Алессандри Чьяпетта, Джулио д'
1647 - 1712
Назад
Джулио д' Алессандри Чьяпетта (Giulio d’ Alessandri Chiapetta) - Итальянский композитор и тенор
Родился межу 29 июня и 6 августа 1647, Милан - умер 2 сентября 1712 года, Милан.
Его семья была родом из Центонары, что в провинции Новара, где фамилия Чьяпетта (Chiappetta, Кьяппетти, Чьяпета, Чьяпетта, Чиапетта) была настолько распространена, что "де Алессандри" использовалось для обозначения ветви, к которой принадлежал композитор. Именно из-за этого происхождения его современник Л.А. Котта включил его в список музыкантов Новары, назвав "Джулио де Алессандри Кьяпетта ди Центонара на Ривьере Святого Джулио". В документах, которые упоминают его самого и его сочинения, обе фамилии указаны раздельно, и поэтому "Джулио д'Алессандри" и "каноник Кьяпетта" были идентифицированы как два разных композитора. Он был рукоположен в сан священника 6 апреля 1669 года. 10 декабря 1676 года он был назначен тенором и заместителем капельмейстера Миланского собора. В этот период он сотрудничал с П.Ф. Този, который работал в Миланском соборе с июля 1681 года до своего увольнения 8 августа 1685 года. Алессандри был исполняющим обязанности маэстро капеллы с апреля 1684 года, но был вынужден уйти с этого поста, когда не смог сдать конкурсный экзамен, выигранный 5 декабря 1684 года К.Д. Коссони. 14 декабря 1684 года Алессандри Кьяпетта написал отчет об обстоятельствах, связанных с соревнованиями, которые, по его мнению, были проведены неправильно. 12 апреля 1685 года он стал каноником в Сан-Назаро, Милан, где оставался до своей смерти. В 1711 году Антонио Кальдара, посетив Милан, поинтересовался его мнением о пьесе, написанной для Гауденцио в Новаре, Алессандри Кьяпетта считался "виртуозом" в профессии композитора. Из его завещания, датированного 20 августа 1712 года, следует, что он владел тремя клавесинами, в том числе одним, изготовленным Челестини, и что он завещал свою музыкальную библиотеку графу Карло Санвитали, первому министру герцога Пармского. Основными произведениями Алессандри Чьяпетты являются две оратории: "Санта Франческа Романа" и "Берсабея". Первая из них была исполнена 9 ноября 1823 года в доме Кизеветтера, который нашел мелодию изысканной и выразительной, смелые модуляции и удачно подобранный контрапункт, позволяющий придать весомость характеру и добиться особых драматических эффектов. Оратория "Берсабея" из двух частей была написана в 1686 году и исполнена в 1689 году при дворе Франческо II д'Эсте в Модене. Здесь контрапунктическое мастерство прекрасно сочетается с патетическим стилем, который достигает высшей точки в арии "Наслаждение и мучение", исполненной басом остинато. Мелодические и гармонические идеи вызывают воспоминания, всегда связаны со смыслом слов и никогда не бывают предсказуемыми. Алессандри Кьяпетта никогда не стремился к легкому эффекту: обе части оратории заканчиваются речитативом, припевы полностью отсутствуют, а сопровождающие их арии в основном присутствуют в первой части. Он также сотрудничал с другими музыкантами, работающими в основном в музыкальных учреждениях Милана, в создании двух композиций: "L'Arione" и "L'Etna festivo", посвященных герцогине Сесто Изабелле Марии делла Зерда и Арагонской и напечатанных Франческо Виньони.