Айхингер, Грегор
1564 - 1628

Назад

Aichinger, Gregor

  • Дата рождения: 1564–1565 год
  • Место рождения: Регенсбург, Германия
  • Дата смерти: 20–21 января 1628 года
  • Место смерти: Аугсбург, Германия

Биография

Грегор Айхингер был немецким композитором и органистом. Он наряду с Хансом Лео Хасслером входит в число важнейших и наиболее плодовитых композиторов Южной Германии конца шестнадцатого и начала семнадцатого веков. Дату его рождения установили по надписи на надгробии в клуастре Аугсбургского собора; на момент смерти ему было 63 года. Он еще находился в Регенсбурге в 1576 году, а в 1577 году представил сочинение баварскому двору в Мюнхене и получил за него плату. Хотя мюнхенская придворная капелла под руководством Орландо ди Лассо часто набирала хористов из Регенсбурга, нет убедительных доказательств, что Айхингер был ее членом. 2 ноября 1578 года он поступил в Ингольштадтский университет, ставший оплотом иезуитского влияния. Среди его сокурсников был Якоб Фуггер Второй, член одной из самых влиятельных семей Южной Германии, с которым он подружился на всю жизнь. Вероятно, он продолжил музыкальное образование в Ингольштадте (возможно, у органиста Ханса Пруккмана). В 1584 году он был назначен официальным органистом у Якоба Фуггера Первого, дяди его студенческого друга. На этой должности он обеспечивал музыкой дом Фуггеров, руководил органом, который его работодатель подарил церкви Святого Ульриха в Аугсбурге, а также стал известен местно как органный консультант. По-видимому, он занимал должность органиста до самой смерти, поскольку его преемник, Элиас Фабрициус, впервые упоминается в церковных записях в 1628 году.

В период между 1584 и 1588 годами Айхингер совершил поездку в Венецию, где, при спонсорстве Якоба Фуггера Первого, стал одним из первых немецких учеников Джованни Габриели; первые плоды его учебы содержатся в его "Священных песнопениях" (1590), посвященных его покровителю. Записи о зачислении в Сиенский университет показывают, что он поступил туда 15 ноября 1586 года. Посетив Рим, он вернулся в Германию, и на 21 июля 1588 года он вновь поступил в Ингольштадтский университет. Его опубликованная музыка того периода включает несколько отдельных произведений, написанных для особых случаев в семье Фуггеров; "Священные песнопения" 1595 года, например, содержат восьмиголосный латинский хоровой диалог, сочиненный для ординации младшего Якоба в Аугсбурге в 1592 году. В 1598 году старший Якоб Фуггер умер; Генрих фон Кнерринген, который позже, возможно, был в основном ответственен за решение Айхингера принять сан священника, был посвящен в князя-епископа в Аугсбургском соборе; и Айхингер совершил вторую поездку в Италию, прибыв в Рим до декабря. Он поступил в Перуджийский университет в 1599 году, вернулся в Рим в 1600 году и к декабрю был в Венеции. В Риме он снискал благосклонность Маркварда фон Швендена (каноника в Зальцбурге, Аугсбурге и Пассау), которому позже посвятил свои "Девичьи песни" (1607). Согласно предисловию к этому труду, римский издатель Симоне Веровио предоставил ему тексты; вероятно, через Веровио и его публикации он познакомился с римской духовной канцонеттой, стиль которой повлиял на многие его произведения после 1600 года.

С момента возвращения в Аугсбург — вероятно, в начале 1601 года — и до своей смерти Айхингер жил под эгидой церкви. Он обсуждал бенефиций с капитулом Аугсбургского собора в январе 1600 года, еще находясь в Италии, и ему был предоставлен бенефиций церкви Святой Марии Магдалины, который включал должность викария хора. Вероятно, он принял сан в Италии, хотя, возможно, был рукоположен только после получения бенефиция, поскольку лишь с 1603 года он начал предварять свое имя в публикациях словами "Преподобный господин". К тому времени он уже отрекся от светской музыки, о чем отмечено в предисловии к его "Избраннейшим одам" (1601), а в предисловии к "Божественным хвалам" (1602) он ссылался на посвящение своей жизни Богу. Позже он занимал дополнительные бенефиции, включая каноникат коллегиальной церкви Святой Гертруды в Аугсбурге. Серьезность, с которой он относился к своему церковному призванию, показана его публикацией книги благочестивых размышлений "Священническое фимиамное курение" (1618). Он продолжал сочинять плодовито и сохранял тесную связь с членами семьи Фуггеров: он посвятил свои "Торжества Пресвятого Тела Христова" (1606) "Содалитас Корпорис Кристи", католической организации, членом которой он был и основателем которой был Маркус Фуггер Второй; и он сочинил свои "Немецкие песенки" (1609), находясь в замке Иоганна Фуггера в Бабенхаузене. Похороны императора Рудольфа Второго в Аугсбургском соборе в марте 1612 года, вероятно, послужили поводом для написания "Заупокойной службы" Айхингера; переписанная в большой хоровой книге около 1613 года, эта работа позже появилась в печати с добавленной партией бассо континуо. Около 50 книг из его личной библиотеки, как известно, существуют: тома итальянской музыки и труды по религии, философии, истории, географии и медицине указывают на широкий круг его интересов. Эпитафия на его надгробии восхваляет его как "мужа, удивительно приятного сверх своего благочестия, своей экспертной осведомленности в музыке и элегантности и легкости его манер".

Творчество

Различные стили, очевидные в музыке Айхингера, отражают его происхождение и обучение. Хотя он использовал современные идиомы, заимствованные у итальянских образцов, он, тем не менее, оставался верен своему немецкому наследию, смягчая свою музыку консерватизмом; действительно, большая часть его творчества состоит из произведений для трех, четырех и пяти голосов в традиционном полифоническом стиле более ранних композиторов, таких как Орландо ди Лассо. Влияние Джованни Габриели заметно не только в его ранних многохоровых произведениях для больших ансамблей, но и в его поздних вокальных концертах; они содержат многочисленные разделы, которые, по-видимому, являются редукциями многохоровых фактур до их основных внешних голосов, остальное обеспечивается органом.

Содержание "Священных песнопений" Айхингера (1590) согласуется с публикациями некоторых других учеников Габриели, включая латинские многохоровые мотеты и итальянские мадригалы; вторая и третья книги "Священных песнопений" (1595 и 1597) также включают некоторую многохоровую музыку. Его "Церковные песнопения" (1607), содержащие в основном латинские мотеты и обработки "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") для трех голосов и бассо континуо, ясно показывают влияние Лодовико Виаданы. Этот сборник был не только первой значительной немецкой публикацией музыки с генерал-басом, но также включал первый трактат, напечатанный в Германии, о нотации и исполнении генерал-баса. После 1607 года Айхингер включал партию бассо континуо в большинство своих опубликованных сборников; вокальные концерты с по существу независимой партией бассо континуо напечатаны в его "Песнопениях" (1609), "Похвале Слову Воплощенному" (1617), "Додонском дубе" (1619), "Евхаристическом венке" (1621) и "Музыкальных цветах" (1626). Хотя Айхингер был одним из первых, кто ввел концертный стиль Виаданы в Германию, он не написал ни одного сольного вокального концерта. Значительное количество его произведений использует легкие фактуры и танцевальные ритмы, типичные для римской канцонетты; большинство из них — это обработки метрических текстов, как с бассо континуо, так и без него.

Произведения

Духовные вокальные сочинения

  • "Священные песнопения" ("Sacrae cantiones")
  • "Вторая книга священных песнопений" ("Liber secundus sacraram cantionum")
  • "Книга священных песнопений" ("Liber sacrarum cantionum")
  • "Марсиевы трио: антифоны, гимны, Песнь Богородицы, литании, хвалы Пресвятой Деве Марии" ("Tricinia Mariana: antiphonae, hymni, Magnificat, litaniae, laudes BVM")
  • "Избраннейшие оды" ("Odaria lectissima")
  • "Божественные хвалы" ("Divinae laudes")
  • "Литургика, или Священные службы, на все праздничные дни Великой Божией Матери" ("Liturgica sive sacra officia, ad omnes dies festos magnae Dei matris")
  • "Вечерняя песнь Девы, или Песнь Богородицы" ("Vespertinum virginis canticum sive Magnificat")
  • "Гирлянда духовных канцонетт" ("Ghirlanda di canzonette spirituali")
  • "Слезы Пресвятой Девы и Иоанна при снятии Христа с креста" ("Lacrumae D. virginis et Ioannis in Christum a cruce depositum")
  • "Псалом 50, Помилуй меня, Боже" ("Psalmus L, Miserere mei Deus")
  • "Торжества Пресвятого Тела Христова" ("Solennia augustissimi corporis Christi")
  • "Раны Христовы, приветствуемые блаженным Бернардом" ("Vulnera Christi, a D. Bernardo salutata")
  • "Пучок священных гармоний" ("Fasciculus sacrarum harmoniarum")
  • "Церковные песнопения" ("Cantiones ecclesiasticae")
  • "Девичьи песни: хвалы Вечной Деве Марии" ("Virginalia: laudes aeternae Virginis Mariae")
  • "Божественных хвал... Часть II" ("Divinarum laudum … pars II")
  • "Священные хвалы Божии, подлежащие воспеванию при божественной службе" ("Sacrae Dei laudes sub officio divino concinendae")
  • "Другая часть сего труда, а именно песнопения" ("Altera pars huius operis, cantiones nimirum")
  • "Немецкие песенки: из Псалтири святого пророка Давида" ("Teutsche Gesenglein: auss dem Psalter dess H. Propheten Davids")
  • "Вторая книга священных гармоний на 50-й псалом Помилуй меня, Боже" ("Liber secundus sacraram harmoniarum super L. Psalmum Miserere mei Deus") (утрачено)
  • "Две печальные песни о смерти и Страшном суде" ("Zwey Klaglieder vom Tod und letzten Gericht")
  • "Заупокойная служба" ("Officium pro defunctis")
  • "Тройной пучок литургий" ("Triplex liturgiarum fasciculus")
  • "Служба Ангела-Хранителя, установленная Святой Римской Церковью" ("Officium angeli custodis à S. Romana Ecclesia")
  • "Похвала Слову Воплощенному" ("Encomium verbo incarnato")
  • "Додонский дуб" ("Quercus dodonaea")
  • "Евхаристический венок" ("Corolla eucharistica")
  • "Музыкальные цветы к трапезе Святой Трапезы" ("Flores musici ad mensam SS convivii")

Письменные труды

  • "Священническое фимиамное курение" ("Thymiama sacerdotale") (книга благочестивых размышлений)

Ноты сочинений Грегора Айхингера на сайте библиотеки IMSLP