Альбергати, Пирро Капачелли Конте
1663 - 1735

Назад

Albergati, Pirro Capacelli Conte

  • Дата рождения: 20 сентября 1663 года
  • Место рождения: Болонья, Италия
  • Дата смерти: 22 июня 1735 года
  • Место смерти: Болонья, Италия

Биография

Пирро Альбергати был итальянским композитором, представителем знатного рода. Родившись в семье дворян Маркантонио Альбергати Капачелли и Виттории Карпенья, он рано начал активно участвовать в музыкальной жизни Болоньи и был другом (а возможно, и учеником) Джакомо Антонио Перти и Арканджело Корелли. Посвящение его сочинения опуса 5 императору Леопольду I заставило Роберта Эйтнера предположить, что он состоял на службе у этого монарха, но данная теория не имеет надежных подтверждений. Хотя Альбергати принял пост капельмейстера в Пуано в 1728 году, его главной музыкальной деятельностью, помимо сочинения музыки, была роль просвещенного дилетанта и покровителя других композиторов. Джованни Мария Бонончини и Джузеппе Яккини посвящали ему свои произведения. Согласно хроникам, дворец Альбергати в Болонье был местом проведения многих праздничных серенад, академий и исполнения кантат. В период с 1682 по 1731 год Альбергати двадцать четыре раза избирался в правительственный орган Болоньи — Собрание Старейшин. С 1701 по 1708 год он шесть раз служил знаменосцем справедливости. В 1721 году, в возрасте 58 лет, он женился на 21-летней Элизабетте делла Порта из Губбио; она умерла всего шесть лет спустя.

Творчество

Хотя Альбергати никогда не был членом важной Болонской филармонической академии, он был плодовитым композитором, опубликовавшим пятнадцать опусов инструментальных произведений, духовной музыки и кантат. Он также внес значительный вклад в развитие болонского ораториального жанра, хотя в основном сохранились лишь либретто его произведений, как и для нескольких театральных работ. Связи Альбергати с болонской инструментальной школой конца XVII века очевидны в его сонатах и танцевальных пьесах (особенно в сонате для трубы и струнных), хотя им не хватает мастерства, показанного его более знаменитыми современниками. Наивысшего успеха он достиг в вокальной музыке: сольные кантаты и оратории демонстрируют значительную вокальную виртуозность, драматическую силу и интересные инструментальные решения. Его быстрые части написаны своеобразной манерой, в которой фугированные пассажи часто прерываются паузами, создавая прерывистый стиль. Как в быстрых, так и в медленных частях он часто использовал термин «спикко» (отдельно, подчеркнуто) для нот, разделенных паузами во всех партиях. Месса и псалмы из опуса 4 показывают его прочную связь с болонской традицией концертной духовной музыки, установленной его современниками Джованни Паоло Колонна и Перти.

Произведения

Оратории (музыка утрачена, если не указано иное):

  • «Навуходоносор» ("Nabucodonosor")
  • «Иов» ("Giobbe")
  • «Святая Урсула» ("S Orsola")
  • «Радуга мира, или Блаженный Николо Альбергати» ("L'Iride di pace, o sia il B. Nicolò Albergati")
  • «Пир Валтасара» ("Il convito di Baldassare") (партитура сохранилась)
  • «Невинность святой Евфимии» ("L'innocenza di S Eufemia") (партитура сохранилась)
  • «Мученичество святого Синибальдо» ("Il martirio di S Sinibaldo")
  • «Возвращение из хижины» ("Il ritorno dalla capanna")
  • «Блаженная Екатерина Болонская, искушаемая одиночеством» ("La B. Caterina da Bologna tentata di solitudine")
  • «Святой Евстахий» ("S Eustachio")
  • «Мария, возвещенная Ангелом» ("Maria Annunciata dall'Angelo")
  • «Святая Оттилия» ("S Ottilia")
  • «Смерть Христа» ("Morte di Cristo")
  • «Торжество Благодати, или Обращение Магдалины» ("Il trionfo della Grazia ovvero la conversione di Maddalena")
  • «Святой Петроний, главный покровитель Болоньи» ("S Petronio principale protettore di Bologna")

Прочая духовная музыка:

  • Соч. 4: «Месса и концертные псалмы» ("Messa e salmi concertati") для одного-четырех голосов и инструментов
  • Соч. 7: «Мотеты и антифоны Пресвятой Девы» ("Motetti e antifone della B. Vergine") для одного голоса и basso continuo
  • Соч. 11: «Гимн и антифоны Пресвятой Девы» ("Hinno e antifone della B. Vergine") для одного голоса и инструментов
  • Соч. 12: «Мотеты с респонсорием Святого Антония Падуанского» ("Motetti con il responsorio di S Antonio di Padoa") для одного-трех голосов и инструментов
  • Соч. 15: «Месса, Литании Пресвятой Девы, Тантум эрго и прочее» ("Messa, Litanie della BV, Tantum ergo, etc.") для четырех голосов
  • «Хвалите Господа» ("Laudate Dominum") для четырех голосов и инструментов
  • «Месса» ("Missa") для четырех голосов, инструментов и органа

Оперы и серенады (все утрачены):

  • Серенада для двух голосов
  • «Друзья» ("Gli amici") (пастораль)
  • «Дикий принц» ("Il principe selvaggio") (опера)

Прочие вокальные сочинения:

  • Соч. 3: «Нравоучительные кантаты» ("Cantate morali") для одного голоса
  • Соч. 6: «Камерные кантаты» ("Cantate da camera") для одного голоса
  • Соч. 9: «Духовные кантаты» ("Cantate spirituali") для одного-трех голосов и инструментов
  • Соч. 10: «Духовные кантаты и оратории» ("Cantate et oratorii spirituali") для одного-трех голосов и инструментов
  • Соч. 13: «Венец достоинств Марии» ("Corona de pregi di Maria") (кантата) для одного голоса
  • «Уж такова воля Амура» ("Già ch'Amor così vuole") (кантата)
  • Три кантаты для альта и basso continuo: «Страстная Кинтия», «Я оставляю тебя», «Изливал однажды свои муки»
  • «Та дорогая зеница» ("Quella cara pupilletta") (кантата) для одного голоса

Инструментальные сочинения:

  • Соч. 1: «Баллетти, куранты, сарабанды и джиги» ("Balletti, correnti, sarabande e gighe") для одной/двух скрипок и виолы
  • Соч. 2: «Сонаты» ("Suonate") для двух скрипок, органа, теорбы/виолончели
  • Соч. 5: «Плектр гармонический, состоящий из 10 камерных сонат» ("Pletro armonico composto di 10 sonate da camera") для двух скрипок, basso continuo и облигатной виолончели
  • Соч. 8: «Различные камерные концерты на 3, 4 и 5 инструментов» ("Concerti varii da camera a 3, 4 e 5")
  • Соч. 14: «Различные каприччио для камерного исполнения на 3 инструмента» ("Caprici vari da camera a 3")
  • «Соната на 5 инструментов с трубой» ("Sonata a 5 strumenti con tromba")

Ноты сочинений Пирро Капачелли Конте Альбергати на сайте библиотеки IMSLP