Пирро Альбергати был итальянским композитором, представителем знатного рода. Родившись в семье дворян Маркантонио Альбергати Капачелли и Виттории Карпенья, он рано начал активно участвовать в музыкальной жизни Болоньи и был другом (а возможно, и учеником) Джакомо Антонио Перти и Арканджело Корелли. Посвящение его сочинения опуса 5 императору Леопольду I заставило Роберта Эйтнера предположить, что он состоял на службе у этого монарха, но данная теория не имеет надежных подтверждений. Хотя Альбергати принял пост капельмейстера в Пуано в 1728 году, его главной музыкальной деятельностью, помимо сочинения музыки, была роль просвещенного дилетанта и покровителя других композиторов. Джованни Мария Бонончини и Джузеппе Яккини посвящали ему свои произведения. Согласно хроникам, дворец Альбергати в Болонье был местом проведения многих праздничных серенад, академий и исполнения кантат. В период с 1682 по 1731 год Альбергати двадцать четыре раза избирался в правительственный орган Болоньи — Собрание Старейшин. С 1701 по 1708 год он шесть раз служил знаменосцем справедливости. В 1721 году, в возрасте 58 лет, он женился на 21-летней Элизабетте делла Порта из Губбио; она умерла всего шесть лет спустя.
Творчество
Хотя Альбергати никогда не был членом важной Болонской филармонической академии, он был плодовитым композитором, опубликовавшим пятнадцать опусов инструментальных произведений, духовной музыки и кантат. Он также внес значительный вклад в развитие болонского ораториального жанра, хотя в основном сохранились лишь либретто его произведений, как и для нескольких театральных работ. Связи Альбергати с болонской инструментальной школой конца XVII века очевидны в его сонатах и танцевальных пьесах (особенно в сонате для трубы и струнных), хотя им не хватает мастерства, показанного его более знаменитыми современниками. Наивысшего успеха он достиг в вокальной музыке: сольные кантаты и оратории демонстрируют значительную вокальную виртуозность, драматическую силу и интересные инструментальные решения. Его быстрые части написаны своеобразной манерой, в которой фугированные пассажи часто прерываются паузами, создавая прерывистый стиль. Как в быстрых, так и в медленных частях он часто использовал термин «спикко» (отдельно, подчеркнуто) для нот, разделенных паузами во всех партиях. Месса и псалмы из опуса 4 показывают его прочную связь с болонской традицией концертной духовной музыки, установленной его современниками Джованни Паоло Колонна и Перти.
Произведения
Оратории (музыка утрачена, если не указано иное):
«Навуходоносор» ("Nabucodonosor")
«Иов» ("Giobbe")
«Святая Урсула» ("S Orsola")
«Радуга мира, или Блаженный Николо Альбергати» ("L'Iride di pace, o sia il B. Nicolò Albergati")
«Пир Валтасара» ("Il convito di Baldassare") (партитура сохранилась)
«Невинность святой Евфимии» ("L'innocenza di S Eufemia") (партитура сохранилась)
«Мученичество святого Синибальдо» ("Il martirio di S Sinibaldo")
«Возвращение из хижины» ("Il ritorno dalla capanna")
«Блаженная Екатерина Болонская, искушаемая одиночеством» ("La B. Caterina da Bologna tentata di solitudine")
«Торжество Благодати, или Обращение Магдалины» ("Il trionfo della Grazia ovvero la conversione di Maddalena")
«Святой Петроний, главный покровитель Болоньи» ("S Petronio principale protettore di Bologna")
Прочая духовная музыка:
Соч. 4: «Месса и концертные псалмы» ("Messa e salmi concertati") для одного-четырех голосов и инструментов
Соч. 7: «Мотеты и антифоны Пресвятой Девы» ("Motetti e antifone della B. Vergine") для одного голоса и basso continuo
Соч. 11: «Гимн и антифоны Пресвятой Девы» ("Hinno e antifone della B. Vergine") для одного голоса и инструментов
Соч. 12: «Мотеты с респонсорием Святого Антония Падуанского» ("Motetti con il responsorio di S Antonio di Padoa") для одного-трех голосов и инструментов
Соч. 15: «Месса, Литании Пресвятой Девы, Тантум эрго и прочее» ("Messa, Litanie della BV, Tantum ergo, etc.") для четырех голосов
«Хвалите Господа» ("Laudate Dominum") для четырех голосов и инструментов
«Месса» ("Missa") для четырех голосов, инструментов и органа
Оперы и серенады (все утрачены):
Серенада для двух голосов
«Друзья» ("Gli amici") (пастораль)
«Дикий принц» ("Il principe selvaggio") (опера)
Прочие вокальные сочинения:
Соч. 3: «Нравоучительные кантаты» ("Cantate morali") для одного голоса
Соч. 6: «Камерные кантаты» ("Cantate da camera") для одного голоса
Соч. 9: «Духовные кантаты» ("Cantate spirituali") для одного-трех голосов и инструментов
Соч. 10: «Духовные кантаты и оратории» ("Cantate et oratorii spirituali") для одного-трех голосов и инструментов
Соч. 13: «Венец достоинств Марии» ("Corona de pregi di Maria") (кантата) для одного голоса
«Уж такова воля Амура» ("Già ch'Amor così vuole") (кантата)
Три кантаты для альта и basso continuo: «Страстная Кинтия», «Я оставляю тебя», «Изливал однажды свои муки»
«Та дорогая зеница» ("Quella cara pupilletta") (кантата) для одного голоса
Инструментальные сочинения:
Соч. 1: «Баллетти, куранты, сарабанды и джиги» ("Balletti, correnti, sarabande e gighe") для одной/двух скрипок и виолы
Соч. 2: «Сонаты» ("Suonate") для двух скрипок, органа, теорбы/виолончели
Соч. 5: «Плектр гармонический, состоящий из 10 камерных сонат» ("Pletro armonico composto di 10 sonate da camera") для двух скрипок, basso continuo и облигатной виолончели
Соч. 8: «Различные камерные концерты на 3, 4 и 5 инструментов» ("Concerti varii da camera a 3, 4 e 5")
Соч. 14: «Различные каприччио для камерного исполнения на 3 инструмента» ("Caprici vari da camera a 3")
«Соната на 5 инструментов с трубой» ("Sonata a 5 strumenti con tromba")