Альберги, Паоло Томмазо
1716 - 1785

Назад

Alberghi, Paolo Tommaso

  • Дата рождения: крещен 31 декабря 1716 года
  • Место рождения: Фаэнца, Италия
  • Дата смерти: 12 октября 1785 года
  • Место смерти: Фаэнца, Италия

Биография

Паоло Томмазо Альберги был итальянским скрипачом, композитором и учителем. Он обучался у Джузеппе Тартини, вероятно, в период между 1730 или 1731 и 1733 годами, к которому относится его первое упоминание в списке музыкантов собора Фаэнцы в качестве третьего (и последнего) скрипача под руководством своего брата, дона Франческо Альберги, капельмейстера. В 1742 году в хрониках Фаэнцы он упоминается как «Паоло Альберги, профессор», и его виртуозность, а также его сочинения — сонаты и скрипичные концерты — удостаивались восторженных похвал. В 1753 году он стал первым скрипачом, а после смерти брата в 1760 году — также и капельмейстером; он сохранял обе должности до своей смерти. Альберги дополнял свое небольшое жалованье от собора, выступая на городских празднествах и в двух академиях Фаэнцы, а также сочиняя музыку и преподавая; среди его учеников были Бернардо Кампаньоли, Антонио Бизони, Кристофоро Бабби и, возможно, Джузеппе Сарти (не подтверждено). Портрет Альберги в Городской библиотеке Фаэнцы указывает на то, что он был слеп на один глаз.

В 1747 году Альберги получил гражданскую должность депозитария, занимая ее с перерывами до своей смерти. На этом посту он отвечал за сбор налогов и выплату жалованья, включая свое собственное. В последние годы жизни он, по-видимому, страдал от плохого здоровья и начал перекладывать все большую часть своих обязанностей на учеников и сыновей.

Творчество

Альберги был, по сути, композитором позднего барокко. Структурные планы, гармонический язык и идиоматическое скрипичное письмо в его инструментальных произведениях, из которых сохранилась лишь небольшая часть, характерны для практики середины XVIII века и обнаруживают тесную связь с музыкой Тартини до 1760 года. Большинство сольных сонат и трио состоят из трех частей, но есть несколько двухчастных произведений и некоторые ранние четырехчастные церковные трио-сонаты. Отдельные части часто монотематичны. Сольные сонаты технически более требовательны, чем трио-сонаты, и явно предназначались для собственного исполнения Альберги. Произведения сосредоточены на ритмических и мелодических деталях, технической тонкости и страстно выразительных мелодических линиях. Концерты Альберги также следуют трехчастной модели Тартини: первые части написаны в форме ритурнели, медленные части представляют собой инструментальные арии в сопровождении только двух скрипок и виолончели, а заключительные части часто носят танцевальный и галантный характер и предполагают влияние народной песни. Скрипичное письмо, особенно в концертах, подтверждает репутацию Альберги как виртуоза: он использовал развернутую орнаментику, интегрированную в мелодическую структуру, с цепочками трелей, замысловатыми пунктирными ритмами, длинными последовательностями фигураций, часто с паттернами, требующими быстрого перехода со струны на струну. В более поздних произведениях требуется исполнение в 7-й позиции и длинные пассажи в двойных нотах, часто с двумя одновременно ведущимися мелодиями. В концертах сольные пассажи становятся все более сложными на протяжении каждой части, достигая кульминации в чрезвычайно трудных каприччио и обычно заканчиваясь импровизированными каденциями.

Дошедшая до нас духовная музыка Альберги в целом более консервативна по стилю, чем его инструментальная музыка: фактура последовательно полифонична, с перекрывающимися фразами и текучими, ритмически оживленными мелодиями. Уделяется пристальное внимание декламации текста. В его поздних произведениях контрапункт усложняется, но стиль становится более свободным, а мелодические линии — более плавными и все более выразительными. Мелодический стиль и вокальная трактовка в «Глории» и неполном «Приди, Святой Дух», обоих сочиненных после 1765 года, напоминают стиль арии современного драмма джокозо.

Произведения

Духовная музыка:

  • «Месса... для Великого поста» ("Messa … per la Quaresima") для смешанного хора (SATB) и органа
  • «Глория» ("Gl") для смешанного хора (SATB) и органа
  • «Магнификат» ("Mag") для смешанного хора (SATB), виолы, виолончели и органа (не полностью)
  • Респонсории Страстной недели для двойного смешанного хора (SATB) и органа
  • Двадцать пять гимнов для смешанного хора (SATB) и органа (один не полностью)
  • Один гимн для двойного смешанного хора (SATB) и органа
  • «Приди, Святой Дух» ("Veni creator spiritus") (мотет) для сопрано, смешанного хора (SATB) и органа (не полностью)
  • «Повечерие» ("Compieta") для двойного смешанного хора (SATB) и органа

Светские драматические композиции (музыка утрачена):

  • «Римский гений и гений Фаэнцы» ("Il genio romano e il genio faentino") (драматическое сочинение)
  • «Фаэнца, освобожденная от чумы» ("Faenza liberata dalla peste") (драматическое сочинение)

Инструментальные сочинения:

  • Двадцать концертов для скрипки с оркестром
  • Увертюра и сцена «Ты останешься моей дорогой» ("Tu resterai mia cara")
  • Двенадцать сонат для скрипки и basso continuo
  • Семнадцать трио для двух скрипок и basso continuo
  • Двадцать три трио для двух флейт и basso continuo

Ноты сочинений Паоло Томмазо Альберги на сайте библиотеки IMSLP