Альберт, Генрих
1604 - 1651

Назад

Генрих Альберт (Heinrich Albert) - Немецкий композитор и поэт

Родился 8 июля 1604 года, Лобенштайн - умер 6 октября 1651 года, Кенигсберг (ныне Калининград). 

Его формальное музыкальное образование началось в 1622 году, когда он переехал в Дрезден и работал у своего двоюродного брата Шютца. Будучи студентом юридического факультета в Лейпциге с 1623 по 1626 год, он начал сочинять арии, некоторые из которых позже включил в свои опубликованные сборники; на него оказал влияние Шейн, в то время кантор Церкви Томаскирхе. В 1626 году он переехал в Кенигсберг. В 1627 году он отправился в Варшаву с несколькими голландскими дипломатами и на год попал в плен к шведам. Он не был невинным свидетелем Тридцатилетней войны, поскольку, вернувшись в 1628 году, занимался фортификацией. С декабря 1630 года он, по-видимому, отказался от своей прежней профессии, чтобы до конца жизни работать в Кенигсберге на полную ставку. Он стал органистом в кафедральном соборе и учился у Иоганна Стобеуса. В 1634 году он возобновил контакт с Шютцем в Копенгагене и продолжал поддерживать с ним связь. Главным достижением Альберта являются его восемь томов "Ариэна". 170 песен, духовных и светских, отражают политическую и художественную жизнь Кенигсберга: они были написаны для различных мероприятий, таких как свадьбы, похороны, юбилеи и визиты важных персон, а также для частного развлечения друзей. Посвящения, сопровождающие каждую песню, с подробным описанием ее предназначения и точной датой, дают ценную информацию о жизни в Кенигсберге. В песнях прослеживается влияние музыки Шейна “Боскаречча”; некоторые из них для солирующего голоса и бассо континуо представляют собой переложения арий для двух или более голосов, которые первоначально публиковались отдельно. Почти все они короткие, строфические и силлабические. Некоторые из них более сложные, с ритурнелями и мелизмами для раскрашивания слов, и в песнях для нескольких голосов есть некоторый контрапунктический интерес. Самое длинное произведение (№ 20) было написано в честь визита Опица в Кенигсберг в 1638 году: многочисленные речитативные куплеты чередуются с инструментальными пассажами, а заканчивается оно припевом. Стихи, 18 из которых написаны самим Альбертом, являются прекрасными примерами творчества кенигсбергской школы; поэтом, которого он чаще всего цитировал, был Симон Дах, как и он сам, ведущая фигура в литературной группе Кюрбс-Хютте; среди других поэтов, чьи произведения он цитировал, - Андреас Адерсбах, Иоганн Петер Титц, Роберт Робертин и Кристоф Кальденбах. Альберт также переложил три стихотворения Опица, реформы которого стали их руководящими принципами. Он написал 25 песен на иностранные мелодии, которыми восхищался, в основном из Франции, Италии и Польши. Его песни были чрезвычайно популярны, и по крайней мере 25 из них стали хоралами. Маттесон, вероятно, был первым, кто указал на важность предисловий к первым двум томам для изучения практики игры на бас-континуо в эпоху раннего барокко. Альберт утверждал, что игра на бас-континуо не должна быть похожа на рубку капусты. Он дал девять правил, которые помогут новичку правильно сыграть фигурный бас, который, как правило, должен быть легким по текстуре, – трезвучия без особого удвоения; при имитационных вводах трезвучия не следует вводить, пока не будут введены все голоса. Предисловия также важны для других предложений по исполнению: по его словам, было бы приятно, если бы скрипка была добавлена для украшения, а когда речь идет о речитативе, слова следует петь медленно и четко, без регулярных акцентов. В "Musicalische Kürbs-Hütte" он снова предоставил полезный материал об исполнении. Он представил песни в виде партитур в помощь руководителю хора и, в частности, органисту, которому было бы легче научиться играть фигурным басом с помощью этого метода. Он также допустил возможность украшения деталей в том виде, в каком они были напечатаны.

Ноты сочинений Генриха Альберта на сайте библиотеки IMSLP