Альбинони, Томазо Джованни
1671 - 1751

Назад

Томазо Джованни Альбинони (Tomaso Giovanni Albinoni) - Венецианский композитор и скрипач эпохи барокко

Родился 8 июня 1671 года, Венеция - умер 17 января 1751 года, Венеция.

Его отец, Антонио Альбинони, был продавцом канцелярских принадлежностей и изготовителем игральных карт, владел несколькими магазинами в Венеции и некоторой земельной собственностью. Томазо, старший сын, не только закончил свое обучение на продавца канцелярских товаров, но и научился играть на скрипке и брать уроки пения; его учителя неизвестны. Несмотря на свой талант, по достижении совершеннолетия он не поддался искушению занять пост в церкви или суде, предпочитая оставаться дилетантом – человеком с независимыми средствами, который наслаждался музыкой сам (и для других). Как композитор, он сначала безуспешно заигрывал с церковной музыкой. Месса для трех мужских голосов без сопровождения - единственное, что сохранилось из этого эпизода (приписываемый ему магнификат соль минор сомнительной подлинности); в нем много юношеских недостатков, но он ясно демонстрирует его склонность к контрапунктическому плетению. В 1694 году Альбинони добился двух успехов в областях, к которым его музыкальное образование, вероятно, подготовило его лучше: в начале 1694 года в театре Святого Джованни и Паоло была поставлена опера ("Зенобия", "Регина Пальмирени"), а его сочинение ор.1, состоящее из 12 трио-сонат, было опубликовано издательством Sala. Инструментальная ансамблевая музыка (сонаты и концерты) и светская вокальная музыка (оперы и сольные кантаты) стали двумя направлениями его деятельности в течение удивительно долгой карьеры композитора, которая завершилась 47 годами спустя преждевременным выходом "посмертного творчества" (шесть скрипичных сонат, с1740) и оперы "Артамене" (1741).

Было высказано предположение, что Альбинони некоторое время служил Фердинандо Карло ди Гонзага, герцогу Мантуанскому, в качестве камерного музыканта непосредственно перед 1700 годом, но единственным биографическим свидетельством является то, что Альбинони описывает себя на титульном листе своей Симфонии и концерта a cinque, соч.2 (1700), как "слугу" камерного оркестра. дюк, автор этой работы. Альбинони, скорее всего, использовал это слово для обозначения почетной или даже просто идеализированной привязанности; возможно, он познакомился с Фердинандо Карло во время одного из частых посещений герцогом венецианских оперных театров. Театральные постановки Альбинони вскоре начали ставиться и в других городах Италии, первой из них была "Родриго в Алжире" (Неаполь, 1702). В 1703 году он посетил Флоренцию, чтобы руководить постановками новой оперы "Гризельда" в качестве дирижера оркестра, и, возможно, оставался там некоторое время, поскольку позже в том же году была поставлена другая опера - "Аминта". В 1705 году Альбинони женился в Милане (возможно, вопреки желанию своей семьи) на оперной певице Маргарите Раймонди, уроженке Вероны, но выросшей в Венеции. В 1699 году, когда ей было около 15 лет, она появилась в спектакле Драги "Любовь к жизни" в театре Сальваторе в Венеции. После замужества она продолжала периодически выступать на сцене (несмотря на то, что воспитывала шестерых детей) и доехала до Мюнхена, где в 1720 году пела в опере Торри "Лучио Веро". Она умерла в 1721 году.
В 1709 году Антонио Альбинони умер. По условиям его завещания (1705), Томазо унаследовал символическую долю семейного бизнеса (один магазин), а основное управление перешло к двум младшим братьям, которые должны были отдавать ему треть дохода. Этот отказ от обычных прав и обязанностей старшего сына отражает полную приверженность Томазо музыке на тот момент. С 1710 года Альбинони называл себя "музыкально-скрипичным", как бы подчеркивая свою независимость. По словам Каффи, он руководил процветающей школой пения, но когда именно и как долго, неизвестно. Возможно, он получал небольшой доход от своей семьи после 1721 года, когда бизнес был приобретен после судебного процесса со стороны старого кредитора его отца.

В 1722 году карьера Альбинони достигла своего апогея. Он только что написал цикл из 12 концертов – самых впечатляющих на сегодняшний день – и посвятил их курфюрсту Баварии Максимилиану II Эммануилу. Теперь он был приглашен в Мюнхен руководить постановками своей оперы "Верные друзья" и небольшого сценического произведения "Триумф любви", которые были приурочены к бракосочетанию Карла Альбрехта, принца-выборщика, с Марией Амалией, младшей дочерью покойного императора Иосифа I (Маттесон получил восторженный отзыв о постановке). опера от одного из зрителей, который изо всех сил старался доказать, что Альбинони, присутствовавший на празднествах, был "настоящим", а не самозванцем, который гастролировал по Германии и в конце концов уехал в Швецию). Начиная с 1720-х годов оперы Альбинони часто ставились за пределами Италии, хотя во многих случаях они были адаптированы или дополнены в соответствии с местными потребностями. Особой популярностью пользовался "Пимпиноне", набор комических интермеццо, который впервые появился у Астарто в 1708 году. Однако Альбинони постепенно сочинял все меньше новых произведений как в оперной, так и в инструментальной областях. По-видимому, после 1741 года он отошел от дел. В извещении о его смерти от 17 января 1750/51 года говорится, что он был прикован к постели около двух лет.

Общение Альбинони с другими музыкантами на протяжении всей его карьеры было на удивление ограниченным. Скрипичная соната, посвященная И.Г. Пизенделю (и еще две скрипичные сонаты, приобретенные им), указывают на встречу этих двух людей в 1716 году, когда Фридрих Август, принц-выборщик Саксонии, посетил Венецию. Сотрудничество в опере, в том числе с Гаспарини в постановке "Энгельберты" (1709), вероятно, осуществлялось при посредничестве руководства театра. Альбинони даже не удостаивал других композиторов комплимента за то, что они заимствовали их музыкальные идеи, хотя и заимствовал их у самого себя, искусно и незаметно. Его отношения с представительной частью европейской знати, несомненно, мотивированные мыслями о личном продвижении, по-видимому, были более значимыми. Помимо уже упомянутых, можно упомянуть покровителя Корелли, кардинала Пьетро Оттобони (посвящено соч.1); принца Фердинандо Тосканского (соч.3); дядю Фердинандо, кардинала Франческо Марию Медичи (соч.4); графа Кристиана Генриха фон Ватцдорфа, саксонского министра и известного меломан, проживающий в Риме (соч.8); дон Хосе Патиньо, испанский военачальник (соч.10). К именинам императора Карла VI и его супруги Елизаветы Кристины фон Брауншвейг-Вольфенбюттельской Альбинони написал "Серенаду славы небесной на земле", "санктификато на сьело" (1724) и "пасторальную композицию", "Насименто Авроры" (1710).

Его творчество было грандиозным. В либретто его предпоследней оперы "Кандалида" (1734) говорится, что она стала его 80-й по счету. Только около 50 "публичных" опер известны по либретто или нескольким сохранившимся партитурам, но остальное вполне могло быть составлено из интермеццо и более интимных сценических произведений для частного исполнения, либретто которых не публиковалось. Всего сольных кантат около 50. Сохранилось 100 сонат для одного-шести инструментов и континуо, написанных в церковном, камерном или смешанном стилях, 59 концертов и 8 симфоний (независимо от более крупных произведений). Многие упоминания Альбинони в источниках XVIII века сомнительны, несмотря на их чрезмерное одобрение некоторыми учеными и редакторами в наше время.
Репутация Альбинони менялась, но сейчас, вероятно, она выше, чем когда-либо со времен его детства, когда его инструментальная музыка пользовалась большим спросом по всей Европе, особенно среди любителей, и была поставлена в один ряд с Корелли, Вивальди и (во Франции) Маскитти. Сольные кантаты пользовались не меньшей популярностью, хотя и публиковались в меньшем количестве. И.С. Бах, написавший четыре клавишные фуги на темы, взятые из сочинения Альбинони, соч.1 (bwv946, 950, 951, 951a), как известно, использовал другие произведения в качестве учебного материала. И.Г. Вальтер переписал два концерта из соч.2 для органа. В частности, более ранние инструментальные произведения Альбинони переиздавались чаще, чем что-либо другое в первые три десятилетия века; выдержки из них, как правило, довольно искаженные, в изобилии встречаются в современных руководствах по игре на скрипке. Он был меньшим новатором в области струнного концерта, чем думал Кванц 50 лет спустя. Пассажи для скрипки соло в его концертах не играют структурной роли, поэтому их длина непредсказуема, а часто и вовсе отсутствуют. Однако он, вероятно, был первым композитором, последовательно использовавшим цикл из трех частей, и, возможно, оказал влияние на популяризацию финалов фуги, которые для своих целей он брал практически готовыми из сонатных образцов. Его концерты для гобоя, соч.7, стали первыми в своем роде произведениями итальянского композитора, которые были опубликованы. Можно провести интересные параллели между тем, как Альбинони обращается с гобоем (или, в половине случаев, с двумя гобоями), и тем, как он обращается с голосом в ариях, как с точки зрения мелодической идиомы, которая подчеркивает связное движение в отличие от арпеджированной манеры его сочинения для скрипки, так и с точки зрения использование вступительного слова с девизом. Его сонаты, которые (за двумя исключениями) состоят из четырех частей, консервативны по оформлению.

Ноты сочинений Томазо Джованни Альбинони на сайте библиотеки IMSLP