Олдрич, Генри
1648 - 1710

Назад

Генри Олдрич (Henry Aldrich) - Английский ученый, композитор и коллекционер музыки

Родился в январе 1648 года, Вестминстер, Лондон - умер 14 декабря 1710 года, Оксфорд. 

В 1662 году он поступил в Оксфордский университет Крайст-Черч (после раннего изучения математики в Вестминстерской школе), получив степени бакалавра, магистра и доктора философии в 1666, 1669 и 1682 годах соответственно. Он принял духовный сан и был назначен ректором в Уэме, Шропшир, но предпочел остаться в Крайст-Черч, став каноником в 1681 году и деканом (уникальная должность в Оксфорде в качестве главы колледжа и кафедрального собора) в 1689 году, а также вице-канцлером Оксфордского университета в 1692-1695 годах. Он был лидером оксфордского сопротивления католическим достижениям Якова II, а при Вильгельме III стал одним из главных защитников церковных обычаев, публично выступая как против понимания неангликанами, так и против внесения изменений в молитвенник. Он был трудолюбивым и практично мыслящим ученым, выпускал книги по логике, геральдике и архитектуре, проектировал ряд оксфордских зданий, работал чертежником и гравером для Оксфордских альманахов и создал значительное количество композиций для службы в английском кафедральном соборе. Его рассказ о греческой музыке сохранился в рукописи. В своем завещании он распорядился уничтожить все свои личные бумаги после смерти, но завещал свою музыкальную коллекцию (около 8000 произведений Бампуса) Крайст-Черчу. Он похоронен в тамошнем кафедральном соборе. Олдрич, возможно, получил музыкальное образование у Эдварда Лоу, хотя прямых свидетельств этому нет. Его интерес к работе с заимствованным материалом, не имевший аналогов в Англии того времени, вероятно, проистекал из его классического образования, основанного на подражании маститым образцам. Его композиторская деятельность, возможно, началась с написания од для Оксфордского акта еще в 1672 году; надписи 18-го века в нескольких источниках свидетельствуют о том, что эти произведения были в значительной степени созданы на основе заимствований из Кариссими. Его гимны и богослужения распространялись за пределами Оксфорда, по крайней мере, к концу 1670-х годов: дошедшие до нас сборники из Вестминстерского аббатства и Королевской часовни, скопированные Уильямом Такером (умер в 1679 году), включают в себя службу ми минор и "Если сам Господь". В первые годы XVIII века Джон Черч, который, вероятно, попал под влияние Олдрича, будучи студентом Оксфорда (почерк Черча встречается в нескольких рукописях Крайст-Черча), добавил еще много своих работ в репертуар Королевской часовни. К 1670 году Олдрич собрал значительную часть своей музыкальной коллекции, став владельцем книг семьи Хаттон, в том числе многочисленных итальянских гравюр. Позже он переплел и каталогизировал эти предметы вместе с другими собранными им самим гравюрами, в том числе двумя сборниками палестринских песнопений, музыкой Кариссими и других современных итальянцев, священными произведениями Берда и английскими мадригалами. В 1680-х годах вокруг Олдрича сформировался кружок оксфордских музыкантов, и он пополнил свою коллекцию гравюр рукописями, скопированными ими и им самим. Он интересовался гравюрой и книгопечатанием, и от 1690-х годов сохранились два уникальных экземпляра музыки, напечатанных в партитуре, оба по инициативе Олдрича: один из них содержит 16 страниц музыки, в том числе "Помилуй меня" Олдрича и "даруй королю свой суд", и "Вот, у тебя есть" Орландо Гиббонса. "сделал мои дни", используя подвижный шрифт, созданный в Оксфорде Питером де Вальпергеном, в то время основателем университетского шрифта; а другой содержит семь переплетенных вместе копий гравюры "Д-р Олдрич за свою службу в Англии", которая также включает в себя его благодарность. Олдрич, возможно, сам выгравировал эти таблички. Он регулярно пел в хоре Крайст-Черч и, похоже, был его непререкаемым авторитетом. Хейс, среди прочих, приписывает ему общее повышение стандартов исполнения кафедральных хоров того времени. Еженедельные музыкальные встречи, проводившиеся в его доме в Крайст-Черч, сочетали серьезные репетиции с неформальным исполнением различных музыкальных произведений, предположительно из его коллекции. Уловы, в том числе знакомые Олдричу "Колокола прекрасной церкви Христа" (1673) и "Действительно хороший сорняк" (1685), вероятно, были сделаны при случае. Социальные аспекты этих встреч, по-видимому, были стимулом для регулярного и пунктуального посещения; как отмечает Хейс, опоздавшим “ничего не давали выпить, кроме легкого пива”. Авторитетные партитуры большинства произведений духовной музыки Олдрича содержатся в двух томах с автографами (16-я и 19-я части). В дополнение к четырем службам, которые довольно рутинны по стилю, есть несколько оригинальных гимнов и большое количество переложений, в том числе гимны, заимствованные из песнопений Палестрины, Кариссими, Таллиса, Берда и других, а также адаптации английских гимнов, часто с меньшим количеством музыкальных изменений, чем в самих песнопениях. Олдрич производит впечатление очень компетентного композитора (а при создании новых композиций - человека с богатым воображением), хорошо разбирающегося в стилистических деталях. Его полные гимны (прекрасный пример - Out of the deep) демонстрируют хорошо продуманные приемы подражания и типичны для того периода, когда стиль антико смешивался со стилем того времени. Стихотворные гимны, такие как Give the king thy judgements, с их живописными басовыми соло, также типичны, при написании соло часто используется словесная графика, а припев часто сводится к кратким акцентуационным заявлениям. Переделки иногда ошибочно расценивались как форма плагиата, но Олдрич, похоже, не выдавал такие работы за оригинальные композиции (в современных источниках обычно упоминаются как Олдрич, так и оригинальный композитор), и неудивительно, что он разработал такие производные композиционные процедуры, учитывая, насколько сильно образовательные практики Олдрича повлияли на его творчество. этот день был посвящен переводу оригинальных текстов. При воссоздании полифонических моделей, в частности мотетов Палестрины, Олдрич часто прибегал к сокращениям и вставкам, сокращая имитационные моменты и вставляя новые гомофонические пассажи, основанные на мотивах оригинала. Работая с более поздней музыкой, такой как музыка Кариссими, он часто использовал технику стилизации, объединяя отрывки из нескольких произведений в виде стихотворного гимна и аранжируя или повторяя различные фрагменты таким образом, чтобы придать композиции новую структуру, которая не обязательно была предложена моделью. Как отметил Хокинс, целью Олдрича, возможно, было переделать эти итальянские песнопения под видом английских гимнов, чтобы “сделать их произведения нашими собственными”.

Ноты сочинений Генри Олдрича на сайте библиотеки IMSLP