Агрикола, Иоганн Фридрих
1720 - 1774
Назад
Agricola, Johann Friedrich
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Фридрих Агрикола был немецким музыковедом, композитором, органистом, учителем пения и дирижером. Его отец занимал важный пост правительственного агента и юриста в Добичене. Чарльз Бёрни, посетивший семью Агриколы в 1772 году, сообщал, что мать Иоганна Фридриха, урожденная Мария Магдалена Манке, "была близкой родственницей покойного господина Генделя и состояла с ним в переписке вплоть до его смерти"; однако последующие исследования жизни Генделя не смогли подтвердить это утверждение. Агрикола начал изучать музыку в раннем детстве. В 1738 году он поступил в Лейпцигский университет, где изучал право; в это время он был учеником Иоганна Себастьяна Баха и посещал Дрезден, где слушал исполнение пассионных ораторий и пасхальной музыки Иоганна Адольфа Хассе. В 1741 году он переехал в Берлин, стал учеником Иоганна Йоахима Кванца, познакомился с Карлом Филиппом Эмануэлем Бахом, Карлом Генрихом Грауном и другими музыкантами и начал карьеру, которая затрагивала многие аспекты музыкальной жизни Берлина. В 1751 году, после смерти Иоганна Готлиба Грауна, Агрикола был назначен придворным композитором к Фридриху Великому. С 1759 года и до своей смерти он занимал пост директора Королевской капеллы в Берлине, совмещая эту должность с обязанностями придворного органиста.
Иоганн Фридрих Агрикола живо интересовался музыкальной критикой и теоретическими изысканиями в Берлине, и его работа как музыковеда оказалась его самым долговечным достижением. В 1749 и 1751 годах он опубликовал под псевдонимом "Флавио Аничио Олибрио" памфлеты о французском и итальянском вкусе, встав на сторону итальянской музыки в противовес защитнику французской музыки Фридриху Вильгельму Марпургу. Будучи бывшим учеником Иоганна Себастьяна Баха, он сотрудничал с Карлом Филиппом Эмануэлем Бахом в написании некролога Иоганну Себастьяну Баху, который появился в "Музыкальной библиотеке" Лоренца Кристофа Мицлера в 1754 году и стал центральным источником для последующих биографий. Он опубликовал книгу Пьера Франческо Този "Мнения о певцах древних и современных" в немецком переводе в 1757 году, добавив примечания и комментарии, благодаря которым этот перевод стал считаться вехой в обучении пению. Он выступил арбитром в дебатах, начавшихся в 1760 году между Марпургом и Георгом Андреасом Зорге. Он также переписывался с отцом Джованни Баттистой Мартини и драматургом Готхольдом Эфраимом Лессингом и помогал в подготовке к публикации труда Якоба Адлунга "Музыкальная механика для органиста", опираясь, в частности, на то, что узнал о строительстве органов и других клавишных инструментов от Иоганна Себастьяна Баха. С 1765 по 1774 год он был главным автором статей о музыке в "Всеобщей немецкой библиотеке" Кристофа Фридриха Николаи. Большинство из них отражают консерватизм, характерный для северогерманских музыкальных критиков; например, статьи об операх Кристофа Виллибальда Глюка, написанные в 1769 и 1771 годах, демонстрируют непонимание реформ Глюка. Его исследование о мелодии, начатое в 1771 году, остается одним из важных трудов по этой малоизученной теме; а его биографический очерк о Карле Генрихе Грауне, как и его участие в некрологе Баху, послужил отправной точкой для последующих авторов.
Карьера Агриколы как полностью итальянизированного композитора оперы была взлелеяна, а затем испорчена покровительством Фридриха Великого. Его первое интермеццо, "Убежденный в любви философ", было исполнено с большим успехом в Потсдаме в 1750 году, и Фридрих назначил его придворным композитором в 1751 году. Однако в том же году он женился на Бенедетте Эмилии Мольтени, одной из певиц Оперы, пренебрегая королевским правилом, согласно которому певцы, находящиеся у него на службе, должны оставаться холостыми. Фридрих наказал пару, сократив их общее жалованье до 1000 талеров (единоличное жалованье Мольтени составляло 1500 талеров). Когда главный оперный композитор Фридриха, Карл Генрих Граун, умер в 1759 году, Агрикола был назначен музыкальным директором Оперы без звания капельмейстера. Фридрих, всегда критически относившийся к своим композиторам, включая самого Грауна, был особенно суров в своем осуждении опер Агриколы.
Как исполнитель-педагог и в аспектах сочинения, не столь ревностно контролируемых его королевским покровителем, Агриколе везло больше. Он пел партию тенора на премьере оратории "Смерть Иисуса" Грауна в 1755 году, прославился как учитель пения на протяжении всей своей карьеры и продолжал баховскую традицию органной игры; в 1772 году Чарльз Бёрни писал, что его "считают лучшим органистом Берлина и лучшим учителем пения в Германии". Агрикола также активно занимался организацией музыкальных исполнений и к 1754 году руководил "Концертом" — серией собраний, проходивших каждую субботу у него дома. Похоже, там исполнялся более широкий репертуар, чем в других концертных сериях; Марпург, упоминающий его наряду с "Музыкальным обществом" и "Ассамблеей", отмечает, что там звучала как вокальная, так и инструментальная музыка. Коллеги уважали Агриколу как композитора значительного дарования. Он был автором в большинстве сборников песен, сформировавших "Первую Берлинскую школу" песни, а его клавирные пьесы публиковались в антологиях 1750-х и 1760-х годов. Его духовные сочинения пользовались спросом при его жизни; копии многих из них хранятся в европейских библиотеках и архивах. Они показывают Агриколу как превосходного мастера, обученного в традициях Баха и знакомого с галантной модой середины века, но прозаичного в своем обращении с мелодией.
Светские сценические произведения
Духовные произведения
Песни и оды
Инструментальные произведения
Письменные труды
Ноты сочинений Иоганна Фридриха Агриколы на сайте библиотеки IMSLP