Агрикола, Георг Людвиг
1643 - 1676

Назад

Georg Ludwig Agricola

  • Дата рождения: 25 октября 1643
  • Место рождения: Гроссфурра, Тюрингия, Германия
  • Дата смерти: 20 февраля 1676
  • Место смерти: Гота, Германия

Биография

Георг Людвиг Агрикола — немецкий композитор и музыкальный писатель XVII века. Сначала он учился в родном городе, а в 1656 году был отправлен в Айзенах, где посещал городскую школу. Среди преподавателей был Теодор Шухардт, уважаемый учитель музыки и латинского языка.

С 1659 по 1662 год Агрикола продолжил обучение в гимназии Готы под руководством директора Андреаса Рейера, соавтора «Gothaer Schulmethodus» (Готская школьная методика), сыгравшей важную роль в развитии преподавания музыки.

В 1662–1663 годах он изучал философию в Лейпцигском университете, а с 1663 по 1668 год — философию и теологию в Виттенберге, где получил степень магистра. Его четыре научных трактата, написанные в этот период, к сожалению, утрачены.

Основы музыки Агрикола начал изучать ещё в школьные годы и, вероятно, был учеником кантора лейпцигской церкви Святого Фомы Себастьяна Кнüpфера. В Виттенберге он продолжил музыкальное образование, занимаясь композицией у итальянских музыкантов, работавших там.

Вернувшись в Тюрингию, Агрикола служил в капелле двора Шварцбург-Зондерсхаузен. В 1670 году герцог Эрнст Благочестивый Саксен-Готский назначил его придворным капельмейстером в Готе на место В. К. Бригеля. Этот пост Агрикола занимал до самой смерти, заслужив признание как талантливый и преданный музыкант.

Творчество

К сожалению, большая часть сочинений Агриколы утрачена. Его три тома «Musicalische Nebenstunden» (Музыкальные часы досуга) включали сонаты, прелюдии, аллеманды, куранты и баллетто. Эти произведения отражали традицию немецкой инструментальной музыки с элементами французского стиля.

Сохранившиеся вокальные сочинения демонстрируют влияние Генриха Шютца и школы саксонских канторов, стоявших у истоков лютеранской кантаты. Для его музыки характерно соединение духовной глубины с полифонической изысканностью, а также использование форм, распространившихся в Центральной Германии.

Произведения

  • «Musicalische Nebenstunden» (Музыкальные часы досуга, сонаты, прелюдии, аллеманды и др., Мюльхаузен, 1670).
  • «Musicalische Nebenstunden ander Theil» (Музыкальные часы досуга, часть вторая, 1671).
  • «Ander und dritter Theil Sonaten, Praeludien … auf französischer Art» (Вторая и третья части сонат, прелюдий … во французском стиле, 1675).
  • «Buss- und Communionlieder» (Песни покаяния и причастия, для 5–12 голосов, 1675).
  • «Deutsche geistliche Madrigale» (Немецкие духовные мадригалы, для 2–6 голосов, 1675).
  • «Ach siehe da, mein Zeuge ist im Himmel» (Ах, смотри, мой свидетель на небесах, для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, виолончели и бассо континуо).
  • «Der Herr erhöre dich in deiner Not» (Да услышит тебя Господь в беде твоей, для 3 голосов, 2 скрипок, фагота и бассо континуо).
  • «Gott, man lobet dich in der Stille» (Боже, Тебя прославляют в тишине, для 4 голосов, 2 скрипок, корнета, 2 труб, 3 тромбонов и бассо континуо).
  • «Ich will schweigen und meinen Mund nicht auftun» (Я буду молчать и не открою уст моих, для 4 голосов, 4 виол и бассо континуо).
  • «Was ist der Mensch, dass du sein gedenkest» (Что есть человек, что Ты помнишь о нём, для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, виолончели и бассо континуо).
  • 56 кантат (утрачены, упоминаются в источниках из Швайнфурта).
  • 3 кантаты (утрачены, упоминаются в Люнебурге).