Агрикола, Иоганн Пауль
1638 - 1697
Назад
Agricola, Johann Paul
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Пауль Агрикола был немецким композитором и органистом. Он получил образование в иезуитской гимназии Святого Спасителя в Аугсбурге. В 1660 году он написал музыку для пьесы, поставленной там. В том же году, 23 октября, он поступил в Ингольштадтский университет, где изучал теологию. В 1663 году он стал камерным музыкантом и придворным органистом в Нойбурге-на-Дунае у пфальцграфа Филиппа Вильгельма, известного своим покровительством и пониманием искусств. Придворным капельмейстером был Джованни Баттиста Мокки, бывший ученик Джакомо Кариссими, который в 1675 году уступил в пользу Агриколы бенефиций, предоставленный ему папой Александром Седьмым в 1655 году. От Агриколы требовалось сочинить ряд масштабных произведений для свадеб в семье графа. Когда старший сын графа, Иоганн Вильгельм, женился на эрцгерцогине Марии Анне, сестре императора Леопольда Первого, в 1679 году, были исполнены две оперы и пастораль Агриколы, а также другое произведение, "Триумф радости" (с конным балетом), вероятно, принадлежавшее его перу; вся эта музыка утеряна. По случаю свадьбы принцессы Марии Софии Елизаветы и короля Педру Второго Португальского, которая с размахом праздновалась в 1687 году в Гейдельберге с постановкой оперы Себастьяно Морателли "Драгоценность Керауния", Агрикола получил два декоративные кубка и денежный подарок "за свои многочисленные и разнообразные труды над комедией и другими делами" (музыка, которую он, возможно, написал по этому случаю, не идентифицирована). Летом 1689 года Филипп Вильгельм поручил ему к предстоящей заочной свадьбе своей дочери Марии Анны с королем Карлом Вторым Испанским сочинить три кантаты на тексты придворного поэта Джана Марии Раппарини. В письме к курфюрсту от 14 июля 1689 года Филипп Вильгельм подробно описал план и содержание этих произведений, которые также утеряны. Записи, относящиеся к похоронам Агриколы, свидетельствуют, что на момент смерти ему было 58 лет.
В связи с прискорбной утратой всей его сценической музыки единственными сохранившимися произведениями Агриколы являются три мотета для голосов и инструментов, выдержанные в форме ранней духовной кантаты, которые показывают влияние аугсбургской школы Иоганна Мельхиора Глетле. Из каталогов, составленных в Ансбахе и Фрайзинге, следует, что другие его духовные сочинения утеряны. Его творческая деятельность была тесно связана с потребностями двора Пфальц-Нойбурга, для которого он создавал масштабные произведения к важным династическим событиям, что было характерно для музыки барокко в придворной среде. Его сохранившиеся мотеты демонстрируют мастерское владение концертирующим стилем и понимание возможностей сочетания голосов и инструментов.
Сценические произведения (все утеряны)
Духовные произведения (сохранившиеся)
Духовные произведения (упомянуты в каталогах, утеряны)