Альбричи, Винченцо
1631 - 1690 или 1696

Назад

Винченцо Альбричи (Vincenzo Albrici) - Итальянский композитор и органист

Родился 26 июня 1631 года, Рим - умер 8 августа 1690 или 1696 года, Прага. 

Брат Бартоломео Альбричи. Он родился в музыкальной семье, родом из Сенигаллии, в провинции Анкона. Его дяди Фабио и Алессандро Костантини были композиторами, а отец Доменико Альбричи, альт-певец, обосновался в Риме. 12 мая 1641 года Винченцо поступил в коллегию Германико в Риме, где, по-видимому, проработал пять лет, получая там жалованье в качестве органиста на протяжении большей части 1646 года. Его местонахождение с конца 1646 года до конца 1652 года неизвестно: возможно, он стал маэстро Новой капеллы в 1647 году, в возрасте 16 лет, но Питони назначил его более чем на десять лет позже. В ноябре 1652 года Альбричи прибыл в Стокгольм в качестве помощника режиссера труппы итальянских музыкантов и актеров королевы Кристины, в состав которой входили его отец и брат Бартоломео. Все трое покинули Швецию после отречения Кристины в июне 1654 года. Винченцо и Бартоломео, возможно, провели некоторое время в период 1654-1655 годов при дворе Виттельсбахов в Нойбурге, но определенно были при дворе Штутгарта в течение нескольких месяцев между 1655 и 1656 годами; их отец вернулся в Италию. Оба брата, вероятно, прибыли в Дрезден где-то в 1656 году; список придворных музыкантов Дрездена от сентября 1656 года содержит первое конкретное упоминание об обоих мужчинах в избирательном суде. Недатированный контракт, который видел Фюрстенау, ныне утраченный, вероятно, был первым контрактом Альбричи в качестве капельмейстера с новым курфюрстом Иоганном Георгом II в 1656 году; в нем оговаривалось, что Альбричи отвечал за всю музыку при дворе, если только Шютца или Бонтемпи специально не просили прислуживать.

Возможно, Альбричи ненадолго покинул двор в 1658 году, чтобы присоединиться к королеве Кристине в Риме. Он вернулся в Дрезден 6 января 1659 года, когда руководил музыкой в замковой капелле, но в июне того же года он снова отправился во Франкфурт. По-видимому, в последний раз он был в свите Кристины осенью 1660 года, когда она присутствовала на похоронах своего двоюродного брата короля Карла X 7 ноября. В декабре он вернулся в Дрезден и с 23 декабря 1660 года по 6 января 1661 года исполнял обязанности музыканта в придворной капелле вместе с Бонтемпи. В августе 1661 года он отправился в Гамбург, но вернулся до конца сентября. В течение 1662 года Альбричи сочинил большую часть музыки, исполнявшейся в придворной капелле по воскресеньям, в праздничные дни и по особым случаям. Он явно пользовался особым статусом фаворита курфюрста, который в феврале 1662 года стал крестным отцом маленького сына Альбричи, также названного Иоганном Георгом.

В августе 1663 года Винченцо и его брат получили придворные пропуска, позволявшие им отправиться в Англию, где они присоединились к своей сестре Леоноре в придворном музыкальном учреждении Карла II. В феврале 1667 года Сэмюэл Пепис услышал музыку в постановке Альбричи у лорда Брукнера. Альбричи покинул английский двор в 1668 году, и его имя вновь появляется в дрезденских документах в апреле 1669 года, когда он руководил оркестром "Тафельмузик" на банкете, посвященном посвящению Иоганна Георга в английский орден Подвязки. В судебных записях за 1670 год содержится мало упоминаний о музыкантах и ни одного упоминания об Альбричи. Однако существует множество документов о его службе в начале 1670-х годов, в том числе отчет Иоганна Кунау, сделанный во время учебы в Дрездене, о том, что Альбричи высоко оценил его сочинения и разрешил ему присутствовать на репетициях придворного музыкального ансамбля. Он служил маэстро ди капелла в оратории Филиппини в Риме с 8 октября 1673 года по октябрь или ноябрь 1675 года. Придворный дневник сообщает, что 3 сентября 1676 года "новый капельмейстер Винченцо Альбричи впервые руководил музыкой" в капелле, вернувшись на службу к Иоганну Георгу II в последний раз.

После смерти Иоганна Георга II в 1680 году новый курфюрст Иоганн Георг III уволил всех итальянских музыкантов. Альбричи в последний раз покинул Дрезден в начале 1681 года, чтобы стать органистом лейпцигской церкви Томаскирхе, где он принял лютеранство; он вернулся в католичество в следующем году, когда покинул Лейпциг, чтобы занять должность органиста в августинской церкви в Праге, где он оставался до своей смерти.

Судя по количеству работ, упомянутых в судебных документах Дрездена, сохранилось менее трети произведений Альбричи. В основном это духовные концерты, а также несколько переложений псалмов и литургических текстов, которые иллюстрируют радикальные стилистические изменения, произведенные Альбричи и его итальянскими коллегами при дрезденском дворе. Его духовные концерты демонстрируют тесную связь с римскими песнопениями середины XVII века, представленными произведениями Кариссими и Грациани. Большинство концертов Альбричи являются составными по своей природе, с разделами в стиле концертато, ариозо и арий, составленными из текстов, включающих библейские цитаты, свободную прозу и строфическую поэзию. Это расширение стилистических границ духовного концерта, особенно за счет арии, характерно как для произведений Альбричи и Марко Джозеппе Перанды, так и для произведений немецких композиторов римской школы, таких как Иоганн Каспар Керлл и Каспар Ферстер. Творчество Альбричи и Перанды оказало сильное влияние на немецких композиторов дрезденского и стокгольмского кружков; начиная с середины 1660-х годов, Дэвид Пол, Кристоф Бернхард, Кристиан Гейст и Константин Кристиан Дедекинд включали арии в свои концерты. Альбричи, в свою очередь, ощутил влияние современных немецких музыкальных практик, с которыми он столкнулся в Дрездене, о чем свидетельствует включение им в большинство произведений инструментальных симфоний и ритурнелл, которые редко встречаются в творчестве его римских предков. В отличие от работ его наставника Кариссими и предшественника Генриха Шютца, все композиции Альбричи являются образцами ранней тональной гармонии.

Альбричи, по-видимому, был первым, кто сочинил концерты с арией (или концертно-арийные кантаты), долгое время считавшиеся немецкими по происхождению; в документах упоминается об исполнении его концертов с арией еще в 1660 году. Около трети его дошедших до нас произведений выдержаны в этой форме. Некоторые из его концертов с ариями представляют собой простейшее проявление этой формы и состоят всего лишь из арии, обрамленной двумя фрагментами концерта. Другие включают в себя дополнительные фрагменты концерта между строфами арии, а иногда также пассажи в стиле ариозо. Эти последние отрывки, драматичные по своей природе, вероятно, послужили причиной того, что Бернхард включил Альбричи в качестве представителя театрального пера в свой "Tractatus compositionis augmentatus".

Ноты сочинений Винченцо Альбричи на сайте библиотеки IMSLP