Алессандри Кьяпетта, Джулио д'
1647 - 1712

Назад

Alessandri Chiapetta, Giulio d’

  • Дата рождения: между 29 июня и 6 августа 1647 года
  • Место рождения: Милан, Италия
  • Дата смерти: 2 сентября 1712 года
  • Место смерти: Милан, Италия

Биография

Джулио д'Алессандри Кьяпетта был итальянским композитором и тенором. Его семья происходила из Чентонары в провинции Новара, где фамилия Кьяпетта была настолько распространена, что для идентификации ветви, к которой принадлежал композитор, использовалось "де Алессандри". Именно из-за этого происхождения его современник Л.А. Котта включил его в список музыкантов Новары, описав как "Джулио де Алессандри Кьяпетта из Чентонары в Ривере-ди-Сан-Джулио". В документах, ссылающихся на него и его сочинения, обе фамилии используются как вместе, так и по отдельности, что привело к ошибочной идентификации "Джулио д'Алессандри" и "Каноника Кьяпетты" как двух разных композиторов. Он был рукоположен в сан священника 6 апреля 1669 года. 10 декабря 1676 года он был назначен тенором и вице-капельмейстером Миланского собора. В этот период он сотрудничал с П.Ф. Този, который работал в Миланском соборе с июля 1681 года до своего увольнения 8 августа 1685 года. Алессандри исполнял обязанности капельмейстера с апреля 1684 года, но был вынужден оставить этот пост, не пройдя по конкурсу, который 5 декабря 1684 года выиграл К.Д. Коссони. 14 декабря 1684 года Алессандри Кьяпетта написал отчет об обстоятельствах, связанных с конкурсом, который, по его мнению, был проведен не совсем корректно. 12 апреля 1685 года он стал каноником в церкви Сан-Надзаро в Милане, где оставался до своей смерти. В 1711 году Антонио Кальдара, посещая Милан, попросил его мнения о произведении, написанном для церкви Сан-Гауденцио в Новаре, поскольку Алессандри Кьяпетта считался "виртуознейшим" в профессии композитора. Из его завещания, датированного 20 августа 1712 года, следует, что он владел тремя клавесинами, включая один работы Челестини, и что свою музыкальную библиотеку он завещал графу Карло Санвитали, первому министру герцога Пармского.

Творчество

Основными сочинениями Алессандри Кьяпетты являются две оратории: "Святая Франческа Римская" и "Вирсавия". Первая была исполнена в 1823 году в доме Кизеветтера, который нашел мелодию утонченной и выразительной, модуляции смелыми, а контрапункт хорошо проработанным, позволяющим создать весомые характеристики и достигающим особого драматического эффекта. Двухчастная оратория "Вирсавия" была сочинена в 1686 году и исполнена в 1689 году при дворе Франческо II д'Эсте в Модене. В ней контрапунктическое мастерство пребывает в совершенном единстве с патетическим стилем, который достигает высшей точки в арии "Услады и мучения" на остинатный бас. Мелодические и гармонические идеи вызывающи, всегда связаны со смыслом слов и никогда не предсказуемы. Алессандри Кьяпетта никогда не искал легкого эффекта: обе части оратории заканчиваются речитативом, хоры полностью отсутствуют, а арии с сопровождением в основном сосредоточены в первой части. Он также сотрудничал с другими музыкантами, в основном из музыкальных учреждений Милана, в создании двух пастиччо: "Арион" и "Праздничный Этна", оба посвященные герцогине Сесто Изабелле Марии делла Зерда э Арагон и напечатанные Франческо Виньони.

Произведения

Оратории:

  • "Святая Франческа Римская" ("Santa Francesca Romana")
  • "Вирсавия" ("La Bersabea")

Сценические произведения (пастиччо, музыка утрачена):

  • "Арион" ("L’Arione") (драма на музыку)
  • "Праздничный Этна" ("L’Etna festivo") (вступительный балет)

Духовная музыка:

  • Два антема для пяти и восьми голосов и бассо континуо
  • Псалом для восьми голосов и бассо континуо (написаны в 1684 году для конкурса на пост капельмейстера Миланского собора)
  • Дуэт для двух голосов (из оратории "Святая Франческа Римская")
  • "Те Деум" ("Te Deum") для сопрано, тенора, восьми голосов и инструментов