Айхингер, Грегор
ок.1564 - 1628

Назад

Грегор Айхингер (Gregor Aichinger) - Немецкий композитор и органист

Родился ок.1564 года, Регенсбург - умер 21 января 1628 года, Аугсбург. 

Наряду с Гансом Лео Хасслером он считается одним из самых значительных и плодовитых композиторов Южной Германии конца XVI - начала XVII веков.

Дата рождения Айхингера указана в надписи на его надгробной плите в монастыре Аугсбургского собора; на момент смерти ему было 63 года. В 1576 году он все еще находился в Регенсбурге, а в 1577 году представил композицию баварскому двору в Мюнхене и получил за это вознаграждение. Хотя мюнхенская придворная капелла под руководством Ласса часто набирала певчих из Регенсбурга, нет убедительных свидетельств того, что Айхингер был ее членом. 2 ноября 1578 года он поступил в Ингольштадтский университет, который стал оплотом влияния иезуитов. Среди его сокурсников был Якоб Фуггер, представитель одной из самых известных семей южной Германии, с которым у него завязалась дружба на всю жизнь. Вероятно, он продолжил свое музыкальное образование в Ингольштадте. В 1584 году он был назначен официальным органистом Якоба Фуггера, дяди его друга-студента. На этом посту он занимался музыкой в семье Фуггеров, руководил работой органа, который его работодатель подарил церкви Святого Ульриха в Аугсбурге, а также стал известен в округе как консультант по органу. Очевидно, он занимал должность органиста до самой своей смерти, поскольку его преемник Элиас Фабрициус впервые упоминается в церковных записях в 1628 году.

Где-то между 1584 и 1588 годами Айхингер совершил поездку в Венецию, где при содействии Якоба Фуггера он стал одним из первых немецких учеников Джованни Габриэли. Первые плоды его учебы содержатся в его "Священных песнях" (1590), посвященном его покровителю. В документах о поступлении в Сиенский университет указано, что он поступил туда 15 ноября 1586 года. Посетив Рим, он вернулся в Германию и 21 июля 1588 года снова поступил в Ингольштадтский университет. Опубликованная им музыка этого периода включает в себя несколько отдельных произведений, написанных для особых случаев в семье Фуггеров; например, в "Священных песнопениях" 1595 года содержится восьмичастный латинский хоровой диалог, сочиненный для рукоположения младшего Якоба в Аугсбурге в 1592 году. В 1598 году умер старший Якоб Фуггер. Генрих фон Кнеринген, который впоследствии, возможно, был главным виновником решения Айхингера стать священником, был рукоположен в сан князя-епископа в кафедральном соборе Аугсбурга и Айхингер совершил второе путешествие в Италию, прибыв в Рим в начале декабря. В 1599 году он поступил в университет Перуджи. В 1600 году вернулся в Рим и к декабрю уже был в Венеции. В Риме он снискал расположение Маркиза фон Швендена (каноника в Зальцбурге, Аугсбурге и Пассау), которому позже посвятил свои Виргиналии (1607). Согласно предисловию к этой работе, тексты ему предоставил римский издатель Симоне Веровио; вероятно, именно благодаря Веровио и его публикациям он познакомился с римской духовной канцонеттой, стиль которой повлиял на многие его работы после 1600 года.

С момента своего возвращения в Аугсбург – вероятно, в начале 1601 года – и до своей смерти Айхингер жил под покровительством церкви. В январе 1600 года, еще находясь в Италии, он обсудил с капитулом Аугсбургского кафедрального собора вопрос о бенефисе, и ему был присужден бенефис святой Марии Магдалины, который включал должность викария. Вероятно, он принял духовный сан в Италии, хотя, возможно, был рукоположен только после получения бенефиции, поскольку только в 1603 году он начал добавлять к своему имени в своих публикациях слова "Преподобный Доминус". К тому времени он уже отказался от светской музыки, что было отмечено в предисловии к его "Одарии лекций" (1601), а в предисловии к "Божественным похвалам" (1602) он упомянул о посвящении своей жизни Богу. Позже у него были дополнительные бенефиции, в том числе должность каноника колледжа Святой Гертруды в Аугсбурге. О серьезности, с которой он относился к своему духовному призванию, свидетельствует публикация им книги благочестивых размышлений "Священная тимиама" (1618). Он продолжал активно сочинять музыку и по-прежнему поддерживал тесные связи с членами семьи Фуггеров: он посвятил свою книгу "Столетие августовских корпораций Христа" (1606) католической организации "Содалитас Корпорейшн Кристи", членом которой он был и основателем которой был Маркус Фуггер. В 1609 году, во время пребывания в замке Иоганна Фуггера в Бабенхаузене, он сочинил свой "Тевчеканитский сборник". Похороны императора Рудольфа II в кафедральном соборе Аугсбурга в марте 1612 года, вероятно, послужили поводом для написания книги Айхингера “Officium pro defunctis”. Скопированное в большой сборник для хора примерно в 1613 году, это произведение позже появилось в печати с добавленной продолжительной частью. Известно, что из его личной библиотеки сохранилось около 50 книг. Тома итальянской музыки и труды по религии, философии, истории, географии и медицине свидетельствуют о широком спектре его интересов. Эпитафия на его надгробии восхваляет его как “человека, удивительно приятного не только своей набожностью, но и тонким знанием музыки, а также элегантностью и непринужденностью манер”.

Различия в стилях, проявляющиеся в музыке Айхингера, отражают его происхождение и подготовку. Хотя он использовал современные идиомы, заимствованные из итальянских образцов, он, тем не менее, остался верен своему немецкому наследию, привнеся в свою музыку консерватизм. Действительно, большая часть его творчества состоит из произведений для трех, четырех и пяти голосов в традиционном полифоническом стиле ранних композиторов, таких как Лассус. Влияние Джованни Габриэли заметно не только в его ранних полихоральных произведениях для больших ансамблей, но и в его более поздних вокальных концертах. Они содержат множество разделов, которые, по-видимому, представляют собой сокращение полихоральных текстур до их основных внешних тембров, остальное исполняется органом.

Содержание "Священных песнопений" Айхингера (1590) совпадает с содержанием публикаций некоторых других учеников Габриэли, в том числе латинских многоголосных песнопений и итальянских мадригалов. Вторая и третья книги "Священных песнопений" (1595 и 1597) также содержат полихоральную музыку. В его "Церковных песнопениях" (1607), содержащих в основном латинские мотеты и магнификаты для трех голосов и бассо континуо, отчетливо прослеживается влияние Виаданы. Этот сборник стал не только первым значительным немецким изданием музыки с использованием thoroughbass (генерал-бас), но и включал в себя первый опубликованный в Германии трактат о нотной грамоте и исполнении на генерал-баса. После 1607 года Айхингер включил партию континуо в большинство своих опубликованных сборников; вокальные концерты, содержащие по существу независимую партию континуо, напечатаны в его "Кантионах" (1609), "Encomium verbo incarnato" (1617), "Quercus dodonaea" (1619), "Венчике евхаристии" (1621) и "Музыке Флореса" (1626). Хотя Айхингер был одним из первых, кто представил концертный стиль Виаданы в Германии, он не написал ни одного сольного вокального концерта. В значительном количестве его работ используются легкие текстуры и танцевальные ритмы, характерные для римской канцонетты; большинство из них представляют собой переложения метрических текстов, как с бассо континуо, так и без него.

Ноты сочинений Грегора Айхингера на сайте библиотеки IMSLP