Альбричи, Винченцо
1631 - 1696

Назад

Albrici, Vincenzo

  • Дата рождения: 26 июня 1631
  • Место рождения: Рим, Италия
  • Дата смерти: 8 августа 1690 или 1696
  • Место смерти: Прага, Чехия

Биография

Винченцо Альбричи был итальянским композитором и органистом, братом Бартоломео Альбричи. Он родился в музыкальной семье, происходящей из Сенигальи в провинции Анкона. Его дяди, Фабио и Алессандро Константини, были композиторами, а отец, Доменико Альбричи, был альтом и поселился в Риме.

Винченцо поступил в Колледжио Германико в Риме 12 мая 1641 года, где, по всей видимости, оставался около пяти лет, получая оплату как органист в течение большей части 1646 года. Его местонахождение с конца 1646 года до конца 1652 года неизвестно: возможно, он стал руководителем капеллы Церкви Нуова в 1647 году, в возрасте 16 лет, однако Джузеппе Питони указывает этот пост более чем через десять лет.

В ноябре 1652 года Альбричи прибыл в Стокгольм в качестве помощника руководителя группы итальянских музыкантов и актеров королевы Кристины, в которой были его отец и брат Бартоломео. Все трое покинули Швецию после отречения королевы в июне 1654 года.

Винченцо и Бартоломео, возможно, провели некоторое время в 1654–1655 годах при дворе Виттельсбахов в Нойбурге, но точно они находились при дворе Штутгарта несколько месяцев между 1655 и 1656 годами, в то время как их отец вернулся в Италию. Оба брата, вероятно, прибыли в Дрезден в 1656 году; список придворных музыкантов от сентября 1656 года содержит первое конкретное упоминание о них при курфюрстском дворе.

Несохраненный контракт, виденный Морицем Фюрстенау, вероятно, был первым контрактом Альбричи в должности капельмейстера при новом курфюрсте Иоганне Георге Втором в 1656 году; он предусматривал, что Альбричи отвечает за всю музыку при дворе, если специально не привлекаются Генрих Шютц или Джованни Андреа Бонтемпи.

Альбричи, возможно, покинул двор в 1658 году, чтобы сопровождать королеву Кристину в Рим. Он вернулся в Дрезден к 6 января 1659 года, когда руководил музыкой в придворной капелле, но в июне того же года снова отправился во Франкфурт. В последний раз он находился при дворе Кристины осенью 1660 года на похоронах своего кузена короля Карла Десятого 7 ноября. Он снова был в Дрездене в декабре, деля обязанности с Бонтемпи по музыке придворной капеллы с 23 декабря 1660 до 6 января 1661 года.

В августе 1661 года он путешествовал в Гамбург, но вернулся до конца сентября. В течение 1662 года Альбричи создавал большую часть музыки, исполняемой в придворной капелле по воскресеньям, в праздничные и особые дни. Он пользовался особым статусом любимца курфюрста, который в феврале 1662 года стал крестным отцом его новорожденного сына, также названного Иоганном Георгом.

В августе 1663 года Винченцо и его брат получили пропуска для поездки в Англию, где они присоединились к сестре Леоноре при дворе Карла Второго. В феврале 1667 года Самуэль Пепис слышал музыку, исполненную под руководством Альбричи у лорда Брукнера. Альбричи покинул английский двор в 1668 году, а его имя вновь появляется в документах Дрездена в апреле 1669 года, когда он руководил застольной музыкой на банкете после вступления Иоганна Георга в Орден Подвязки.

Документы двора 1670 года содержат мало упоминаний о музыкантах, и ни одного о Альбричи. Однако его деятельность в начале 1670-х хорошо документирована: Иоганн Куннау отмечал, что Альбричи хвалил его сочинения и позволял присутствовать на репетициях придворного ансамбля.

Он служил руководителем капеллы при Оратории Филиппини в Риме с 8 октября 1673 года до октября или ноября 1675 года. Согласно придворным записям, 3 сентября 1676 года "новый капельмейстер Винченцо Альбричи впервые руководил музыкой" в капелле, вернувшись в службу Иоганна Георга Второго в последний раз.

После смерти Иоганна Георга Второго в 1680 году новый курфюрст Иоганн Георг Третий уволил всех итальянских музыкантов. Альбричи покинул Дрезден в начале 1681 года и стал органистом в Лейпцигской церкви Святого Фомы, где перешел в лютеранство; через год он вернулся в католичество, покинув Лейпциг, чтобы занять пост органиста в августинской церкви в Праге, где оставался до смерти.

Творчество

По числу упоминаний в документах придворной канцелярии, сохранилась менее трети творческого наследия Альбричи. Это в основном сакральные концерты, а также отдельные псалмы и литургические тексты, демонстрирующие стилистические изменения, которые Альбричи и его итальянские коллеги внесли при дрезденском дворе.

Сакральные концерты Альбричи близки к римскому мотету середины семнадцатого века, представленному произведениями Джакомо Кариссими и Органо Грациани. Большинство концертов носят составной характер, с разделами в стилях концертанто, ариозо и арии, создавая тексты с библейскими цитатами, свободной прозой и строфической поэзией.

Альбричи вместе с Марко Джузеппе Перандой расширял границы сакрального концерта, включая арии. Его работы оказали значительное влияние на немецких композиторов дрезденского и стокгольмского кругов, включая Давида Поле, Кристофа Бернхарда, Кристиана Гейста и Константина Кристиана Дедекенда.

В отличие от его учителя Кариссими и предшественника Генриха Шютца, все композиции Альбричи являются примерами ранней тональной гармонии. Он, возможно, был первым композитором, создающим концерты с арией (или концерт-арийные кантаты), считавшиеся ранее немецким изобретением; документы двора фиксируют исполнение его концертов с арией уже в 1660 году.

Произведения

Духовные сочинения

  • "Месса" ("Messa") для пяти голосов, инструментов и бассо континуо (органа)
  • "Тебя, Бога, хвалим" ("Te Deum") для двух хоров (10 голосов), инструментов и бассо континуо

Концерты, мотеты, обработки псалмов:

  • "Люблю Тебя, славлю Тебя" ("Amo te, laudo te")
  • "Вспыхнула заря света" ("Aurora lucis emicat")
  • "Радуйся, Иисус Христос, царь благословенный" ("Ave Jesu Christe, rex benedicte")
  • "Благослови, Господи Иисусе Христе" ("Benedicte Domine Jesu Christe")
  • "Помышляй, о человек" ("Cogita o homo")
  • "Сказал Господь" ("Dixit Dominus") (2 версии)
  • "Господь Бог сил, царь" ("Domine Deus exercituum rex")
  • "Вот, рыдая" ("Ecce plangendo")
  • "Отче наш" ("Fader wår")
  • "Гимн радости" ("Hymnum jucunditatis")
  • "Когда возвращал Господь" ("In convertendo Dominum") (2 версии)
  • "На Тебя, Господи, уповал" ("In te Domine speravi")
  • "Сладостная память об Иисусе" ("Jesu dulcis memoria")
  • "Иисус, наше искупление" ("Jesu nostra redemptio")
  • "Я изнемог, взывая" ("Laboravi clamans")
  • "Возрадовался я о тех" ("Laetatus sum in his")
  • "Хвалите, отроки, Господа" ("Laudate pueri Dominum") (3 версии)
  • "Благо мне быть" ("Mihi autem bonum est")
  • "Милости Господни" ("Misericordias Domini")
  • "Слушайте, смертные" ("Mortales audite")
  • "О дивное общение" ("O admirabile commercium")
  • "О любящий жених" ("O amantissime sponse")
  • "О благий Иисусе, любовь" ("O bone Jesu charitas")
  • "О сердце мое" ("O cor meum") (2 версии)
  • "О Иисусе, Альфа и Омега" ("O Jesu Alpha et Omega")
  • "Всё, что сотворил Бог" ("Omnia quae fecit Deus")
  • "Всякая плоть — трава" ("Omnis caro foenum")
  • "Как сладостно поклоняться" ("Quam suave est adorare")
  • "Какова любовь Иисуса" ("Quantus amor Jesu")
  • "Что есть мир" ("Quid est mundus")
  • "Живем ли, умираем ли" ("Sive vivimus, sive morimur")
  • "Рассыпайте цветы" ("Spargite flores")
  • "Уповайте на Бога" ("Sperate in Deo")
  • "Ты — сердце мое" ("Tu es cor meum")
  • "Где любовь" ("Ubi est charitas")
  • "Придите, воспоем" ("Venite cantemus")
  • "Придите, дети, послушайте меня" ("Venite filii audite me")
  • "Придите все народы" ("Venite omnes gentes")

Светские и инструментальные сочинения

  • Итальянские сольные кантаты
  • "Симфония" ("Sinfonia") для шести инструментов и бассо континуо
  • "Симфония" ("Sinfonia") для четырех инструментов
  • "Соната" ("Sonata") для пяти инструментов

Сомнительные произведения

  • "Возрадовался я" ("Laetatus sum") (автор — Карло Паллавичино)
  • "Изнывает сердце мое" ("Languet cor meum") (автор — Марко Джузеппе Перанда)
  • "О как страшен" ("O quam terribilis") (также приписывается Джакомо Кариссими)
  • "Кто даст главе моей" ("Quis dabit capiti meo") (автор — Марко Джузеппе Перанда)
  • "Куда стремимся, смертные" ("Quo tendimus mortales") (автор — Марко Джузеппе Перанда)
  • "Если Господь со мною" ("Si Dominus mecum") (автор — Марко Джузеппе Перанда)
  • "Если живу, мой Иисус" ("Si vivo mi Jesu") (автор — Марко Джузеппе Перанда)

Ноты сочинений Винченцо Альбричи на сайте библиотеки IMSLP