Агрикола, Иоганн Фридрих
1720 - 1774
Назад
Johann Friedrich Agricola

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Иоганн Фридрих Агрикола — немецкий музыкальный писатель, композитор, органист, учитель пения и дирижёр. Его отец занимал важную должность государственного агента и юриста в Добитшене. Чарльз Бёрни, посетивший семью Агрикола в 1772 году, отмечал, что мать Иоганна Фридриха, Мария Магдалена Манке, «была близкой родственницей покойного господина Генделя и поддерживала с ним переписку до самой его смерти». Однако позднейшие исследования не подтвердили это родство.
Агрикола начал изучать музыку с раннего детства. В 1738 году он поступил в Лейпцигский университет для изучения права, одновременно занимаясь музыкой у Иоганна Себастьяна Баха. В Дрездене он слушал исполнение страстей и пасхальных сочинений И. А. Хассе. В 1741 году переехал в Берлин, где учился у Иоганна Иоахима Кванца, познакомился с К. Ф. Э. Бахом, К. Г. Грауном и другими музыкантами, и начал карьеру, охватывающую различные аспекты музыкальной жизни Берлина.
В Берлине Агрикола проявил интерес к музыкальной критике и теории, что стало его главным наследием. В 1749 и 1751 годах он публиковал под псевдонимом «Flavio Anicio Olibrio» памфлеты о французском и итальянском музыкальном вкусе, отстаивая итальянскую музыку против пропаганды французской музыки Ф. В. Марпурга. Как бывший ученик И. С. Баха, он сотрудничал с К. Ф. Э. Бахом при написании некролога И. С. Баха для «Musikalische Bibliothek» Мизлера (1754), который стал центральным источником для последующих биографий композитора.
В 1757 году Агрикола опубликовал немецкий перевод трактата Пьетро Франческо Този «Opinioni de’ cantori antichi e moderni» (Мнения древних и современных певцов), снабдив его заметками и комментариями, что сделало перевод важной вехой в обучении пению. В 1760 году он участвовал в арбитраже спора между Марпургом и Г. А. Зорге. Агрикола переписывался с падре Мартини и драматургом Г. Э. Лессингом, а также помогал готовить к публикации труд Якоба Адлунга «Musica mechanica organoedi» (1768), опираясь на знания о конструкции органов и клавишных инструментов, полученные от И. С. Баха. С 1765 по 1774 год он активно публиковал статьи о музыке в «Allgemeine deutsche Bibliothek» К. Ф. Николаи. Многие из этих текстов отражают консервативные взгляды, характерные для северогерманских музыкальных критиков. Так, статьи о Глюке (1769 и 1771) демонстрируют непонимание «реформ» композитора.
Творчество
Агрикола как композитор итальянизированной оперы пользовался покровительством Фридриха Великого, но одновременно страдал от его критики. Первое интермеццо «Il filosofo convinto in amore» (Философ, убеждённый в любви) было успешно исполнено в Потсдаме в 1750 году, после чего Агрикола получил должность придворного композитора (1751). В том же году он женился на певице Бенедетте Эмилии Мольтени, нарушив требование короля о холостом статусе певцов, что привело к сокращению их жалованья.
После смерти Грауна (1759) Агрикола был назначен музыкальным директором Берлинской оперы, но без титула капельмейстера. Фридрих II всегда критиковал композиторов, а его отношение к операм Агриколы было особенно суровым. В октябре 1767 года после репетиций «Amor e Psiche» (Амур и Психея) король писал: «Вы скажете Агриколе, что все арии Коли — никчёмные, так же как и арии Романи, а речитативы от начала до конца плачевны». Опера «Oreste e Pilade» (Орест и Пилад, 1772), заказанная Фридрихом для визита королевы Швеции и герцогини Брауншвейгской, оказалась настолько неудовлетворительной, что её пришлось полностью переработать и представить как «I greci in Tauride» (Греки в Тавриде).
В качестве исполнителя и педагога Агрикола проявил себя блестяще. Он исполнил партию тенора в премьере «Der Tod Jesu» (Смерть Иисуса) Грауна (1755), зарекомендовал себя как выдающийся учитель пения и органист, продолжатель традиции И. С. Баха. В 1772 году Бёрни писал, что он «считается лучшим органистом Берлина и лучшим учителем пения в Германии».
С 1754 года Агрикола организовывал регулярные концерты «Das Concert» у себя дома, на которых исполнялась как инструментальная, так и вокальная музыка. Он был уважаемым композитором и активным участником «первой берлинской школы» песенного искусства. Клавирные и духовные произведения Агриколы публиковались и пользовались спросом при его жизни.
Произведения
Светские драматические:
Оратории и духовные кантаты:
Песни и оды в сборниках:
Инструментальные произведения:
Теоретические и письменные труды:
Ноты сочинений Иоганна Фридриха Агриколы на сайте библиотеки IMSLP