Альберт, Генрих
1604 - 1651

Назад

Albert, Heinrich

  • Дата рождения: 8 июля 1604 года
  • Место рождения: Лобенштайн, Германия
  • Дата смерти: 6 октября 1651 года
  • Место смерти: Кёнигсберг (ныне Калининград)

Биография

Генрих Альберт был немецким композитором и поэтом. Его формальное музыкальное образование началось в 1622 году, когда он переехал в Дрезден и работал у своего двоюродного брата Генриха Шютца. Будучи студентом права в Лейпциге с 1623 по 1626 год, он начал сочинять арии, некоторые из которых позже включил в свои опубликованные сборники; на него оказал влияние Иоганн Герман Шайн, в то время кантор церкви Святого Фомы. В 1626 году он переехал в Кёнигсберг. В 1627 году он отправился в Варшаву с некоторыми голландскими дипломатами и был взят в плен шведами на год. Он не был совершенно невинным сторонним наблюдателем в Тридцатилетней войне, так как после возвращения в 1628 году занимался наукой о фортификации. С декабря 1630 года он, по-видимому, оставил свою прежнюю профессию, чтобы стать профессиональным музыкантом в Кёнигсберге до конца своей жизни. Он стал органистом в соборе и учился у Иоганна Стобеуса. В 1634 году он возобновил контакт с Шютцем в Копенгагене и поддерживал с ним связь.

Творчество

Главное достижение Альберта заключается в его восьми томах «Арий». 170 песен, духовных и светских, отражают политическую и художественную жизнь Кёнигсберга: они были написаны для различных событий, таких как свадьбы, похороны, годовщины и визиты важных персон, а также для частного удовольствия друзей. Посвящения, сопровождающие каждую песню, с конкретными деталями ее предназначения и точной датой, представляют собой ценную летопись жизни в Кёнигсберге. Песни демонстрируют влияние «Лесной музыки» Шайна; некоторые для одного голоса и бассо континуо являются аранжировками арий для двух или более голосов, изначально опубликованных отдельно. Почти все они короткие, строфические и силлабические. Некоторые более сложные, с ритурнелями и мелизмами для звукоизобразительности, и в песнях для нескольких голосов присутствует контрапунктическая насыщенность. Самое длинное произведение было написано в честь визита Мартина Опица в Кёнигсберг в 1638 году: многочисленные речитативные стихи чередуются с инструментальными пассажами, и оно заканчивается хором. Стихи, 18 из которых принадлежат самому Альберту, являются прекрасными образцами творчества кёнигсбергской школы; поэтом, которого он чаще всего перелагал на музыку, был Симон Дах, как и он, ведущая фигура литературного общества «Тыквенная хижина»; среди других поэтов, чьи тексты он использовал, — Андреас Адерсбах, Иоганн Петер Тиц, Роберт Робертин и Кристоф Кальденбах. Альберт также положил на музыку три стихотворения Опица, реформы которого были их руководящими принципами. Он основал 25 песен на иностранных мелодиях, которые он admired, в основном из Франции, Италии и Польши. Его песни были чрезвычайно популярны, и по крайней мере 25 его мелодий стали хоралами.

Маттезон, вероятно, был первым, кто указал на предисловия к первым двум томам как на важные для изучения практики бассо континуо в период раннего барокко. Альберт заявил, что игра генерал-баса не должна быть «как рубка капусты». Он дал девять правил, чтобы направлять начинающего в правильной реализации цифрованного баса, который в целом должен быть легким по фактуре — трезвучия без значительного удвоения; при имитационных вступлениях трезвучия не должны вводиться, пока все голоса не вступят. Предисловия также важны другими рекомендациями относительно исполнения: приятно, сказал он, если добавлена скрипка для украшения, и когда вокальная партия речитативна, слова должны петься медленно и четко без регулярных акцентов. В «Музыкальной тыквенной хижине» он вновь предоставил полезный материал об исполнении. Он представил песни в виде партитуры как помощь регенту хора и особенно органисту, который мог легче научиться реализовывать цифрованный бас этим методом. Он также допускал орнаментирование напечатанных партий.

Произведения

Вокальные сочинения (основные сборники):

  • «Арии» ("Arien") в восьми томах (опубликованы в Кёнигсберге)
  • «Музыкальная тыквенная хижина» ("Musicalische Kürbs-Hütte") для трех голосов и бассо континуо

Отдельные песни:

  • Песни в сборнике «Светские песни Селадона» ("Seladons weltliche Lieder")
  • Песни в других антологиях (1651, 1653, 1656)
  • Песни в «Песеннике Клодиуса» ("Clodius Liederbuch")

Духовные произведения:

  • Четыре мотета: «Будь милостив к нам, Боже» ("Gott, sei uns gnädig"); «Блажен, кого Ты избрал» ("Wohl dem, den du erwählt"); «Господи, кто пребудет» ("Herr, wer wird wohnen"); «И будет свет твой во тьме восходить» ("So wird dein Licht in Finsternis ausgehen")
  • «Те Деум» ("Te Deum")

Драматические аллегории (музыка утрачена, сохранились тексты Симона Даха):

  • «Клеомед» ("Cleomedes")
  • «Пруссиарх, или Сорбуиса» ("Prussiarchus, oder Sorbuisa")

Прочие сочинения:

  • Около пятидесяти других произведений, некоторые утрачены

Ноты сочинений Генриха Альберта на сайте библиотеки IMSLP