Агилера де Эредиа, Себастьян
1561 - 1627
Назад
Sebastián Aguilera de Heredia

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Себастьян Агилера де Эредиа — испанский композитор и органист. Вероятно, он учился у Мельчора Робледо и Хуана Ориса в кафедральном соборе Ла-Сео в Сарагосе. 19 января 1584 года он получил священные сана в церкви Святого Павла Апостола в Сарагосе, где уже служил.
27 сентября 1585 года был назначен органистом кафедрального собора Уэски, где наблюдал за строительством нового органа в 1588 году. После смерти Хуана Ориса 29 сентября 1603 года стал первым органистом Ла-Сео и оставался на этом посту до самой смерти. К 20 января 1604 года, благодаря своей выдающейся репутации, он был освобождён от службы в канонических часах, кроме торжественных праздников. На протяжении многих лет орган собора многократно ремонтировался в соответствии с его спецификациями.
За композицию «Песнь Пресвятой Девы Марии, Богородицы» (Canticum Beatissimae Virginis deiparae Mariae) он получил подарки от Ла-Сео (100 лир) и кафедрального собора Уэски (150 реалов). В декабре 1620 года он использовал своё влияние, чтобы обеспечить назначение своего ученика Хосе Хименеса помощником органиста. Хименес стал его преемником после смерти Агилеры.
Творчество
Агилера писал исключительно для церкви, как органные произведения, так и вокальную музыку. Его органные сочинения, с одной стороны, следуют традициям, установленным в Испании Кабесоном и Санта Марией, а с другой — включают новшества, которые повлияли на развитие музыки таких композиторов, как Кабанильес, Корреа де Арауксо, Родригес Коэльо и Хименес.
Его tientos (иногда называемые obra, medio registro и др.) бывают нескольких типов. В трёх из них Агилера стал первым иберийским композитором, кто использовал термин falsas для обозначения медленных композиций с почти непрерывными диссонансами, неожиданными гармоническими прогрессиями, ложными отношениями, эмоционально окрашенными мелодическими интервалами и другими выразительными средствами.
Пять монотематических tientos составляют другую группу. Одна тема может использоваться в нескольких разделах с разной контрапунктической фактурой, как в современной фантазии, либо трансформироваться в серии разделов с изменением метра.
Наиболее значимыми органными произведениями Агилеры исторически считаются те, что используют технику medio registro, распространённую в Испании. Каждая половина клавиатуры способна к независимой регистрации. Контрапунктическое развитие темы здесь вторично по отношению к выделению одной руки в качестве солирующей — всегда, у Агилеры, это левая рука. Фразы из двух–четырёх тактов систематически повторяются с последовательными транспозициями на доминанту или субдоминанту. Фигурация непрерывна и часто виртуозная, но динамика никогда не превращается в поверхностное блескание.
Четыре других произведения основаны на популярных в Испании мелодиях гимнов. Два варианта «Радуйся, Царица Небесная» (Salve regina) используют только первые четыре ноты песнопения и представляют собой расширенные контрапунктические произведения, аналогичные фугально переработанным хоралам. Другие два варианта, в которых традиционная испанская мелодия «Pange lingua» (Раскрой, о Язык) используется как кантус фирмус, предположительно предназначались для сопровождения пения гимна.
Ритмическая живость и разнообразие являются заметными чертами этих произведений, особенно когда они представлены в форме повторяющихся асимметричных рисунков.
Агилера был особенно известен своим «Песнь Пресвятой Девы Марии, Богородицы», содержащим 36 вариантов Magnificat — исключительное количество для одного композитора. Основная часть книги состоит из четырёх циклов, каждый из которых содержит по восемь вариантов для каждого тона; циклы рассчитаны на пять, шесть, восемь и четыре голоса соответственно. Полифонически составленные стихи чередуются с хоралом. Каждое стихотворение в пятиголосном варианте имеет канон на интервал, соответствующий номеру тона. Агилера использовал тональные песнопения как кантус фирмус и иногда прибегал к резким диссонансам и ложным отношениям. Остальные четыре работы — полные варианты песнопения для двойного хора в духе поздних произведений Виктории. За исключением отсутствия партии континуо, эти варианты, где полифония искусно сочетается с массивными гомофонными секциями с выразительными речевыми ритмами, демонстрируют направление развития испанской многоголосной хоровой музыки.
Произведения
Хоровые:
Органные:
Анонимные произведения, приписываемые Агилере:
Издания:
Ноты сочинений Себастьяна Агилеры де Эредиа на сайте библиотеки IMSLP