Альберти, Доменико
1710 - 1746
Назад
Alberti, Domenico
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Доменико Альберти был итальянским композитором, клавесинистом и певцом эпохи позднего барокко и раннего классицизма. Историческое признание Альберти традиционно основывается на его сонатах для клавесина, в которых выдающейся чертой является арпеджированный бас, посмертно прославивший его имя (смотрите альбертиевы басы). Однако при жизни Альберти был в равной степени известен как певец и как исполнитель, иногда аккомпанируя себе на клавесине. Его статус дилетанта был, возможно, несправедливо подхвачен его недоброжелателями, поскольку его сообщаемое раннее обучение пению и контрапункту у Антонио Биффи и Антонио Лотти не указывает на неадекватную подготовку; это, однако, может объяснить ограниченное количество и масштаб его творческого наследия. О его не музыкальной карьере известно немного, кроме того, что он служил венецианскому послу Пьетро Андреа Каппелло пажом во время визита в Испанию около 1736 года, вызвав восхищение Фаринелли своим пением, а впоследствии присоединился к домашнему хозяйству маркиза Джованни Карло Молинари в Риме. Его сонаты для клавесина, как generally полагают, датируются этими последними годами. Он похоронен в церкви Сан-Марко в Риме.
Сонаты Альберти сохранились в рукописях как полные произведения и отдельные части, и пока невозможно точно утверждать, сколько их сохранилось, хотя их число, вероятно, превышает 40. Восемь сонат, составляющих так называемый опус 1, были опубликованы Уолшем в 1748 году в ответ на вопиющий акт плагиата со стороны бывшего ученика Альберти, кастрата Джузеппе Йоцци, который стал громким скандалом. Все сонаты Альберти следуют двухчастной схеме, популярной у современных ему итальянских композиторов для клавишных. Две части контрастируют по характеру, а не по темпу; хотя обе написаны в двухчастной форме, форма первой часто предвосхищает сонатную форму, тогда как вторая сохраняет скромные пропорции и незамысловатый замысел танцевальной части. Галантный стиль Альберти, весьма admired как новинка в свое время, оказывается адекватным средством для музыкальной мысли, которая иногда поверхностна и коротка, хотя и не лишена вкуса и мастерства.
Вокальные произведения Альберти, до сих пор мало изученные, включают две серенады, написанные для любительского исполнения в Венеции, "Сальве Регину" и многочисленные арии (некоторые из которых являются обработками текстов из "Темистокла" и "Олимпиады" Метастазио), которые могли происходить как концертные арии, вклад в пастиччо или "чемоданные арии" для отдельных певцов.
Вокальные сочинения:
Сочинения для клавесина:
Ноты сочинений Доменико Альберти на сайте библиотеки IMSLP