Альберти, Доменико
1710 - 1746

Назад

Доменико Альберти (Domenico Alberti) - Итальянский композитор, клавесинист и певец

Родился в 1710 году, Венеция - умер 14 октября 1746 года, Рим. 

Притязания Альберти на историческое признание традиционно основываются на его клавесинных сонатах, в которых арпеджированный бас (альбертиевы басы), придавший его имени посмертную известность, является характерной чертой. Однако при жизни Альберти был одинаково знаменит как певец и как исполнитель на клавесине. Его статус любителя, возможно, был несправедливо воспринят его недоброжелателями из-за того, что он, по сообщениям, рано обучался пению и контрапункту у Антонио Биффи и Антонио Лотти, однако это может быть причиной ограниченного количества и масштаба его произведений. О его немузыкальной карьере известно немного, за исключением того, что он служил пажом у венецианского посла Пьетро Андреа Каппелло во время его визита в Испанию в 1736 году, вызвав восхищение Фаринелли своим пением, а затем присоединился к семье маркиза Джованни Карло Молинари в Риме. Считается, что его клавесинные сонаты были написаны в последние годы. Он похоронен в Сан-Марко, Рим.

Сонаты Альберти сохранились в рукописях как законченные произведения, так и отдельные части, и пока невозможно точно сказать, сколько их сохранилось, хотя их число, вероятно, превышает 40. Восемь сонат, составляющих так называемое соч.1, были опубликованы Уолшем в 1748 году в ответ на вопиющий плагиат, совершенный бывшим учеником Альберти, кастратом Джузеппе Йоцци (ок. 1710-ок. 1770), который стал причиной скандала. Йоцци продолжил обманывать публику и после переезда в Амстердам. Все сонаты Альберти написаны по схеме из двух частей, популярной у современных итальянских клавишных композиторов. Эти две части контрастируют скорее по характеру, чем по темпу; хотя обе они представлены в бинарной форме, первая часто является прообразом сонатной формы, в то время как вторая сохраняет скромные пропорции и незамысловатый дизайн танцевального движения. Галантный стиль Альберти, которым в свое время восхищались как новинкой, оказался подходящим средством выражения музыкальной мысли, иногда поверхностной и немногословной, хотя и не лишенной вкуса и мастерства.

Вокальные произведения Альберти, которым до сих пор уделялось мало внимания, включают две серенады, написанные для любительского исполнения в Венеции, "Бальзам Регины" и многочисленные арии, которые, возможно, возникли как концертные арии.

Ноты сочинений Доменико Альберти на сайте библиотеки IMSLP