Альберги, Паоло Томмазо
1716 - 1785
Назад
Alberghi, Paolo Tommaso

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Паоло Томмазо Альберги был итальянским скрипачом, композитором и учителем. Он обучался у Джузеппе Тартини, вероятно, в период между 1730 или 1731 и 1733 годами, к которому относится его первое упоминание в списке музыкантов собора Фаэнцы в качестве третьего (и последнего) скрипача под руководством своего брата, дона Франческо Альберги, капельмейстера. В 1742 году в хрониках Фаэнцы он упоминается как «Паоло Альберги, профессор», и его виртуозность, а также его сочинения — сонаты и скрипичные концерты — удостаивались восторженных похвал. В 1753 году он стал первым скрипачом, а после смерти брата в 1760 году — также и капельмейстером; он сохранял обе должности до своей смерти. Альберги дополнял свое небольшое жалованье от собора, выступая на городских празднествах и в двух академиях Фаэнцы, а также сочиняя музыку и преподавая; среди его учеников были Бернардо Кампаньоли, Антонио Бизони, Кристофоро Бабби и, возможно, Джузеппе Сарти (не подтверждено). Портрет Альберги в Городской библиотеке Фаэнцы указывает на то, что он был слеп на один глаз.
В 1747 году Альберги получил гражданскую должность депозитария, занимая ее с перерывами до своей смерти. На этом посту он отвечал за сбор налогов и выплату жалованья, включая свое собственное. В последние годы жизни он, по-видимому, страдал от плохого здоровья и начал перекладывать все большую часть своих обязанностей на учеников и сыновей.
Альберги был, по сути, композитором позднего барокко. Структурные планы, гармонический язык и идиоматическое скрипичное письмо в его инструментальных произведениях, из которых сохранилась лишь небольшая часть, характерны для практики середины XVIII века и обнаруживают тесную связь с музыкой Тартини до 1760 года. Большинство сольных сонат и трио состоят из трех частей, но есть несколько двухчастных произведений и некоторые ранние четырехчастные церковные трио-сонаты. Отдельные части часто монотематичны. Сольные сонаты технически более требовательны, чем трио-сонаты, и явно предназначались для собственного исполнения Альберги. Произведения сосредоточены на ритмических и мелодических деталях, технической тонкости и страстно выразительных мелодических линиях. Концерты Альберги также следуют трехчастной модели Тартини: первые части написаны в форме ритурнели, медленные части представляют собой инструментальные арии в сопровождении только двух скрипок и виолончели, а заключительные части часто носят танцевальный и галантный характер и предполагают влияние народной песни. Скрипичное письмо, особенно в концертах, подтверждает репутацию Альберги как виртуоза: он использовал развернутую орнаментику, интегрированную в мелодическую структуру, с цепочками трелей, замысловатыми пунктирными ритмами, длинными последовательностями фигураций, часто с паттернами, требующими быстрого перехода со струны на струну. В более поздних произведениях требуется исполнение в 7-й позиции и длинные пассажи в двойных нотах, часто с двумя одновременно ведущимися мелодиями. В концертах сольные пассажи становятся все более сложными на протяжении каждой части, достигая кульминации в чрезвычайно трудных каприччио и обычно заканчиваясь импровизированными каденциями.
Дошедшая до нас духовная музыка Альберги в целом более консервативна по стилю, чем его инструментальная музыка: фактура последовательно полифонична, с перекрывающимися фразами и текучими, ритмически оживленными мелодиями. Уделяется пристальное внимание декламации текста. В его поздних произведениях контрапункт усложняется, но стиль становится более свободным, а мелодические линии — более плавными и все более выразительными. Мелодический стиль и вокальная трактовка в «Глории» и неполном «Приди, Святой Дух», обоих сочиненных после 1765 года, напоминают стиль арии современного драмма джокозо.
Духовная музыка:
Светские драматические композиции (музыка утрачена):
Инструментальные сочинения:
Ноты сочинений Паоло Томмазо Альберги на сайте библиотеки IMSLP