой Псалма 50, которое вплоть до 1870 года традиционно исполнялось папским хором во время служб Теней на Страстной неделе. Ирония заключается в том, что слава этой музыки имеет мало общего с оригинальным сочинением Аллегри, поскольку в своей основе это простой девятиголосный пение по нотам для двух хоров; хоры чередуются друг с другом и с григорианским пением, объединяясь только для заключительного полустиха. Для такого пения было принято добавлять импровизированные украшения, и в течение XVIII века как пятиголосные, так и четырехголосные стихи обработки Аллегри становились все более сложными. Украшенные версии исполнялись в очень высоком певческом диапазоне и вызывали восхищение у многих. Изначально украшения хранились в строжайшем секрете, но были записаны в 1820-х годах. Версия, исполняемая сегодня, была собрана в XX веке из различных источников и мало похожа либо на оригинал Аллегри, либо на произведение в том виде, в каком его исполняли до 1870 года.
Лучшая музыка Аллегри написана в стиле без инструментального сопровождения, во многом для двух хоров: она переписывалась в рукописях Сикстинской капеллы на протяжении по крайней мере столетия. Прекрасным примером является шестиголосная Месса "Видел множество великое"; основанная на его собственном мотете, она показывает, что старинный стиль отнюдь не безвкусен, а может быть средством передачи великолепно контролируемой звучности и контрапункта, используя синкопы для подведения к кульминации и басовую линию, полностью гармоническую по функции.
Наряду с другими римскими композиторами, Аллегри откликнулся на новую моду на камерную концертную церковную музыку, и его опубликованные произведения в основном написаны в более современной манере. Очевидно, они были созданы не для папского хора, а для более скромных музыкальных учреждений Рима, таких как базилика Святого Духа в Сассии, или для провинциального центра, такого как Фермо, где Аллегри жил во время их публикации. Второй сборник маленьких концертов написан в скромной, восходящей к Виадане манере, ни мелодичной в стиле лучших северных итальянцев, ни богато орнаментированной. В некоторых пьесах встречаются разделы в танцевальном тройном размере, но контрапунктические соображения все же преобладают. Пятиголосный мотет "Возлюбленный мой" очень похож по стилю на мадригал конца XVI века, с изящными фактурными и ритмическими контрастами.
Духовная музыка:
Ноты сочинений Грегорио Аллегри на сайте библиотеки IMSLP