Альбинони, Томазо Джованни
1671 - 1751

Назад

Albinoni, Tomaso Giovanni

  • Дата рождения: 8 июня 1671
  • Место рождения: Венеция, Италия
  • Дата смерти: 17 января 1751
  • Место смерти: Венеция, Италия

Биография

Томазо Джованни Альбинони был итальянским композитором эпохи барокко. Он был старшим сыном Антонио Альбинони, владельца магазинов канцелярских товаров и производителя игральных карт, который имел несколько магазинов в Венеции и некоторую земельную собственность. Помимо завершения ученичества в деле канцелярских товаров, Томазо изучал игру на скрипке и брал уроки пения; кто был его учителем, неизвестно.

Несмотря на музыкальный талант, достигнув совершеннолетия, он не стремился получить пост в церкви или при дворе, предпочитая оставаться дилетантом — человеком с независимыми средствами, который радовал себя и других музыкой. Как композитор он сначала занимался церковной музыкой без особого успеха. Сохранилась лишь "Месса" для трех мужских голосов без сопровождения, в то время как "Песнь Богородицы" в соль миноре, приписываемый ему, вызывает сомнения. Несмотря на юношеские ошибки, произведение ясно демонстрирует склонность к контрапункту.

В 1694 году Альбинони добился первых успехов в областях, к которым его музыкальная подготовка была более пригодна: опера "Зенобия, царица Пальмиры" была поставлена в театре Святых Иоанна и Павла, а его опус 1 — "12 трио-сонат" — опубликован издательством Сала. Инструментальная ансамблевая музыка (сонаты и концерты) и светская вокальная музыка (оперы и сольные кантаты) стали двумя основными направлениями его деятельности, которая продолжалась почти пятьдесят лет и завершилась изданием "посмертных сонат для скрипки" около 1740 года и оперы "Артамене" в 1741 году.

Считается, что Альбинони кратковременно служил Фердинандо Карло ди Гонзага, герцогу Мантуи, как камерный музыкант перед 1700 годом, но единственным доказательством является его самоописание на титульном листе "Симфоний и концертов для пяти инструментов", опус 2 как "слуги" герцога. Вероятнее всего, это было скорее почетное или идеализированное выражение; он мог встретиться с герцогом во время его частых посещений венецианских оперных театров.

Его театральные произведения вскоре начали ставиться в других итальянских городах, первой стала опера "Родриго в Алжире" (Неаполь, 1702). В 1703 году он посетил Флоренцию, чтобы возглавить оркестр для постановки оперы "Гризельда", и, возможно, задержался там на некоторое время, так как позже в том же году была поставлена опера "Аминта".

В 1705 году Альбинони женился в Милане, возможно против воли семьи, на оперной сопрано Маргерите Римонди, уроженке Вероны, воспитанной в Венеции. В 1699 году, когда ей было около 15 лет, она выступила в опере Драгхи "Любовь на всю жизнь" в Сан Сальваторе, Венеция. После брака она продолжала периодически выступать на сцене, несмотря на воспитание шестерых детей, и гастролировала вплоть до Мюнхена, где в 1720 году пела в опере Торри "Луций Вер". Она умерла в 1721 году.

В 1709 году умер Антонио Альбинони. Согласно завещанию, Томазо получил символическую долю семейного бизнеса — один магазин, в то время как управление оставалось за двумя младшими братьями, которые должны были отдавать ему треть дохода. Это отказ от обычных прав старшего сына отражает полное посвящение Томазо музыке к этому времени. С примерно 1710 года он подписывался как "музыкант-скрипач", подчеркивая свою независимость. По сведениям историка музыки Каффи, он вел процветающую школу пения, но точно, когда и как долго, неизвестно. После 1721 года доход от семьи был минимален, так как бизнес был приобретен после судебного разбирательства старым кредитором отца.

В 1722 году карьера Альбинони достигла вершины. Он только что создал цикл из 12 концертов — самых масштабных на тот момент — и посвятил их курфюрсту Баварии Максимилиану Второму Эммануэлю. Ему предложили отправиться в Мюнхен для руководства постановками оперы "Истинные друзья" и меньшей сценической работы "Триумф любви", обе посвященные свадьбе Карла Альбрехта, наследного принца Баварии, с Марией Амалией, младшей дочерью покойного императора Иосифа Первого. С 1720-х годов оперы Альбинони часто ставились за пределами Италии, иногда адаптировались или дополнялись. Особенно популярными были комические интермеццо "Пимпиноне".

Тем не менее, постепенно Альбинони писал меньше новых произведений как в оперной, так и в инструментальной сфере. Кажется, он ушел на покой после 1741 года. Смертное извещение от 17 января 1751 года указывает, что он находился прикованным к постели примерно два года.

Альбинони редко взаимодействовал с другими музыкантами. Две сонаты для скрипки, посвященные Иоганну Георгу Пизенделю, указывают на встречу с ним в 1716 году, когда наследный принц Саксонии Фридрих Август посетил Венецию. Совместные оперные работы, включая коллаборацию с Франческо Гаспарини для "Ангельберта" (1709), вероятно, были организованы театральной администрацией. Он даже не заимствовал чужие идеи, хотя периодически использовал собственные. Его связи с европейской аристократией, вероятно, преследовали цель личного продвижения. Среди них — кардинал Пьетро Оттобони, принц Фердинандо Тосканский, кардинал Франческо Мария де Медичи, граф Кристиан Генрих фон Ватцдорф и испанский военачальник Дон Хосе Патино. Для имени императора Карла Шестого и его супруги, Елизаветы Кристины, Альбинони написал "Славное имя на земле, освященное на небе" (1724) и "Рождение Авроры" (около 1710 года).

Творчество

Общий объем его творчества огромен. Либретто предпоследней оперы "Кандалиде" (1734) описывает её как восьмидесятую по счету. Известно около 50 опер, остальное, вероятно, составляют интермеццо и камерные сценические произведения. Солистических кантат почти 50, более 100 сонат для одного — шести инструментов, 59 концертов и 8 симфоний. Многие приписания Альбинони восемнадцатого века сомнительны, хотя современные исследователи иногда подтверждают их.

Его репутация колебалась, но, вероятно, сейчас выше, чем в его время. Инструментальная музыка была востребована в Европе, особенно среди любителей, и считалась на уровне Арканджело Корелли, Антонио Вивальди и Доменико Маскитти. Иоганн Себастьян Бах использовал темы из опус 1 Альбинони для четырех клавирных фуг, а Иоганн Готфрид Вальтер транскрибировал два концерта из опус 2 для органа. Более ранние инструментальные произведения часто переиздавались и печатались в учебниках для скрипки.

Музыка Альбинони отличается консервативной структурой: сонаты обычно четырехчастные, концерты — трехчастные, фуги быстрые и ритмически живые. Его сильная сторона — индивидуальность стиля, возможно, обусловленная изолированной жизнью. Его вокальная музыка, хотя и исторически важна, менее известна, чем инструментальная, но кантаты и оперы показывают мастерство композиции и баланс формы и содержания.

Произведения

Оперы (музыка большинства утрачена):

  • "Зенобия, царица Пальмиры" ("Zenobia, regina de' Palmireni")
  • "Чудо невинности" ("Il prodigio dell'innocenza")
  • "Зенон, император Востока" ("Zenone, imperator d'oriente")
  • "Тигран, царь Армении" ("Il Tigrane, re d'Armenia")
  • "Примислав, первый король Богемии" ("Primislao, primo re di Boemia")
  • "Наказанное неблагодарение" ("L'ingratitudine gastigata")
  • "Радамист" ("Radamisto")
  • "Диомед, наказанный Альцидом" ("Diomede punito da Alcide")
  • "Невинный обман" ("L'inganno innocente")
  • "Искусство в состязании с искусством" ("L'arte in gara con l'arte")
  • "Гризельда" ("Griselda")
  • "Аминта" ("Aminta")
  • "Самый верный среди вассалов" ("Il più fedel tra i vassalli")
  • "Процветание Элия Сеяна" ("La prosperità di Elio Sejano")
  • "Верность среди обманов" ("La fede tra gl'inganni")
  • "Стойкость в испытании" ("La fortezza al cimento")
  • "Астарто" ("Astarto")
  • "Пимпиноне" ("Pimpinone") (комические интермеццо)
  • "Энгельберта" ("Engelberta") (акты 1-3; акты 4 и 5 написаны Франческо Гаспарини)
  • "Предательство преданное" ("Il tradimento tradito")
  • "Кир" ("Ciro")
  • "Тиран-герой" ("Il tiranno eroe")
  • "Джустино" ("Il Giustino")
  • "Щедрый мир" ("La pace generosa")
  • "Великодушные состязания" ("Le gare generose")
  • "Луций Вер" ("Lucio Vero")
  • "Великодушные соперники" ("I rivali generosi")
  • "Любовь к неузнанному сыну" ("L'amor di figlio non conosciuto")
  • "Евмен" ("Eumene")
  • "Мелеагр" ("Meleagro")
  • "Клеомен" ("Cleomene")
  • "Излишества ревности" ("Gli eccessi della gelosia")
  • "Истинные друзья" ("I veri amici")
  • "Эрменгарда" ("Ermengarda")
  • "Антигон, опекун Филиппа, короля Македонии" ("Antigono, tutore di Filippo, re di Macedonia") (в сотрудничестве с Джованни Порта)
  • "Сципион в Испаниях" ("Scipione nelle Spagne")
  • "Лаодика" ("Laodice")
  • "Покинутая Дидона" ("Didone abbandonata")
  • "Альчина, обманутая Руджеро" ("Alcina delusa da Ruggero")
  • "Статира" ("Statira")
  • "Мальсацио и Фьямметта" ("Malsazio e Fiammetta") (комические интермеццо)
  • "Триумф Армиды" ("Il trionfo di Armida")
  • "Непостоянство осмеянное" ("L'incostanza schernita")
  • "Две соперницы в любви" ("Le due rivali in amore")
  • "Сатрапон" ("Il Satrapone") (комические интермеццо)
  • "Любовные хитрости" ("Li stratagemmi amorosi")
  • "Эления" ("Elenia")
  • "Меропа" ("Merope")
  • "Самый неверный среди влюбленных" ("Il più infedele tra gli amanti")
  • "Арделинда" ("Ardelinda")
  • "Кандалида" ("Candalide")
  • "Артамен" ("Artamene")

Малые сценические произведения:

  • "Рождение Авроры" ("Il nascimento de l'Aurora") (пасторальное сочинение)
  • "Триумф любви" ("Il trionfo d'amore") (поэтическое сочинение для карусели)
  • "Прославленное имя на земле, освященное на небе" ("Il nome glorioso in terra, santificato in cielo") (серената)
  • "Совет планет" ("Il concilio de' pianeti") (серената)

Духовная музыка:

  • "Месса" ("Messa") для трех голосов
  • "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") ("Magnificat") (утрачен)

Кантаты:

  • "Там, где благородный Янус" ("Là dove il nobil Giano")
  • "Двенадцать кантат для одного голоса и бассо континуо, сочинение 4" ("XII Cantate da camera a voce sola, Op. 4"):
  • "Любовь, Судьба, Рок" ("Amor, Sorte, Destino")
  • "От лука прекрасного взора" ("Da l'arco d'un bel ciglio")
  • "У светлого ручья" ("Del chiaro rio")
  • "Вернись ко мне, приятный свет" ("Riedi a me, luce gradita")
  • "Жестокая разлука, раздирай мне сердце" ("Lontananza crudel, mi squarci il core")
  • "Фили, спроси у моего сердца" ("Filli, chiedi al mio cor")
  • "Куда я вновь направляю стопы" ("Ove rivoglio il piede")
  • "Мучит меня, когда веет" ("Mi dà pena quando spira")
  • "Уходишь, оставляешь меня, ах какая" ("Parti, mi lasci, ah quale")
  • "Я словно новый Тантал" ("Son qual Tantalo novello")
  • "Ибо к прекрасному сиянью двух очей" ("Poi che al vago seren di due pupille")
  • "Кто не знает, как бесчеловечна" ("Chi non sa quanto inhumano")

Оркестровые сочинения:

  • "Шесть симфоний и шесть концертов для пяти инструментов, сочинение 2" ("Sinfonie e concerti a cinque, Op. 2")
  • "Двенадцать концертов для пяти инструментов, сочинение 5" ("Concerti a cinque, Op. 5")
  • "Двенадцать концертов для пяти инструментов, сочинение 7" ("Concerti a cinque, Op. 7") (с гобоями)
  • "Двенадцать концертов для пяти инструментов, сочинение 9" ("Concerti a cinque, Op. 9") (с гобоями)
  • "Двенадцать концертов для пяти инструментов, сочинение 10" ("Concerti a cinque, Op. 10")
  • "Шесть баллетти для пяти инструментов" ("balletti a cinque")
  • "Двенадцать баллетти для четырех инструментов" ("balletti a quattro")
  • "Соната для шести инструментов" ("Sonata a 6")
  • "Соната-концерт для семи инструментов" ("Sonata di concerto a 7")
  • "Концерты для скрипки" ("Violin concertos")
  • "Симфонии" ("Sinfonias")

Камерные сочинения:

  • "Двенадцать трио-сонат, сочинение 1" ("Suonate a tre, Op. 1")
  • "Двенадцать баллетти для трех инструментов, сочинение 3" ("Balletti a tre, Op. 3")
  • "Шесть церковных сонат для скрипки, сочинение 4" ("Sonate da chiesa, Op. 4")
  • "Двенадцать гармонических развлечений для камеры для скрипки, сочинение 6" ("Trattenimenti armonici per camera, Op. 6")
  • "Шесть баллетти и шесть сонат для трех инструментов, сочинение 8" ("Balletti e sonate a tre, Op. 8")
  • "Шесть сонат для трех инструментов, сочинение 11" ("Sonate a tre, Op. 11") (не опубликованы)
  • "Пять сонат для скрипки и бассо континуо" ("Sonate a violino e basso continuo")
  • "Шесть камерных сонат для скрипки и клавесина, сочинение посмертное" ("Sonate da camera a violino e cembalo, op.posth.")

Сомнительные произведения:

  • "Тесей на Крите" ("Teseo in Creta")
  • "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") соль минор ("Magnificat, g")
  • Различные концерты, симфонии и сонаты (сомнительно)

Ноты сочинений Томазо Джованни Альбинони на сайте библиотеки IMSLP