Альбричи, Винченцо
1631 - 1696

Назад

Albrici, Vincenzo

  • Дата рождения: 26 июня 1631
  • Место рождения: Рим, Италия
  • Дата смерти: 8 августа 1690 или 1696
  • Место смерти: Прага, Чехия

Биография

Винченцо Альбричи — итальянский композитор и органист, брат Бартоломео Альбричи. Он родился в музыкальной семье, происходящей из Сенигальи в провинции Анкона. Его дяди, Фабио и Алессандро Константини, были композиторами, а отец, Доменико Альбричи, был альтом и поселился в Риме.

Винченцо поступил в Колледжио Германико в Риме 12 мая 1641 года, где, по всей видимости, оставался около пяти лет, получая оплату как органист в течение большей части 1646 года. Его местонахождение с конца 1646 года до конца 1652 года неизвестно: возможно, он стал маэстро ди капелла Церкви Нуова в 1647 году, в возрасте 16 лет, однако Питони указывает этот пост более чем через десять лет.

В ноябре 1652 года Альбричи прибыл в Стокгольм в качестве помощника руководителя группы итальянских музыкантов и актеров королевы Кристины, в которой были его отец и брат Бартоломео. Все трое покинули Швецию после отречения королевы в июне 1654 года.

Винченцо и Бартоломео, возможно, провели некоторое время в 1654–1655 годах при дворе Виттельсбахов в Нойбурге, но точно они находились при дворе Штутгарта несколько месяцев между 1655 и 1656 годами, в то время как их отец вернулся в Италию. Оба брата, вероятно, прибыли в Дрезден в 1656 году; список придворных музыкантов от сентября 1656 года содержит первое конкретное упоминание о них при курфюрстском дворе.

Несохраненный контракт, виденный Фюрстенау, вероятно, был первым контрактом Альбричи в должности капельмейстера при новом курфюрсте Иоганне Георге II в 1656 году; он предусматривал, что Альбричи отвечает за всю музыку при дворе, если специально не привлекаются Шютц или Бонтемпи.

Альбричи, возможно, покинул двор в 1658 году, чтобы сопровождать королеву Кристину в Рим. Он вернулся в Дрезден к 6 января 1659 года, когда руководил музыкой в придворной капелле, но в июне того же года снова отправился во Франкфурт. В последний раз он находился при дворе Кристины осенью 1660 года на похоронах своего кузена короля Карла X 7 ноября. Он снова был в Дрездене в декабре, деля обязанности с Бонтемпи по музыке придворной капеллы с 23 декабря 1660 до 6 января 1661 года.

В августе 1661 года он путешествовал в Гамбург, но вернулся до конца сентября. В течение 1662 года Альбричи создавал большую часть музыки, исполняемой в придворной капелле по воскресеньям, в праздничные и особые дни. Он пользовался особым статусом любимца курфюрста, который в феврале 1662 года стал крестным отцом его новорожденного сына, также названного Иоганном Георгом.

В августе 1663 года Винченцо и его брат получили пропуска для поездки в Англию, где они присоединились к сестре Леоноре при дворе Карла II. В феврале 1667 года Самуэль Пепис слышал музыку, исполненную под руководством Альбричи у лорда Брукнера. Альбричи покинул английский двор в 1668 году, а его имя вновь появляется в документах Дрездена в апреле 1669 года, когда он руководил Тафельмузиком на банкете после вступления Иоганна Георга в Орден Подвязки.

Документы двора 1670 года содержат мало упоминаний о музыкантах, и ни одного о Альбричи. Однако его деятельность в начале 1670-х хорошо документирована: Йоханн Куннау отмечал, что Альбричи хвалил его сочинения и позволял присутствовать на репетициях придворного ансамбля.

Он служил маэстро ди капелла при Оратории Филиппини в Риме с 8 октября 1673 года до октября или ноября 1675 года. Согласно придворным записям, 3 сентября 1676 года «новый капельмейстер Винченцо Альбричи впервые руководил музыкой» в капелле, вернувшись в службу Иоганна Георга II в последний раз.

После смерти Иоганна Георга II в 1680 году новый курфюрст Иоганн Георг III уволил всех итальянских музыкантов. Альбричи покинул Дрезден в начале 1681 года и стал органистом в Лейпцигской церкви Святого Фомы, где перешел в лютеранство; через год он вернулся в католичество, покинув Лейпциг, чтобы занять пост органиста в августинской церкви в Праге, где оставался до смерти.

Творчество

По числу упоминаний в документах придворной канцелярии, сохранилась менее трети творческого наследия Альбричи. Это в основном сакральные концерты, а также отдельные псалмы и литургические тексты, демонстрирующие стилистические изменения, которые Альбричи и его итальянские коллеги внесли при дрезденском дворе.

Сакральные концерты Альбричи близки к римскому мотету середины XVII века, представленному произведениями Каризими и Грациани. Большинство концертов носят составной характер, с разделами в стилях концертанто, ариозо и арии, создавая тексты с библейскими цитатами, свободной прозой и строфической поэзией.

Альбричи вместе с Марко Джузеппе Перандой расширял границы сакрального концерта, включая арии. Его работы оказали значительное влияние на немецких композиторов дрезденского и стокгольмского кругов, включая Давида Поле, Кристофа Бернхарда, Кристиана Гейста и Константина Кристиана Дедекенда.

В отличие от его учителя Каризими и предшественника Генриха Шютца, все композиции Альбричи являются примерами ранней тональной гармонии. Он, возможно, был первым композитором, создающим концерты с арией (или концерт-арийные кантаты), считавшиеся ранее немецким изобретением; документы двора фиксируют исполнение его концертов с арией уже в 1660 году.

Произведения

Духовные сочинения

  • Месса для пяти голосов, инструментов и basso continuo (органа)
  • «Те Деум» для двух хоров (10 голосов), инструментов и basso continuo
  • Концерты, мотеты, обработки псалмов:
  • «Люблю Тебя, славлю Тебя» ("Amo te, laudo te")
  • «Вспыхнула заря света» ("Aurora lucis emicat")
  • «Радуйся, Иисус Христос, царь благословенный» ("Ave Jesu Christe, rex benedicte")
  • «Благослови, Господи Иисусе Христе» ("Benedicte Domine Jesu Christe")
  • «Помышляй, о человек» ("Cogita o homo")
  • «Сказал Господь» ("Dixit Dominus") (2 версии)
  • «Господь Бог сил, царь» ("Domine Deus exercituum rex")
  • «Вот, рыдая» ("Ecce plangendo")
  • «Отче наш» ("Fader wår")
  • «Гимн радости» ("Hymnum jucunditatis")
  • «Когда возвращал Господь» ("In convertendo Dominum") (2 версии)
  • «На Тебя, Господи, уповал» ("In te Domine speravi")
  • «Сладостная память об Иисусе» ("Jesu dulcis memoria")
  • «Иисус, наше искупление» ("Jesu nostra redemptio")
  • «Я изнемог, взывая» ("Laboravi clamans")
  • «Возрадовался я о тех» ("Laetatus sum in his")
  • «Хвалите, отроки, Господа» ("Laudate pueri Dominum") (3 версии)
  • «Благо мне быть» ("Mihi autem bonum est")
  • «Милости Господни» ("Misericordias Domini")
  • «Слушайте, смертные» ("Mortales audite")
  • «О дивное общение» ("O admirabile commercium")
  • «О любящий жених» ("O amantissime sponse")
  • «О благий Иисусе, любовь» ("O bone Jesu charitas")
  • «О сердце мое» ("O cor meum") (2 версии)
  • «О Иисусе, Альфа и Омега» ("O Jesu Alpha et Omega")
  • «Всё, что сотворил Бог» ("Omnia quae fecit Deus")
  • «Всякая плоть — трава» ("Omnis caro foenum")
  • «Как сладостно поклоняться» ("Quam suave est adorare")
  • «Какова любовь Иисуса» ("Quantus amor Jesu")
  • «Что есть мир» ("Quid est mundus")
  • «Живем ли, умираем ли» ("Sive vivimus, sive morimur")
  • «Рассыпайте цветы» ("Spargite flores")
  • «Уповайте на Бога» ("Sperate in Deo")
  • «Ты — сердце мое» ("Tu es cor meum")
  • «Где любовь» ("Ubi est charitas")
  • «Придите, воспоем» ("Venite cantemus")
  • «Придите, дети, послушайте меня» ("Venite filii audite me")
  • «Придите все народы» ("Venite omnes gentes")

Светские и инструментальные сочинения

  • Итальянские сольные кантаты
  • Симфония для шести инструментов и basso continuo
  • Симфония для четырех инструментов
  • Соната для пяти инструментов

Сомнительные произведения

  • «Возрадовался я» ("Laetatus sum") (автор — К. Паллавичино)
  • «Изнывает сердце мое» ("Languet cor meum") (автор — М.Г. Перанда)
  • «О как страшен» ("O quam terribilis") (также приписывается Дж. Кариссими)
  • «Кто даст главе моей» ("Quis dabit capiti meo") (автор — Перанда)
  • «Куда стремимся, смертные» ("Quo tendimus mortales") (автор — Перанда)
  • «Если Господь со мною» ("Si Dominus mecum") (автор — Перанда)
  • «Если живу, мой Иисус» ("Si vivo mi Jesu") (автор — Перанда)

Ноты сочинений Винченцо Альбричи на сайте библиотеки IMSLP