Агреста, Агостино
1575 - 1617

Назад

Agostino Agresta

  • Дата рождения: около 1575–1585
  • Место рождения: Неаполь, Италия
  • Дата смерти: после 1617
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Агустино Агреста был итальянским композитором конца XVI – начала XVII века. Предполагается, что он обеспечивал себя так же, как и его старший брат Джованни Антонио Агреста, который в 1598 году обучал детей князя Рочеллы Фабрицио Карафы пению. Оба брата упоминаются как выдающиеся композиторы в трактате Стефано Черрето «Della prattica musica» (О музыкальной практике, 1601). Однако до наших дней сохранились только сочинения Агустино.

В 1617 году он издал в Неаполе книгу мадригалов для шести голосов. Кроме того, отдельные мадригалы для пяти голосов вошли в два сборника, а также во вторую книгу мадригалов Мачедонио ди Муцио (1606).

Творчество

В период между 1600 и 1630 годами Неаполь был одним из главных центров сочинения и издания полифонических мадригалов без генерал-баса, которые постепенно выходили из моды. В это время в городе вышли только две книги мадригалов для шести голосов: сборник Агустино Агреста (1617) и посмертная публикация мадригалов Карло Джезуальдо (1626). Сочинения Агреста дают представление о стиле частично утраченной книги Джезуальдо.

Подобно многим современникам, находившимся под влиянием виртуозных мадригалов Джезуальдо, Агреста в некоторых случаях даже превосходил его по степени контраста между медленными хроматическими «durezze e ligature» (жёсткие ходы и задержания) и диатоническими, подвижными имитационными эпизодами в восьмых и шестнадцатых долях. Если первые у Агреста менее выразительны, то вторые обычно длиннее, оживлённее и сложнее, чем у Джезуальдо.

Особенность его стиля заключается в том, что треть всех имитационных эпизодов основана на сочетании двух разных мотивов на один и тот же текст, а примерно две трети содержат парные голоса в терциях, секстах и децимах — типичный приём позднего неаполитанского мадригала.

Заключительное произведение его книги, «Io penso e nel pensiero» (Я думаю, и в этой мысли), представляет собой настоящий интеллектуальный вызов для виртуозных певцов: каждая партия строится на собственных соотношениях длительностей (2:3, 10:1, 1:10, 3:2 и др.), что делает сочинение крайне сложным в исполнении.

Произведения

  • «Il primo libro de madrigali a sei voci» (Первая книга мадригалов для шести голосов, Неаполь, 1617).
  • Отдельные мадригалы для пяти голосов, опубликованные в различных антологиях (начало XVII века).
  • Мадригалы во «Secondo libro de madrigali a cinque voci» (Вторая книга мадригалов для пяти голосов, 1606) Мачедонио ди Муцио.


Ноты сочинений Агостино Агресты на сайте библиотеки IMSLP