Агрикола, Иоганн Фридрих
1720 - 1774

Назад

Johann Friedrich Agricola

  • Дата рождения: 4 января 1720
  • Место рождения: Добитшен, Саксен-Альтенбург, Германия
  • Дата смерти: 2 декабря 1774
  • Место смерти: Берлин, Германия

Биография

Иоганн Фридрих Агрикола — немецкий музыкальный писатель, композитор, органист, учитель пения и дирижёр. Его отец занимал важную должность государственного агента и юриста в Добитшене. Чарльз Бёрни, посетивший семью Агрикола в 1772 году, отмечал, что мать Иоганна Фридриха, Мария Магдалена Манке, «была близкой родственницей покойного господина Генделя и поддерживала с ним переписку до самой его смерти». Однако позднейшие исследования не подтвердили это родство.

Агрикола начал изучать музыку с раннего детства. В 1738 году он поступил в Лейпцигский университет для изучения права, одновременно занимаясь музыкой у Иоганна Себастьяна Баха. В Дрездене он слушал исполнение страстей и пасхальных сочинений И. А. Хассе. В 1741 году переехал в Берлин, где учился у Иоганна Иоахима Кванца, познакомился с К. Ф. Э. Бахом, К. Г. Грауном и другими музыкантами, и начал карьеру, охватывающую различные аспекты музыкальной жизни Берлина.

В Берлине Агрикола проявил интерес к музыкальной критике и теории, что стало его главным наследием. В 1749 и 1751 годах он публиковал под псевдонимом «Flavio Anicio Olibrio» памфлеты о французском и итальянском музыкальном вкусе, отстаивая итальянскую музыку против пропаганды французской музыки Ф. В. Марпурга. Как бывший ученик И. С. Баха, он сотрудничал с К. Ф. Э. Бахом при написании некролога И. С. Баха для «Musikalische Bibliothek» Мизлера (1754), который стал центральным источником для последующих биографий композитора.

В 1757 году Агрикола опубликовал немецкий перевод трактата Пьетро Франческо Този «Opinioni de’ cantori antichi e moderni» (Мнения древних и современных певцов), снабдив его заметками и комментариями, что сделало перевод важной вехой в обучении пению. В 1760 году он участвовал в арбитраже спора между Марпургом и Г. А. Зорге. Агрикола переписывался с падре Мартини и драматургом Г. Э. Лессингом, а также помогал готовить к публикации труд Якоба Адлунга «Musica mechanica organoedi» (1768), опираясь на знания о конструкции органов и клавишных инструментов, полученные от И. С. Баха. С 1765 по 1774 год он активно публиковал статьи о музыке в «Allgemeine deutsche Bibliothek» К. Ф. Николаи. Многие из этих текстов отражают консервативные взгляды, характерные для северогерманских музыкальных критиков. Так, статьи о Глюке (1769 и 1771) демонстрируют непонимание «реформ» композитора.

Творчество

Агрикола как композитор итальянизированной оперы пользовался покровительством Фридриха Великого, но одновременно страдал от его критики. Первое интермеццо «Il filosofo convinto in amore» (Философ, убеждённый в любви) было успешно исполнено в Потсдаме в 1750 году, после чего Агрикола получил должность придворного композитора (1751). В том же году он женился на певице Бенедетте Эмилии Мольтени, нарушив требование короля о холостом статусе певцов, что привело к сокращению их жалованья.

После смерти Грауна (1759) Агрикола был назначен музыкальным директором Берлинской оперы, но без титула капельмейстера. Фридрих II всегда критиковал композиторов, а его отношение к операм Агриколы было особенно суровым. В октябре 1767 года после репетиций «Amor e Psiche» (Амур и Психея) король писал: «Вы скажете Агриколе, что все арии Коли — никчёмные, так же как и арии Романи, а речитативы от начала до конца плачевны». Опера «Oreste e Pilade» (Орест и Пилад, 1772), заказанная Фридрихом для визита королевы Швеции и герцогини Брауншвейгской, оказалась настолько неудовлетворительной, что её пришлось полностью переработать и представить как «I greci in Tauride» (Греки в Тавриде).

В качестве исполнителя и педагога Агрикола проявил себя блестяще. Он исполнил партию тенора в премьере «Der Tod Jesu» (Смерть Иисуса) Грауна (1755), зарекомендовал себя как выдающийся учитель пения и органист, продолжатель традиции И. С. Баха. В 1772 году Бёрни писал, что он «считается лучшим органистом Берлина и лучшим учителем пения в Германии».

С 1754 года Агрикола организовывал регулярные концерты «Das Concert» у себя дома, на которых исполнялась как инструментальная, так и вокальная музыка. Он был уважаемым композитором и активным участником «первой берлинской школы» песенного искусства. Клавирные и духовные произведения Агриколы публиковались и пользовались спросом при его жизни.

Произведения

Светские драматические:

  • «Il filosofo convinto in amore» (Философ, убеждённый в любви, интермеццо, Потсдам, 1750)
  • «La ricamatrice divenuta dama» (Вышивальщица, ставшая дамой, интермеццо, Берлин, 1 ноября 1751)
  • «Cleofide» (Клеофида, опера-сериа на либретто П. Метастазио, Берлин, карнавал 1754)
  • «La nobiltà delusa» (Разочарованное благородство, драма-героическая, 1754)
  • «Il tempio d’amore» (Храм любви, театральный праздник, Г. Тальяцукки, с Фридрихом II, Шарлоттенбург, 30 сентября 1755)
  • «L’ippocondriaco» (Ипохондрик, Шарлоттенбург, 1763)
  • «Triumphlied bei der Rückkehr Friedrichs II» (Триумфальная песнь при возвращении Фридриха II, кантата, 1763, утрачена)
  • «Achille in Sciro» (Ахилл в Скире, опера-сериа, 16 сентября 1765)
  • «Amor e Psiche» (Амур и Психея, опера, октябрь 1767, отрывки сохранились)
  • «Les voeux de Berlin» (Берлинские пожелания, кантата, август 1770)
  • «Il re pastore» (Царь-пастух, ?Л. Виллати, сентябрь/октябрь 1770, утрачена)
  • «Oreste e Pilade» (Орест и Пилад, начало 1772, переработана как «I greci in Tauride», март 1772, обе утрачены)
  • «Die furchtsame Olympia» (Боязливая Олимпия, J. Эвальд)
  • Инцидентальная музыка к «Semiramis» (Семирамида, Вольтер, утрачена)

Оратории и духовные кантаты:

  • «Die Hirten bey der Krippe zu Bethlehem» (Пастухи у яслей в Вифлееме, К. В. Рамлер, 1757, утрачена)
  • Псалом XXI (рифмованный парафраз, Й. А. Крамер, 1757; Берлин, 1759)
  • Траурная кантата (Trauerkantate, 1757, утрачена)
  • «Die Auferstehung des Erlösers» (Воскресение Искупителя, К. Г. Либеркюн, 1758, утрачена)
  • «Cantata festo gratiosum Actionis» (Кантата для торжественного праздника, ?1762, DK-Ch)
  • «Die Auferstehung und Himmelfahrt Jesu» (Воскресение и Вознесение Иисуса, Рамлер)
  • «Lobet den Herrn» (Хвалите Господа, Bsb)
  • «Die mit Tränen säen» (Сеющие со слезами, Bsb)
  • «Kündlich gross ist das gottselige Geheimnis» (Велико есть благочестивое таинство, Bsb)
  • «Gelobet sei Gott» (Слава Богу, Bsb)
  • «Singet fröhlich Gotte» (Пойте радостно Богу, B-Bc, D-LEm)
  • «Ein Kind ist uns geboren» (Ребёнок рожден нам, утрачена)
  • «Ein schnelles Brausen» (Быстрый шум, утрачена)
  • «Mag» (Bsb)

Песни и оды в сборниках:

  • Oden mit Melodien, I (Оды с мелодиями, том I, Берлин, 1753, под ред. Рамлера и Краузе)
  • Historisch-kritische Beyträge, I (Историко-критические заметки, том I, Берлин, 1754, Марпург)
  • Neue Lieder zum Singen beym Clavier (Новые песни для исполнения на клавире, Берлин, 1756, Марпург)
  • Raccolta delle più nuove composizioni … per l’anno 1756 (Сборник самых новых сочинений за 1756 год, 6 канцонет)
  • Raccolta delle più nuove composizioni … per l’anno 1757 (Сборник самых новых сочинений за 1757 год, 1 канцонетта)
  • Berlinische Oden und Lieder, I–II (Берлинские оды и песни, тома I–II, Лейпциг, 1756–1759)
  • Geistliche, moralische und weltliche Oden (Духовные, моральные и светские оды, Берлин, 1758)
  • Geistliche Oden (Духовные оды, Берлин, 1758)
  • 3 verschiedene Versuche eines einfachen Gesanges für den Hexameter (3 разных попытки простой песни для гексаметра, Берлин, 1760)
  • Musikalisches Allerley (Разная музыкальная подборка, Берлин, 1761)
  • Auserlesene Oden zum singen beym Clavier, II (Избранные оды для исполнения на клавире, том II, Берлин, 1764)
  • Lieder der Deutschen mit Melodien, I–IV (Немецкие песни с мелодиями, тома I–IV, Берлин, 1767–1768)

Инструментальные произведения:

  • Соната F мажор, в сборнике Musikalisches Mancherley (Берлин, 1762–1763)
  • Прелюдии к хоралам для органа (D-Bsb)
  • Другое (Ov., B-Bc)

Теоретические и письменные труды:

  • Schreiben eines reisenden Liebhabers der Musik von der Typer, an den critischen Musikus an der Spree (Письмо странствующего любителя музыки из Тюрингии критическому музыканту на Шпрее, Берлин, 1749)
  • Schreiben an Herrn … (Письмо господину …, Берлин, 1749)
  • Gedanken über die welschen Tonkünstler (Размышления о вельских музыкальных мастерах,


Ноты сочинений Иоганна Фридриха Агриколы на сайте библиотеки IMSLP