Альбинони, Томазо Джованни
1671 - 1751
Назад
Albinoni, Tomaso Giovanni
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Томазо Джованни Альбинони был итальянским композитором эпохи барокко. Он был старшим сыном Антонио Альбинони, владельца магазинов канцелярских товаров и производителя игральных карт, который имел несколько магазинов в Венеции и некоторую земельную собственность. Помимо завершения ученичества в деле канцелярских товаров, Томазо изучал игру на скрипке и брал уроки пения; кто был его учителем, неизвестно.
Несмотря на музыкальный талант, достигнув совершеннолетия, он не стремился получить пост в церкви или при дворе, предпочитая оставаться дилетантом — человеком с независимыми средствами, который радовал себя и других музыкой. Как композитор он сначала занимался церковной музыкой без особого успеха. Сохранилась лишь "Месса" для трех мужских голосов без сопровождения, в то время как "Песнь Богородицы" в соль миноре, приписываемый ему, вызывает сомнения. Несмотря на юношеские ошибки, произведение ясно демонстрирует склонность к контрапункту.
В 1694 году Альбинони добился первых успехов в областях, к которым его музыкальная подготовка была более пригодна: опера "Зенобия, царица Пальмиры" была поставлена в театре Святых Иоанна и Павла, а его опус 1 — "12 трио-сонат" — опубликован издательством Сала. Инструментальная ансамблевая музыка (сонаты и концерты) и светская вокальная музыка (оперы и сольные кантаты) стали двумя основными направлениями его деятельности, которая продолжалась почти пятьдесят лет и завершилась изданием "посмертных сонат для скрипки" около 1740 года и оперы "Артамене" в 1741 году.
Считается, что Альбинони кратковременно служил Фердинандо Карло ди Гонзага, герцогу Мантуи, как камерный музыкант перед 1700 годом, но единственным доказательством является его самоописание на титульном листе "Симфоний и концертов для пяти инструментов", опус 2 как "слуги" герцога. Вероятнее всего, это было скорее почетное или идеализированное выражение; он мог встретиться с герцогом во время его частых посещений венецианских оперных театров.
Его театральные произведения вскоре начали ставиться в других итальянских городах, первой стала опера "Родриго в Алжире" (Неаполь, 1702). В 1703 году он посетил Флоренцию, чтобы возглавить оркестр для постановки оперы "Гризельда", и, возможно, задержался там на некоторое время, так как позже в том же году была поставлена опера "Аминта".
В 1705 году Альбинони женился в Милане, возможно против воли семьи, на оперной сопрано Маргерите Римонди, уроженке Вероны, воспитанной в Венеции. В 1699 году, когда ей было около 15 лет, она выступила в опере Драгхи "Любовь на всю жизнь" в Сан Сальваторе, Венеция. После брака она продолжала периодически выступать на сцене, несмотря на воспитание шестерых детей, и гастролировала вплоть до Мюнхена, где в 1720 году пела в опере Торри "Луций Вер". Она умерла в 1721 году.
В 1709 году умер Антонио Альбинони. Согласно завещанию, Томазо получил символическую долю семейного бизнеса — один магазин, в то время как управление оставалось за двумя младшими братьями, которые должны были отдавать ему треть дохода. Это отказ от обычных прав старшего сына отражает полное посвящение Томазо музыке к этому времени. С примерно 1710 года он подписывался как "музыкант-скрипач", подчеркивая свою независимость. По сведениям историка музыки Каффи, он вел процветающую школу пения, но точно, когда и как долго, неизвестно. После 1721 года доход от семьи был минимален, так как бизнес был приобретен после судебного разбирательства старым кредитором отца.
В 1722 году карьера Альбинони достигла вершины. Он только что создал цикл из 12 концертов — самых масштабных на тот момент — и посвятил их курфюрсту Баварии Максимилиану Второму Эммануэлю. Ему предложили отправиться в Мюнхен для руководства постановками оперы "Истинные друзья" и меньшей сценической работы "Триумф любви", обе посвященные свадьбе Карла Альбрехта, наследного принца Баварии, с Марией Амалией, младшей дочерью покойного императора Иосифа Первого. С 1720-х годов оперы Альбинони часто ставились за пределами Италии, иногда адаптировались или дополнялись. Особенно популярными были комические интермеццо "Пимпиноне".
Тем не менее, постепенно Альбинони писал меньше новых произведений как в оперной, так и в инструментальной сфере. Кажется, он ушел на покой после 1741 года. Смертное извещение от 17 января 1751 года указывает, что он находился прикованным к постели примерно два года.
Альбинони редко взаимодействовал с другими музыкантами. Две сонаты для скрипки, посвященные Иоганну Георгу Пизенделю, указывают на встречу с ним в 1716 году, когда наследный принц Саксонии Фридрих Август посетил Венецию. Совместные оперные работы, включая коллаборацию с Франческо Гаспарини для "Ангельберта" (1709), вероятно, были организованы театральной администрацией. Он даже не заимствовал чужие идеи, хотя периодически использовал собственные. Его связи с европейской аристократией, вероятно, преследовали цель личного продвижения. Среди них — кардинал Пьетро Оттобони, принц Фердинандо Тосканский, кардинал Франческо Мария де Медичи, граф Кристиан Генрих фон Ватцдорф и испанский военачальник Дон Хосе Патино. Для имени императора Карла Шестого и его супруги, Елизаветы Кристины, Альбинони написал "Славное имя на земле, освященное на небе" (1724) и "Рождение Авроры" (около 1710 года).
Общий объем его творчества огромен. Либретто предпоследней оперы "Кандалиде" (1734) описывает её как восьмидесятую по счету. Известно около 50 опер, остальное, вероятно, составляют интермеццо и камерные сценические произведения. Солистических кантат почти 50, более 100 сонат для одного — шести инструментов, 59 концертов и 8 симфоний. Многие приписания Альбинони восемнадцатого века сомнительны, хотя современные исследователи иногда подтверждают их.
Его репутация колебалась, но, вероятно, сейчас выше, чем в его время. Инструментальная музыка была востребована в Европе, особенно среди любителей, и считалась на уровне Арканджело Корелли, Антонио Вивальди и Доменико Маскитти. Иоганн Себастьян Бах использовал темы из опус 1 Альбинони для четырех клавирных фуг, а Иоганн Готфрид Вальтер транскрибировал два концерта из опус 2 для органа. Более ранние инструментальные произведения часто переиздавались и печатались в учебниках для скрипки.
Музыка Альбинони отличается консервативной структурой: сонаты обычно четырехчастные, концерты — трехчастные, фуги быстрые и ритмически живые. Его сильная сторона — индивидуальность стиля, возможно, обусловленная изолированной жизнью. Его вокальная музыка, хотя и исторически важна, менее известна, чем инструментальная, но кантаты и оперы показывают мастерство композиции и баланс формы и содержания.
Оперы (музыка большинства утрачена):
Малые сценические произведения:
Духовная музыка:
Кантаты:
Оркестровые сочинения:
Камерные сочинения:
Сомнительные произведения:
Ноты сочинений Томазо Джованни Альбинони на сайте библиотеки IMSLP