Альбикастро, Джованни Хенрикус
1660 - ок.1730

Назад

Джованни Хенрикус Альбикастро (Giovanni Henrico Albicastro) - Голландский композитор и скрипач немецкого происхождения

Родился в 1660 году, Бисванген, Бавария, – умер ок.1730 года. 

Имя Хенрикус Альбикастро - это латинско-итальянский перевод его настоящего имени Иоганн Генрих фон Вайсенбург. Обозначение "дель Бисванг" на титульных листах некоторых его работ, предположительно, указывает на Бисванген как на место его рождения (кроме того, неподалеку есть город под названием Вайссенбург). Нет ничего, что подтверждало бы заявление Вальтера о том, что он был швейцарцем, но многие подробности его жизни до сих пор неясны. Его сочинения тесно связаны с итальянским стилем для струнных и continuo, но невозможно сказать, является ли это результатом обучения у итальянского композитора в Италии или где-либо еще, или же результатом изучения итальянской музыки, доступной к северу от Альп.

Альбикастро был зарегистрирован как "musicus academiae" в Лейденском университете в 1686 году, что означало, что он стал главой тамошнего скромного музыкального учреждения, и эту должность он, возможно, занимал до 1691 года. По недоразумению, он был зарегистрирован как "венский музыкант". Его сонаты ор.1 (1701) посвящены бургомистру Лейдена Кенраду Рюйшу, что подтверждает связь с Лейденом. После учебы там он, возможно, отправился в Южные Нидерланды, где участвовал в издательском проекте, организованном Франсуа Барбри, музыкальным любителем, который получил привилегию публиковать "итальянскую музыку", хотя не все упомянутые композиторы являются итальянцами. Помимо Альбикастро, есть имя Себастьяна Шерера; он был родом из Ульма, недалеко от Бисвангена, и, возможно, был родственником Альбикастро, возможно, даже его учителем. Неизвестно, какая часть проекта была реализована. Сохранилось только одно произведение Альбикастро, соч.3, часть I; ничего не известно ни о каких соответствующих соч.1-2. В 1701-1706 годах Эстьен Роже из Амстердама издал девять томов музыки Альбикастро, каждый из которых содержал по 12 произведений: трио-сонаты, соч.1, 4 и 8, сольные сонаты, соч.2, 3, 5, 6 и 9, и концерты, соч.7. (экземпляры соч.2, 6 отсутствуют и 9 из них известны.) Их публикация в быстрой последовательности может свидетельствовать о том, что они были в основном написаны ранее. На титульных листах "Брюггского сочинения №3" и "Амстердамского сочинения №1" он прямо назван "любителем", что означает, что он не зарабатывал на жизнь как музыкант; позднее это название было отменено. В 1708 году он был назначен капитаном голландской кавалерии; таким образом, он служил в последние годы войны за испанское наследство и, возможно, служил в армии до этой даты. На титульных листах его статей 3 и 4 (обе 1702 года) он назван ‘кавальеро’. Его имя значилось в списках армейской администрации вплоть до 1730 года, и, возможно, он умер в том же году.

За исключением единственного мотета в рукописи (возможно, относящегося к периоду творчества в Южных Нидерландах), вся его музыка написана для одного или нескольких струнных инструментов с басом континуо, иногда с самостоятельной партией струнного баса. Все, что он писал, выдержано в итальянском стиле – по сути, это точная копия Альбинони и Корелли, но иногда (возможно, из-за его немецкого происхождения) менее предсказуемо, схематично и отточено, чем его итальянские коллеги. Хотя его статус музыканта еще не до конца понятен, в его композициях нет ничего любительского, они соответствуют профессиональным нормам, которые можно использовать при оценке качества и характера музыки. Тот факт, что ни одна из его работ никогда не переиздавалась, вероятно, объясняется тонким германоязычием и консервативным диалектом его кореллианского языка. Его дань немецкому подходу к игре на скрипке отражена в замечании Кванца, сделанном в его автобиографии (1755), о том, что в юности он усердно изучал музыку Альбикастро, а также Бибера и Дж. Дж. Вальтера, две ведущие фигуры немецкого скрипичного искусства XVII века.

Ноты сочинений Джованни Хенрикуса Альбикастро на сайте библиотеки IMSLP