Агрикола, Иоганн Пауль
1638 - 1697
Назад
Johann Paul Agricola

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Иоганн Пауль Агрикола — немецкий композитор и органист. Получил образование в иезуитском гимназии Святого Сальватора в Аугсбурге. В 1660 году написал музыку для постановки школьной пьесы. 23 октября того же года поступил в Ингольштадтский университет, где изучал теологию.
В 1663 году стал камерным музыкантом и придворным органистом при графе-пфальцграфе Филиппе Вильгельме в Нойбурге на Дунае, известном своим покровительством искусствам. Капельмейстером двора был Г. Б. Мокки, ученик Кариссимо, который в 1675 году отказался от приданного, предоставленного ему папой Александром VII, в пользу Агриколы.
Агрикола обязан был сочинять крупные музыкальные произведения для свадеб членов семьи графа. В 1679 году, когда старший сын графа Иоганн Вильгельм женился на эрцгерцогине Марии Анне, сестре императора Леопольда I, были поставлены две оперы и пастораль Агриколы, а также другое произведение, «Freudens-Triumph des Parnassus» (Триумф радости Парнаса), вероятно написанное им с конным балетом. К сожалению, музыка этих постановок полностью утрачена.
Во время свадьбы принцессы Марии Софии Элизабет с королём Педру II Португальским в 1687 году в Гейдельберге, где была исполнена опера Себастьяно Морателли «La gemma Ceraunia» (Жемчужина Керауния), Агрикола получил два декоративных кубка и денежный подарок «за многочисленные и разнообразные труды по комедии и другим делам». Музыка, созданная им к этому событию, не идентифицирована.
Летом 1689 года Филипп Вильгельм заказал Агриколе кантаты для предстоящей свадьбы по доверенности его дочери Марии Анны с королём Карлом II Испанским. Тексты написал придворный поэт Г. М. Раппарини. В письме курфюрсту от 14 июля 1689 года граф подробно описал план и содержание этих произведений, однако музыка этих кантат также утрачена.
Согласно записям о похоронах, Агрикола скончался в возрасте 58 лет. К сожалению, вся его сценическая музыка утеряна. Сохранились только три мотета для голосов и инструментов в форме ранней духовной кантаты, демонстрирующие влияние аугсбургской школы И. М. Глетле. Другие духовные произведения Агриколы также утрачены.
Произведения
Сценические произведения (все утрачены, либретто — D-Mbs):
Сохранившиеся духовные произведения:
Другие духовные произведения, утраченные: