Агилера де Эредиа, Себастьян
1561 - 1627
Назад
Себастьян Агилера де Эредиа (Sebastián Aguilera de Heredia) - Испанский композитор и органист
Родился 15 августа 1561 года, Сарагоса - умер 16 декабря 1627 года, Сарагоса.
Вероятно, он учился у Мельчора Робледо и Хуана Ориса в кафедральном соборе Ла Сео, Сарагоса. Он принял духовный сан 19 января 1584 года в церкви Святого Пабло Апостола в Сарагосе, где уже служил. 27 сентября 1585 года он был назначен органистом кафедрального собора Уэски, где в 1588 году руководил строительством нового органа. После смерти Хуана Ориса 29 сентября 1603 года он стал первым органистом Ла Сео. Он оставался на этом посту до самой своей смерти. 20 января 1604 года его высокопреосвященство освободил его от службы в канонические часы, за исключением торжественных праздников. На протяжении многих лет орган собора неоднократно ремонтировался в соответствии с его указаниями. В знак признания его "Canticum Beatissimae Virginis deiparae Mariae" он получил подарки от Ла Сео (100 либр) и кафедрального собора Уэски (150 реалов). В декабре 1620 года он использовал свое влияние, чтобы добиться назначения помощником органиста своего ученика Хосе Хименеса, который сменил его на этом посту после его смерти. Агилера писал исключительно для церкви, как в своих органных произведениях, так и в вокальной музыке. Его органные произведения, с одной стороны, соответствуют традициям, заложенным в Испании Кабесоном и Санта-Марией, а с другой - содержат достаточно нового, чтобы подтолкнуть к развитию творчества таких людей, как Кабанильес, Корреа де Арауксо, Родригес Коэльо и Хименес. Его инструменты (иногда называемые "obra", medio registro и т.д.) бывают нескольких типов. В трех из них он был первым иберийским композитором, который использовал – если не сам прием – термин "фальса" для обозначения композиций в медленном темпе с почти непрерывным использованием диссонансов, неожиданных гармонических переходов, ложных соотношений, эмоциональных мелодических интервалов и тому подобного. Другую группу составляют пять монотематических пьес. Одна и та же тема может либо использоваться в каждой из нескольких частей, сопровождаясь различными контрапунктическими фигурами, как в "современной фантазии", либо сама по себе может трансформироваться в серии разделов, выделяемых изменением размера. Исторически, пожалуй, самыми значительными произведениями Агилеры для органа являются те, в которых используется распространенная в Испании техника medio registro, при которой каждая половина клавиатуры может регистрироваться независимо. Контрапунктическое развитие темы здесь вторично по отношению к выделению одной руки в качестве соло – у Агилеры всегда левой. Это означает, что фраза из двух-четырех тактов повторяется систематически с последовательными переходами к доминанте или субдоминанте. Создание фигур происходит непрерывно и часто виртуозно, но анимация никогда не вырождается в поверхностный блеск. Четыре другие композиции основаны на популярных в Испании мелодиях гимнов. Две композиции Salve regina, в которых используются только первые четыре ноты простой песни, представляют собой расширенные контрапунктические произведения, аналогичные хоралам, разработанным в фугированном стиле. Две другие композиции, в которых традиционная испанская мелодия Pange lingua трактуется как cantus firmus, по-видимому, предназначались для сопровождения пения гимна. Ритмическая живучесть и разнообразие являются характерными чертами этих произведений, особенно когда они принимают форму повторяющихся асимметричных узоров.
Агилера прославился своим широко используемым Canticum Beatissimae Virginis deiparae Mariae, сборником из 36 переложений Магнификата – исключительно большое количество для одного композитора. Она состоит в основном из четырех циклов, каждый из которых содержит восемь настроек, по одной для каждого тона; циклы рассчитаны на пять, шесть, восемь и четыре голоса соответственно. Полифонически составленные куплеты чередуются с распевом. Каждому стиху каждого пятичастного произведения соответствует канон с интервалом, соответствующим номеру тона (канон в унисон для 1-го тона, во втором для 2-го тона и так далее). Агилера трактовала простые звуки декламации как cantus firmi и иногда эффективно использовала резкие диссонансы и ложные связи. Оставшиеся четыре произведения представляют собой законченные переложения песни для двойного хора в величественной манере поздних работ Виктории. За исключением отсутствия непрерывных партий, эти декорации, в которых полифония искусно контрастирует с массивными гомофоническими фрагментами с энергичными речевыми ритмами, показывают направление, в котором развивалась испанская полихоральная музыка.
Ноты сочинений Себастьяна Агилеры де Эредиа на сайте библиотеки IMSLP