Алиотти, Бонавентура
1640 - 1687

Назад

Aliotti, Bonaventura

  • Дата рождения: около 1640
  • Место рождения: Палермо, Италия
  • Дата смерти: после 1687
  • Место смерти: Палермо, Италия

Биография

Бонавентура Алиотти — итальянский композитор, монах миноритов. В 1660-х годах был учеником G.B. Fasolo в Палермо. С марта 1671 по ноябрь 1674 года служил главным органистом в базилике Сан Антонио в Падуе. В 1676–1677 годах был органистом Accademia della Morte в Ферраре, где исполнялся его ораторий Il trionfo della morte. В 1677–1678 годах он работал органистом в Дуомо Сполето.

С 1679 по 1687 годы Алиотти находился в Палермо, где был членом Unione dei musici и маэстро ди капелла церкви Иисуса. Также занимал должности maestro del Senato (1680–1682, 1685, 1687) и maestro di cappella собора (1681–1682); во время этого два его оратория исполнялись Congregazione dell'Oratorio dei Filippini. В отчете 1687 года он упоминается как автор «великолепного концерта» в честь святого покровителя Палермо — произведение, о котором шла речь, было его шедевром, ораторием Santa Rosalia, повторённым в следующем году в Модене.

В своих четырёх сохранившихся ораториях на библейские сюжеты или жития святых Алиотти проявляет высокую технику, изобретательность и воображение. В его произведениях разнообразие речитативов (часто завершающихся несколькими арioso тактами), арий, ансамблей и инструментальных эпизодов велико. Музыка отличается эффектными гармоническими и мелодическими диссонансами, хроматическими оттенками и живыми остинатами. В Santa Rosalia встречаются изысканные дуэты и трио, а в Il trionfo della morte ария Евы Discioglietevi, dileguatevi (до минор, четыре альта) с использованием пониженного супертоника делает её одной из самых привлекательных частей репертуара ораторий XVII века.

Творчество

Алиотти писал оратории и сакральную музыку, включая мессы и мотеты. Его стиль отличается контрастным сочетанием арий, ансамблей и инструментальных эпизодов, а также вниманием к выразительности текста.

Произведения

Оратории

  • La morte di S Antonio da Padova (Смерть святого Антония Падуанского), Падуя или Феррара, до 1677, I-Nf
  • Il trionfo della morte per il peccato d'Adamo (Триумф смерти за грех Адама), Феррара, 1677, Moe, Nf
  • Amore e Fede alla mensa: nella conversione di S Maria Maddalena (Любовь и вера за столом: о покаянии Святой Марии Магдалины), утрачено, либретто, Палермо, 1680
  • L'Arca simbolo della Croce (Ковчег как символ Креста), утрачено, либретто, Палермо, 1680
  • Begorre alla Fede (Верность Вере), утрачено, либретто, Палермо, 1681
  • La Fe' trionfante per l'heresia soggiogata da S Antonio di Padova (Триумф веры над ересью Святого Антония Падуанского), утрачено, либретто, Палермо, 1681
  • Dialogo dell'Immaculata Concettione di Maria Sempre Vergine (Диалог о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии), утрачено, либретто, Палермо, 1682
  • L'invito celeste o S Caterina (Небесное приглашение или Святая Екатерина), утрачено, либретто, Палермо, 1682
  • Per il nuovo teatro della Musica (Для нового театра музыки), утрачено, либретто, Палермо, 1682
  • Il Sansone (Самсон), Неаполь, 1686, Moe
  • Santa Rosalia (Святая Розалия), Палермо, 1687, Moe

Прочие сакральные произведения

  • Motetto in honore di S Rosalia Vergine palermitana (Мотет в честь святой Розалии, девы Палермо), утрачено, либретто, Палермо, 1681
  • Messa (Месса), 5 голосов, утрачено
  • Fidelis servus (Верный слуга), 9 голосов, утрачено
  • O cor meum (О, сердце моё), утрачено
  • O lingua benedicta (О, благословенный язык), 3 голоса, утрачено, ранее в кафедральном соборе Мдины, Мальта