Алеотти, Виттория
1575 - 1620
Назад
Aleotti, Vittoria

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Виттория Алеотти была итальянским композитором, возможно, тождественной Рафаэлле Алеотти. Дочь феррарского архитектора Джованни Баттисты Алеотти, она впервые познакомилась с музыкой, подслушивая уроки, предназначенные для ее старшей сестры. Поразив своих родителей и учителя сестры, Алессандро Миллевилля, своей игрой на клавесине в возрасте около шести лет, она занималась непосредственно под руководством Миллевилля по крайней мере два года, прежде чем он рекомендовал отдать ее на обучение в известный своими музыкальными традициями монастырь Сан-Вито в Ферраре. Согласно воспоминаниям ее отца, Виттория «избрала для себя… служение Богу», когда ей было 14 лет. Некоторое время спустя ее отец получил мадригальные тексты от Джованни Баттисты Гуарини для того, чтобы она положила их на музыку. Он передал результаты графу Дель Дзаффо, который напечатал музыку у Винченти в Венеции в 1593 году под названием «Венок мадригалов на четыре голоса». Эти сочинения демонстрируют диапазон стилей конца XVI века — от простых канцонетт до серьезных попыток использования диссонансов для выражения образов любовного томления или страдания. Случающиеся неуклюжие моменты в обработке имитации или декламации текста позволяют предположить, что мадригалы из «Венка» все еще были ученическими работами. Больше о Виттории Алеотти ничего не известно. Исследователи Каррутерс-Клемент, Бриджес и Осси полагают, что она приняла имя Рафаэлла при постриге в монахини в Сан-Вито, поскольку в записях монастыря нет упоминаний о Виттории, а в завещании ее отца упоминается дочь по имени Рафаэлла, но не Виттория.
Творчество Виттории Алеотти, представленное единственным опубликованным сборником, является характерным примером раннего опыта композитора в жанре мадригала. Несмотря на отмеченные исследователями черты ученичества, ее сочинения отражают знакомство с современными ей музыкальными тенденциями, включая стремление к выразительной передаче текста через гармонические средства. Ее судьба, возможно, тесно переплетенная с судьбой ее сестры Рафаэллы, проливает свет на пути получения музыкального образования и возможности творческой реализации для женщин в Италии XVI века, часто связанные с монастырской средой.
Светские вокальные сочинения:
Ноты сочинений Виттории Алеотти на сайте библиотеки IMSLP