Альдровандини, Джузеппе Антонио Винченцо
1671 - 1707

Назад

Aldrovandini, Giuseppe Antonio Vincenzo

  • Дата рождения: 8 июня 1671 года
  • Место рождения: Болонья, Италия
  • Место смерти: 9 февраля 1707 года
  • Место смерти: Болонья, Италия

Биография

Джузеппе Антонио Винченцо Альдровандини был итальянским композитором. Он изучал композицию и контрапункт у Джакомо Антонио Перти, вероятно, в то время, когда тот был руководителем капеллы церкви Сан-Пьетро в Болонье. В 1695 году, после того как по крайней мере две его оратории были исполнены в городских церквях, он стал членом Болонской филармонической академии, а в 1701 году был избран ее президентом. Его имя появляется в либретто с 1702 года как почетного композитора герцога Мантуи и руководителя капеллы Академии Святого Духа в Ферраре. Современные источники указывают на то, что он был человеком несдержанных привычек, что, возможно, объясняло отсутствие у него профессионального продвижения и привычную бедность, несмотря на признание его таланта. Он утонул в портовом канале Болоньи, готовясь к отъезду в Венецию.

Творчество

Альдровандини высоко ценился как учитель пения во Флоренции, и принц Фердинанд отправлял к нему своих виртуозов для дальнейшего обучения. Как композитор он стилистически принадлежал к болонской школе вокальных и инструментальных композиторов конца XVII века, хотя обладал степенью оригинальной яркости, еще не полностью оцененной. Его оперы широко ставились не только в Северной Италии, но и в Неаполе. Три из его первых четырех опер важны в истории комической оперы, поскольку указывают на раннее региональное развитие жанра, независимое от неаполитанской школы. Его комические оперы драматургически более сложны, чем их самые ранние неаполитанские аналоги. Музыка этих произведений утрачена, но ее стиль, возможно, можно вывести из комических эпизодов и интермедий сохранившейся оперы «Цезарь в Александрии». Вершиной его короткой карьеры, вероятно, являются произведения на венецианские либретто Франческо Сильвани и Апостоло Дзено. Ряд его серьезных опер имел достаточный успех для возобновления за пределами городов их премьер. Он писал арии почти без исключения в форме da capo, используя принцип девиза. Гармонические схемы не являются лишь стереотипными, а определяются выразительными поворотами текста; вокальные украшения используются не только для виртуозного показа, но и сохраняются для эмоционально насыщенных слов. Кроме того, Альдровандини был изобретателен в использовании оркестра.

Произведения

Оперы (драмы на музыку в трех действиях, если не указано иное):

  • «Любовные обманы, обнаруженные на вилле» ("Gl'inganni amorosi scoperti in villa") (шутка игривая)
  • «Дафни» ("Dafni") (лесная сказка)
  • «Октавиан» ("Ottaviano")
  • «Любовь возвращается на свое, или Свадьба Чекки и Бенедетто» ("Amor torna in s'al so’, over L'nozz dla Checha e d' Bdett") (шутка драматическая деревенская)
  • «Стойкость в испытании» ("La fortezza al cimento")
  • «Цезарь в Александрии» ("Cesare in Alessandria")
  • «Две Августы» ("Le due Auguste")
  • «Семирамида» ("Semiramide")
  • «Митридат в Себастии» ("Mitridate in Sebastia")
  • «Турн Арицин» ("Turno Aricino")
  • «Пирр» ("Pirro") (драма на музыку, 5 действий)
  • «Ненависть и любовь» ("L'odio e l'amore") (мелодрама)
  • «Коронация Дария» ("L'incoronazione di Dario")
  • «Самый верный среди вассалов» ("Il più fedel tra vassalli") (мелодрама)

Сомнительные оперы:

  • «Сирота» ("L'orfano")
  • «Фракиец в цепях» ("Il Trace in catena")
  • «Вереника» ("Berenice") (возможно, пастиччо)
  • «Муций Сцевола» ("Muzio Scevola")
  • «Любовь не знает уважения» ("Amore non vuol rispetti")
  • «Зелида» ("Zelida")
  • «Персей» ("Perseo")

Оратории:

  • «Война на небесах» ("La guerra in cielo")
  • «Святой Сигизмунд» ("S Sigismondo")
  • «Рождество Иисуса» ("Giesù nato")
  • «Униженная Италия» ("L'Italia humiliata")
  • «Ликующая благодать» ("La grazia giubilante")
  • «Двойной мученик» ("Il doppio martire")
  • Музыка к оратории «Триумфы Иисуса Навина» ("I trionfi di Giosuè")

Прочие сочинения:

Духовная музыка:

  • «Священная гармония, заключенная в [10] мотетах», соч. 1 ("Armonia sacra concertata in [10] motetti") для 2-3 голосов, 2 скрипок, виолы/теорбы и бассо континуо (органа)
  • «Священные концерты», соч. 3 ("Concerti sacri") для одного голоса, 2 скрипок, виолы/теорбы и бассо континуо (органа)
  • Мотет в сборнике 1695 года
  • «Плач» ("Lamentationes")
  • «Сказал Господь» ("Dixit Dominus")
  • «Царица небесная» ("Salve regina")

Светская вокальная музыка:

  • «Десять кантат», соч. 2 ("[10] Cantate") для одного голоса, скрипки и бассо континуо
  • Арии в антологиях «Лирическое собрание избранных арий» ("Recueil lyrique d’airs choisis") и «Музыкально-итальянские арии» ("Musicalisch-italienischer Arien Crantz")
  • Многочисленные арии и сольные кантаты в рукописях
  • Дуэты в рукописях

Инструментальная музыка:

  • «Концерты», соч. 4 ("[10] Concerti") для скрипки, виолончели/теорбы и бассо континуо
  • «Сонаты», соч. 5 ("[10] Sonate") для 2 скрипок, виолончели и бассо континуо (органа)
  • Две сонаты для скрипки и виолончели в сборнике 1695 года
  • Сонаты на три инструмента в сборнике 1700 года
  • Три концерта для 2 труб и струнных
  • Соната для 2 труб и струнных
  • Три сонаты для скрипки

Ноты сочинений Джузеппе Антонио Винченцо Альдровандини на сайте библиотеки IMSLP