Альберти, Доменико
1710 - 1746

Назад

Alberti, Domenico

  • Дата рождения: около 1710 года
  • Место рождения: Венеция, Италия
  • Дата смерти: 14 октября 1746 года
  • Место смерти: Рим, Италия

Биография

Доменико Альберти был итальянским композитором, клавесинистом и певцом эпохи позднего барокко и раннего классицизма. Историческое признание Альберти традиционно основывается на его сонатах для клавесина, в которых выдающейся чертой является арпеджированный бас, посмертно прославивший его имя (смотрите альбертиевы басы). Однако при жизни Альберти был в равной степени известен как певец и как исполнитель, иногда аккомпанируя себе на клавесине. Его статус дилетанта был, возможно, несправедливо подхвачен его недоброжелателями, поскольку его сообщаемое раннее обучение пению и контрапункту у Антонио Биффи и Антонио Лотти не указывает на неадекватную подготовку; это, однако, может объяснить ограниченное количество и масштаб его творческого наследия. О его не музыкальной карьере известно немного, кроме того, что он служил венецианскому послу Пьетро Андреа Каппелло пажом во время визита в Испанию около 1736 года, вызвав восхищение Фаринелли своим пением, а впоследствии присоединился к домашнему хозяйству маркиза Джованни Карло Молинари в Риме. Его сонаты для клавесина, как generally полагают, датируются этими последними годами. Он похоронен в церкви Сан-Марко в Риме.

Творчество

Сонаты Альберти сохранились в рукописях как полные произведения и отдельные части, и пока невозможно точно утверждать, сколько их сохранилось, хотя их число, вероятно, превышает 40. Восемь сонат, составляющих так называемый опус 1, были опубликованы Уолшем в 1748 году в ответ на вопиющий акт плагиата со стороны бывшего ученика Альберти, кастрата Джузеппе Йоцци, который стал громким скандалом. Все сонаты Альберти следуют двухчастной схеме, популярной у современных ему итальянских композиторов для клавишных. Две части контрастируют по характеру, а не по темпу; хотя обе написаны в двухчастной форме, форма первой часто предвосхищает сонатную форму, тогда как вторая сохраняет скромные пропорции и незамысловатый замысел танцевальной части. Галантный стиль Альберти, весьма admired как новинка в свое время, оказывается адекватным средством для музыкальной мысли, которая иногда поверхностна и коротка, хотя и не лишена вкуса и мастерства.

Вокальные произведения Альберти, до сих пор мало изученные, включают две серенады, написанные для любительского исполнения в Венеции, "Сальве Регину" и многочисленные арии (некоторые из которых являются обработками текстов из "Темистокла" и "Олимпиады" Метастазио), которые могли происходить как концертные арии, вклад в пастиччо или "чемоданные арии" для отдельных певцов.

Произведения

Вокальные сочинения:

  • "Эндимион" ("Endimione") (серената на текст Пьетро Метастазио) для четырех голосов
  • "Галатея" ("La Galatea") (серената на текст Метастазио) для пяти голосов
  • Многочисленные арии для голоса и инструментального сопровождения (сохранились в библиотеках Европы и США)
  • "Привет, Царица" ("Salve regina") для четырех голосов, струнных и двух валторн

Сочинения для клавесина:

  • "Восемь сонат для клавесина", сочинение 1 ("VIII sonate per cembalo, op.1")
  • Отдельные сонаты и части в сборниках:
  • "Двадцать сонат для клавесина разных авторов", сочинение 1 и 2 ("XX sonate per cembalo di vari autori, opp.1 and 2")
  • "Собрание пьес для клавесина... Книга 1" ("A Collection of Lessons for the Harpsichord … Book 1")
  • "Клавесинная смесь... Книга вторая" ("The Harpsichord Miscellany … Book Second")
  • Сонаты и отдельные части в рукописях (хранятся в библиотеках Бельгии, Германии, Франции, Великобритании, Хорватии, Италии, Нидерландов, Швеции)

Ноты сочинений Доменико Альберти на сайте библиотеки IMSLP