Агрикола, Иоганн Пауль
1638 - 1697

Назад

Johann Paul Agricola

  • Дата рождения: 1638/1639
  • Место рождения: Хильпольтштейн, около Нюрнберга, Германия
  • Дата смерти: 1697 (похоронен 3 мая)
  • Место смерти: Нойбург на Дунае, Германия

Биография

Иоганн Пауль Агрикола — немецкий композитор и органист. Получил образование в иезуитском гимназии Святого Сальватора в Аугсбурге. В 1660 году написал музыку для постановки школьной пьесы. 23 октября того же года поступил в Ингольштадтский университет, где изучал теологию.

В 1663 году стал камерным музыкантом и придворным органистом при графе-пфальцграфе Филиппе Вильгельме в Нойбурге на Дунае, известном своим покровительством искусствам. Капельмейстером двора был Г. Б. Мокки, ученик Кариссимо, который в 1675 году отказался от приданного, предоставленного ему папой Александром VII, в пользу Агриколы.

Агрикола обязан был сочинять крупные музыкальные произведения для свадеб членов семьи графа. В 1679 году, когда старший сын графа Иоганн Вильгельм женился на эрцгерцогине Марии Анне, сестре императора Леопольда I, были поставлены две оперы и пастораль Агриколы, а также другое произведение, «Freudens-Triumph des Parnassus» (Триумф радости Парнаса), вероятно написанное им с конным балетом. К сожалению, музыка этих постановок полностью утрачена.

Во время свадьбы принцессы Марии Софии Элизабет с королём Педру II Португальским в 1687 году в Гейдельберге, где была исполнена опера Себастьяно Морателли «La gemma Ceraunia» (Жемчужина Керауния), Агрикола получил два декоративных кубка и денежный подарок «за многочисленные и разнообразные труды по комедии и другим делам». Музыка, созданная им к этому событию, не идентифицирована.

Летом 1689 года Филипп Вильгельм заказал Агриколе кантаты для предстоящей свадьбы по доверенности его дочери Марии Анны с королём Карлом II Испанским. Тексты написал придворный поэт Г. М. Раппарини. В письме курфюрсту от 14 июля 1689 года граф подробно описал план и содержание этих произведений, однако музыка этих кантат также утрачена.

Согласно записям о похоронах, Агрикола скончался в возрасте 58 лет. К сожалению, вся его сценическая музыка утеряна. Сохранились только три мотета для голосов и инструментов в форме ранней духовной кантаты, демонстрирующие влияние аугсбургской школы И. М. Глетле. Другие духовные произведения Агриколы также утрачены.

Произведения

Сценические произведения (все утрачены, либретто — D-Mbs):

  • «Streit der Schönheit und der Tugend» (Спор красоты и добродетели, опера, Нойбург, 1679)
  • «Freudens-Triumph des Parnassus» (Триумф радости Парнаса, Нойбург, 13 февраля 1679, с конным балетом; вероятно автор — Агрикола)
  • «Die beneidete, jedoch nicht beleidigte Liebe, abgebildet in einem poetischen Sinngedichte von dem Schäfer Damon und der Nymphe Melisse» (Завистливая, но не оскорблённая любовь, изображённая в поэтическом аллегорическом стихотворении пастухом Дамоном и нимфой Мелиссой, пастораль, Нойбург, карнавал 1679)
  • «Die gesuchte, verlorene, und endlich wiedergefundene Freiheit in der Begebnis zweier Sicilianischer Princessinnen Salibene und Rosimene» (Искусно разысканная, утраченная и наконец обретённая свобода в истории двух сицилийских принцесс Салибене и Розимене, опера, Нойбург, 1679)
  • «Cardio-Sophia … das ist Hertzen Schuel» (Кардио-София… это школа сердца, школьная пьеса, Аугсбург, гимназия Святого Сальватора, 6 и 9 сентября 1660)

Сохранившиеся духовные произведения:

  • Мотет «Accede o anima» (Подойди, душа)
  • Мотет «Laudate pueri» (Хвалите, дети)
  • Мотет «Miserere mei, Deus, secundum magnam misericordiam» (Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей) — все в D-Bsb

Другие духовные произведения, утраченные:

  • Упомянуты в каталоге J.J. Pez Catalogus Musicalium (Фрейзинг, 1710)