Альдровандини, Джузеппе Антонио Винченцо
1671 - 1707

Назад

Джузеппе Антонио Винченцо Альдровандини (Giuseppe Antonio Vincenzo Aldrovandini) - Итальянский композитор

Родился 8 июня 1671 года, Болонья - умер 9 февраля 1707 года, Болонья. 

Изучал композицию и контрапункт у Перти, вероятно, в то время, когда последний был маэстро капеллы Сан-Пьетро в Болонье. В 1695 году, после того как по крайней мере две его оратории были исполнены в церквях города, он стал членом Филармонической академии, а в 1701 году был избран ее директором. Его имя фигурирует в либретто 1702 года как почетного композитора герцога Мантуанского и маэстро капеллы Академии Святого Духа в Ферраре. Свидетельства современников указывают на то, что он был человеком невоздержанных привычек, что, возможно, объясняло отсутствие у него профессионального роста и его обычную бедность, несмотря на признание его таланта. Он утонул в порту на канале в Болонье, когда готовился к отъезду в Венецию.

Альдровандини высоко ценился во Флоренции как учитель пения, и принц Фердинанд направил к нему своих виртуозов для дальнейшего обучения. Как композитор, он стилистически принадлежал к болонской школе вокальных и инструментальных композиторов конца XVII века, хотя и обладал оригинальным талантом, который еще не был оценен в полной мере. Его оперы широко исполнялись не только в северной Италии, но и в Неаполе. Три из его первых четырех опер важны в истории оперы-буффа, поскольку они указывают на раннее региональное развитие жанра, независимое от неаполитанской школы. Опера "Вилла влюбленных", написанная на болонском диалекте, за исключением главных романтических ролей, была поставлена несколько раз вплоть до 1759 года, хотя первая постановка была приостановлена церковными властями до тех пор, пока из текста не были удалены некоторые двусмысленности. В драматургическом плане это произведение более сложное, чем его ранние аналоги на неаполитанском диалекте, с более четко спланированными интервалами между речитативными пассажами и заданными номерами. Как и в серьезных операх того времени, первые два акта заканчиваются ариями, а не ансамблями, хотя в них часто встречаются дуэты и трио. По форме арии, по-видимому, свободно чередуются между композициями да капо и более короткими песнями. Музыка из этого произведения, а также из другой диалектной комедии Альдровандини "Любовь торна" в "Сале со" и элегантной пасторальной комедии "Дафни", исчезла, но о ее стиле, возможно, можно судить по комическим эпизодам и интермеццо из сохранившегося "Чезаре" в "Алессандрии" (Неаполь, 1699). То, что эти комические оперы не вдохновляли последователей в Болонье вплоть до времен Г.М. Буини, вероятно, объяснялось не столько отсутствием общественного интереса (Гольдони прокомментировал склонность болонцев к комедии), сколько суровым взглядом на комедию со стороны архиепископства. Вершиной его недолгой карьеры, вероятно, являются работы на венецианские либретто Франческо Сильвани ("Крепость аль Чименто") и Апостоло Дзено ("Пирро").

Ряд серьезных опер Альдровандини имели достаточный успех, чтобы быть возрожденными за пределами их родных городов. Он написал свои арии – почти все без исключения в форме "да капо" – в соответствии с принципом девиза; во вторых частях арий "да капо" часто используется тот же формальный прием. Хотя серьезные оперы формально не являются новаторскими, их музыка отличается впечатляющим качеством. Гармонические схемы ни в коем случае не являются просто стереотипными, они продиктованы выразительными оборотами текста; вокальные мелизмы используются не только для демонстрации, но и для эмоционально насыщенных слов. Кроме того, Альдровандини был изобретателен в использовании оркестра. В то время, когда continuo обеспечивал стандартную аккомпанементную текстуру арий, он иногда варьировал ее, указывая "соло для виолончели"; в других случаях он играл более полно, используя духовые и медные инструменты, а также струнные не только в качестве аккомпанемента, но и в концертных текстурах с голосовыми партиями.

Ноты сочинений Джузеппе Антонио Винченцо Альдровандини на сайте библиотеки IMSLP