Агрикола, Иоганн Фридрих
1720 - 1774

Назад

Иоганн Фридрих Агрикола (Johann Friedrich Agricola) - Немецкий музыковед, композитор, органист, мастер пения и дирижер

Родился 4 января 1720 года, Добиче, Саксен-Альтенбург - умер 2 декабря 1774 года, Берлин. 

Его отец занимал важный пост правительственного агента и юриста в Добиче. Берни, посетивший Агриколас в 1772 году, сообщил, что мать Иоганна Фридриха, урожденная Мария Магдалена Манке, "была близкой родственницей покойного мистера Генделя и состояла с ним в переписке до самой его смерти"; однако более поздние исследования Генделя не смогли подтвердить это утверждение. Агрикола начал изучать музыку еще в раннем детстве. В 1738 году он поступил в Лейпцигский университет, где изучал юриспруденцию; в это время он был учеником И.С. Баха и посетил Дрезден, где слушал исполнения Страстных ораторий и пасхальную музыку Хассе. В 1741 году он переехал в Берлин, стал учеником Кванца, познакомился с К.Ф.Э. Бахом, К.Х. Грауном и другими музыкантами и начал карьеру, которая затронула многие аспекты музыкальной жизни Берлина. В Берлине он живо заинтересовался музыкальной критикой и теоретическими размышлениями, и его работа в качестве музыковеда стала его самым продолжительным достижением. В 1749 и 1751 годах он опубликовал под псевдонимом "Флавио Аницио Олибрио" брошюры о французском и итальянском вкусе, выступая на стороне итальянской музыки против пропаганды французской музыки Ф.В. Марпургом. Как бывший ученик И.С. Баха, он сотрудничал с К.Ф.Э. Бахом в написании некролога И.С. Баху, который появился в Музыкальной библиотеке Мицлера в 1754 году и стал центральным источником для последующих биографий. В 1757 году он опубликовал "Мнение Тоси об античных и современных канторах" в немецком переводе, добавив примечания и комментарии, благодаря которым перевод стал считаться важной вехой в обучении пению. Он выступил арбитром в споре, начавшемся в 1760 году между Марпургом и Г.А. Зорге. Он также переписывался с падре Мартини и драматургом Г.Э. Лессингом и помогал в подготовке к изданию книги Якоба Адлунга "Музыкальная механика органоэди" (1768), опираясь, в частности, на то, что он узнал о конструкции органов и других клавишных инструментов от И.С. Баха. С 1765 по 1774 год он был главным автором статей о музыке в журнале К.Ф. Николаи "Allgemeine deutsche Bibliothek". Большинство из них отражают консерватизм, который можно было бы счесть типичным для северонемецких музыкальных критиков; например, статьи, написанные об операх Глюка в 1769 и 1771 годах, демонстрируют непонимание "реформ" Глюка. "Исследование мелодии" Агриколы (1771) остается одним из важных трудов на забытую тему, а его биографический очерк о К.Х. Граун (1773), как и его участие в некрологе Баху, послужили отправной точкой для более поздних авторов, писавших на эту тему. Карьере Агриколы как полностью итальянизированного оперного композитора способствовало, а затем и погубило покровительство Фридриха Великого. Его первое интермеццо "Философия любви" было с большим успехом исполнено в Потсдаме в 1750 году, а в 1751 году Фридрих назначил его придворным композитором. Однако в том же году он женился на Бенедетте Эмилии Мольтени, одной из певиц оперы, пренебрегая королевским правилом о том, что работающие у него певцы должны оставаться холостяками. Фредерик наказал эту пару, снизив их общую зарплату до 1000 талеров (у Мольтени она составляла 1500 талеров). Когда в 1759 году умер Граун, главный оперный композитор Фридриха, Агрикола был назначен музыкальным руководителем оперы без звания капельмейстера. Фредерик, который всегда критически относился к своим композиторам, включая самого Грауна, был особенно резок в своем осуждении опер Агриколы. В октябре 1767 года, прослушав репетиции "Любви к богу", он написал своему помощнику Пельницу: "Ты скажешь Агриколе, что он должен изменить все арии Коли – они никуда не годятся, – а также арии Романи вместе с речитативами, которые от начала и до конца вызывают сожаление".’. Опера "Орест и Пилад", написанная в 1772 году по заказу Фридриха в качестве развлечения во время визита королевы Швеции и герцогини Брауншвейгской, оказалась настолько далекой от того, чего хотел Фридрих, что ее пришлось переписать целиком и переименовать в "Греки в Тавриде". Как исполнитель-педагог, Агрикола преуспел в тех аспектах композиции, которые не так ревностно контролировались его королевским покровителем. В 1755 году он исполнил партию тенора в премьере оперы Грауна "Тод Иисус", на протяжении всей своей карьеры проявлял себя как учитель пения и продолжал баховскую традицию игры на органе; в 1772 году Берни писал, что он "считался лучшим игроком на органе в Берлине и лучшим мастером пения в Германии".’. Агрикола также был активным организатором музыкальных представлений и к 1754 году стал режиссером сериала "Концерт", который проходил каждую субботу у него дома. Похоже, что в этом концерте был задействован более широкий спектр музыки, чем в других сериях концертов; Марпург, который упоминает его наряду с Musikübende Gesellschaft и Die Assemblee, отмечает, что в нем звучала как вокальная, так и инструментальная музыка. Коллеги уважали Агриколу как талантливого композитора. Он был автором большинства сборников lieder, которые сформировали "Первую берлинскую школу" песни, а его клавишные произведения публиковались в антологиях 1750-х и 60-х годов. Его священные труды пользовались спросом еще при его жизни; копии многих из них сохранились в европейских библиотеках и архивах. Они показывают, что Агрикола был превосходным мастером, воспитанным в традициях Баха и знакомым с модой середины века, но прозаичным в своем обращении с мелодией.

Ноты сочинений Иоганна Фридриха Агриколы на сайте библиотеки IMSLP