Але, Иоганн Рудольф
1625 - 1673

Назад

Иоганн Рудольф Але (Johann Rudolf Ahle) - Немецкий композитор, органист, музыкальный критик и поэт

Родился 24 декабря 1625 года, Мюльхаузен – умер 9 июля 1673 года, Мюльхаузен. 

Отец Иоганна Георга Але. Он был плодовитым композитором популярной духовной музыки, в частности песен, в Центральной Германии за поколение до И.С. Баха.

Дата рождения Але указана в отчете, опубликованном в журнале Neues Mühlhäusisches Wochenblatt (1798, № 31; см. Wolf). Сначала он получил образование в местной гимназии, а затем, примерно с 1643 года, в гимназии в Геттингене. Весной 1645 года он поступил в Эрфуртский университет на факультет теологии. О его музыкальном образовании ничего не известно, хотя в 1646 году, во время учебы в университете, он был назначен кантором в начальной школе и церкви Святого Андреаса в Эрфурте, и в этот период он стал хорошо известен своими способностями органиста. В 1650 году он вернулся в Мюльхаузен, чтобы жениться, но только в конце 1654 года, по-видимому, получил там свою первую и единственную должность музыканта - органиста церкви Святого Власия. В дополнение к этой должности, благодаря которой его известность возросла по всей Тюрингии и которую после его смерти унаследовал его сын, он занимал несколько муниципальных должностей, был членом городского совета и в год своей смерти был избран мэром.

За исключением его сборника танцев 1650 года, обширное музыкальное наследие Але полностью состоит из духовных вокальных произведений. В целом она интересна не потому, что оригинальна, а потому, что типична для музыки, написанной для протестантской церкви в Тюрингии и Саксонии в третьей четверти XVII века. Более того, поскольку Але и его сын были непосредственными предшественниками молодого Баха, который на своем первом месте работы занимал ту же должность, что и они в Сан-Блазиусе, состояние музыки при них дает по крайней мере несколько подсказок о некоторых ранних влияниях на стиль Баха. Вероятно, на Але оказал влияние Михаэль Альтенбург и особенно Хаммершмидт, который, хотя и принадлежал к поколению Шютца, писал более простую и популярную церковную музыку: безусловно, тенденция к популяризации характеризует почти все творчество Але. Его музыка демонстрирует разнообразие форм и стилей, характерных для объединенного наследия немецкой протестантской музыки XVI века, особенно хоралов, и привнесенных в XVII веке итальянских новшеств от таких композиторов, как Габриэли и Монтеверди. Значительное внимание уделяется технике вокального концерта, в котором континуо создает основу для свободного, драматического вокального исполнения для одного или нескольких сольных голосов, вплоть до 24 (как в издании "Neu-gepflanzter thüringischer Lustgarten" 1665 года). Он часто добавлял ритурнели и постлюдии для небольших инструментальных комбинаций, которые в концертном стиле также встраиваются в вокальный текст, имитируя его или подчеркивая выразительно. Многие из его вокальных концертов написаны в небольшом масштабе, но он мог бы создать впечатляющую драматургическую структуру в большом масштабе, например, "Благородные мизерикордиады госпожи": "Я исполню песню о жене эвиглих" из тома 1665 года (в DDT, v). По сути, это концерт для двух голосов с участием двух скрипок, основанный на остинато, состоящем из нарастающей гаммы до мажор, и на этом фундаменте он создал набор вариаций с постоянно растущим музыкальным драматизмом и тонким разнообразием, которые можно сравнить с вариациями чаконы, встречающимися в церковных кантатах Баха. Некоторые произведения Ахле основаны на различных формах хоральных мелодий, хотя чаще всего в своих концертах он сохранял только хоральный текст. Его монодии и диалоги (как в книге 1648 года), как и у Хаммершмидта, продолжают традицию создания подобных произведений под итальянским влиянием, которую Шютц развил с такими запоминающимися результатами. Многие из его диалогов представляют собой слишком драматичные, довольно стереотипные барочные выражения антитезы, которые можно найти в двух явно противоположных поэтических мыслях – например, в словах Марии Магдалины и Иисуса у гробницы (изложенных Але во второй части "ДДТ", v), – которые позже встречаются в Дуэты кантат Баха.

Але больше всего запомнился своим большим собранием священных песен (Arien) для одного-четырех голосов с ритурнелями, которые, по его указанию, могут исполняться "с басом континуо или без него". Тексты либо взяты из Библии, либо написаны такими известными поэтами, как Иоганн Франк, Мартин Опиц и Иоганн Рист, а также авторами из Мюльхаузена - Иоганном Воккеродтом (предшественником Але в Санкт–Блазиусе), Людвигом Старком и самим Але. Эти простые, похожие на хорал мелодии изначально не предназначались для совместного пения, но могли исполняться как солистами, хором, так и сольной певицей в инструментальном сопровождении. Они стали успешным результатом намерения Але возродить духовную музыку. Многие мелодии были включены в сборник гимнов Мюльхаузена в 18 веке, и по крайней мере три из них, "Моргенгланц дер Эвигкайт", хорошо известные "Либстер Иисус", "Мир тебе" и "Эс ист генуг", до сих пор используются в протестантских богослужениях; последняя из них имеет долгую музыкальную историю (см. "Гейрингер")., включая новые версии Баха и Брамса, и совсем недавно была использована Бергом (в его скрипичном концерте). Але также написал методику обучения пению детей в школах Мюльхаузена, которую его сын позже опубликовал в переработанном и значительно расширенном издании.

Ноты сочинений Иоганна Рудольфа Але на сайте библиотеки IMSLP