Але, Иоганн Рудольф
1625 - 1673

Назад

Ahle, Johann Rudolf

  • Дата рождения: 24 декабря 1625 года
  • Место рождения: Мюльхаузен, Германия
  • Дата смерти: 9 июля 1673 года
  • Место смерти: Мюльхаузен, Германия

Биография

Иоганн Рудольф Але был немецким композитором, органистом, музыковедом и поэтом, отцом Иоганна Георга Але. Он был плодовитым композитором популярной духовной музыки, в частности песен, в Центральной Германии за поколение до Иоганна Себастьяна Баха. Дата его рождения известна из сообщения, опубликованного в «Новой еженедельной газете Мюльхаузена». Сначала он учился в местной гимназии, а затем, примерно с 1643 года, в гимназии Гёттингена. Весной 1645 года он поступил в Эрфуртский университет как студент теологии. О его музыкальном образовании ничего не известно, хотя в 1646 году, будучи студентом университета, он был назначен кантором в начальной школе и церкви Святого Андрея в Эрфурте, и в этот период он стал хорошо известен своими способностями органиста. Он вернулся в Мюльхаузен для женитьбы в 1650 году, но лишь в конце 1654 года, похоже, получил свою первую и единственную должность музыканта там, став органистом церкви Святого Власия. В дополнение к этой должности, на которой его слава росла по всей Тюрингии и на которой его сын сменил его после смерти, он занимал несколько муниципальных постов, состоял в городском совете и в год своей смерти был избран бургомистром.

Творчество

За исключением сборника танцев 1650 года, обширное музыкальное наследие Але состоит entirely из духовных вокальных произведений. В целом оно интересно не потому, что оригинально, а потому, что типично для музыки, написанной для протестантской церкви в Тюрингии и Саксонии в течение третьей четверти XVII века. Более того, поскольку Але и его сын были непосредственными предшественниками молодого Баха, который на своей первой должности занимал тот же пост, что и они, в церкви Святого Власия, состояние музыки при них дает по крайней мере несколько ключей к некоторым ранним влияниям на стиль Баха. На Але, вероятно, повлияли Михаэль Альтенбург и особенно Андреас Хаммершмидт, который, хотя принадлежал к поколению Генриха Шютца, писал более простую и популярную церковную музыку: несомненно, тенденция к популяризации характеризует почти все творчество Але. Его музыка демонстрирует разнообразие форм и стилей, характерных для combined наследия немецкой протестантской музыки XVI века, особенно хоралов, и привнесения в XVII веке итальянских инноваций от композиторов, таких как Габриели и Монтеверди. Значительный акцент сделан на технике вокального концерта, в котором генерал-бас служит основой для свободного, драматического вокального письма для одного или нескольких солирующих голосов, вплоть до 24. Але часто добавлял ритурнели и постлюдии для небольших инструментальных составов, которые в концертном стиле также интегрированы в вокальную партию, имитируя или выразительно подчеркивая ее. Многие из его вокальных концертов имеют малый масштаб, но он мог создавать впечатляющие драматические структуры в крупном масштабе. Некоторые произведения Але основаны на различных формах хоральных мелодий, хотя чаще он сохранял в своих концертах только хоральный текст. Его монодии и диалоги продолжают, подобно сочинениям Хаммершмидта, итальянско-влиятельную традицию таких пьес, которую Шютц развил с незабываемыми результатами.

Але наиболее известен своим большим корпусом духовных песен для одного-четырех голосов с ритурнелями, которые, как он указал, могут исполняться «с генерал-басом или без него». Тексты взяты либо из Библии, либо принадлежат перу таких известных поэтов, как Иоганн Франк, Мартин Опиц и Иоганн Рист, а также авторам из Мюльхаузена. Эти простые, похожие на хоралы напевы изначально не предназначались для общинного пения, но могли исполняться либо солистами, хором, либо солирующим певцом с инструментальным сопровождением. Они стали успешным результатом намерения Але revitalize духовную музыку. Многие мелодии были включены в мюльхаузенский гимн в XVIII веке, и по крайней мере три из них до сих пор используются в протестантских богослужениях.

Произведения

Духовные вокальные сочинения:

  • «Первые предварительные упражнения в гармонии, в коих первая десятка одноголосных или священных [песен]» ("Harmonias protopaideumata in quibus monadum seu uniciniorum sacrorum decas prima")
  • «Небесно-сладостная Иисусова радость… из Юбилата блаженного Бернхарда, через прекрасные концертики и милые арии» ("Himmel-süsse Jesus-Freude … auss dem Jubilo B. Bernhardi, durch schöne Concertlein und liebliche Arien")
  • «Первая часть духовных диалогов, некоторые из коих собраны из… воскресных и праздничных Евангелий, частью же из других мест Священного Писания» ("Erster Theil geistlicher Dialogen deren etliche aus denen … Sonn- und Fest Tags Evangelien, theils aber aus anderen Orthern heiliger Schrifft, zusammen getragen")
  • «Крик мира, радости и ликования Христу Иисусу [Пойте Господу новую песнь]» ("Fried- Freud- und Jubel-Geschrey Christo Jesu [Singet dem Herrn ein neues Lied]") (утрачено)
  • «Вновь насажденный тюрингский увеселительный сад, в который XXVI новых духовных музыкальных растений… на разные лады… пересажены» ("Neu-gepflanzter thüringischer Lustgarten, in welchen XXVI. neue geistliche musicalische Gewächse … auf unterschiedliche Arten … versetzet") (части 1-3 и «Боковая аллея»)
  • «Первая десятка новых духовных арий» ("Erstes Zehn neuer geistlicher Arien") (части 1-4)
  • «Новые духовные благочестия, предназначенные на высокие праздники throughout всего года… с приложенными ритурнелями… для употребления по желанию» ("Neue geistliche auf die hohen Festtage durchs gantze Jahr gerichtete Andachten … sampt beygefügten Ritornellen … nach Belieben zu brauchen")
  • «Новые духовные хоровые пьесы… изложенные в легком стиле» ("Neue geistliche Chorstücke … in einem leichten Stylo abgefasset")
  • «Новые духовные благочестия, предназначенные на воскресенья throughout всего года… с приложенными ритурнелями… для употребления по желанию» ("Neue geistliche auf die Sontage durchs gantze Jahr gerichtete Andachten … sampt beygefügten Ritornellen … nach Belieben zu brauchen")
  • «Желанный Возлюбленный, из 3-й главы Соломоновой Песни песней» ("Verlangter Liebster, aus dem 3. Cap. des Salomonischen Hochliedes")
  • «Музыкальная весенняя услада… 12 новых духовных концертиков» ("Musikalische Frühlings Lust … 12 neue geistliche Concertlein")
  • «Вновь составленная хоровая музыка, в коей содержатся XIV духовных мотетов… изложенная в легком и приятном стиле» ("Neuverfassete Chor-Music, in welcher XIV geistliche Moteten enthalten … in einem leichten und anmuthigen stylo gesetzet")
  • «Новые духовные причастные и главные праздничные благочестия» ("Neue geistliche Communion und Haupt Fest-Andachten")
  • «Последняя печальная и почетная служба… Лоренцу Хельмсдорффу [Вот, праведник погибает]» ("Letzter Traur- und Ehren-Dienst … dem Laurentio Helmsdorffen [Siehe, der Gerechte kömt umb]")
  • «Приятная десятка новых духовных арий» ("Anmuhtiges Zehn neuer geistlicher Arien") (утрачено)
  • «Псалом 137: Буду славить Тебя, Господи» ("Psalmus CXXXVIII: Confitebor tibi Domine")

Инструментальные сочинения:

  • «Тройная десятка всяких новых симфоний, падуан, баллетов, аллеманд, маскарад, арий, интрад, курант и сарабанд» ("Dreyfaches Zehn allerhand newer Sinfonien, Paduanen, Balleten, Alemanden, Mascharaden, Arien, Intraden, Courenten und Sarabanden") для 3-5 инструментов (не полностью сохранилось)
  • Шестьдесят четыре произведения для органа (упомянуты в Музыкальной энциклопедии)

Теоретические труды:

  • «Краткое руководство по музыке для детей» ("Compendium musices pro tenellis") (утрачено)
  • «Краткое и ясное введение в музыкальное искусство, то есть Краткое руководство к милому искусству пения с некоторыми фугами и наиболее употребительными музыкальными терминами» ("Brevis et perspicua introductio in artem musicam, das ist Eine kurze Anleitung zu der lieblichen Singkunst mit etlichen Fugen und den gebräuchlichsten terminis musicis vermehret")

Ноты сочинений Иоганна Рудольфа Але на сайте библиотеки IMSLP