Агреста, Агостино
1575 - 1617
Назад
Agresta, Agostino
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Агостино Агреста был итальянским композитором. Возможно, он зарабатывал на жизнь так же, как его старший брат Джованни Антонио, который в 1598 году преподавал пение детям принца Роччеллы, Фабрицио Карафа. Теоретик музыки Сципионе Черрето упоминает обоих братьев как выдающихся композиторов в своем трактате "О практике музыки" (1601), но сохранились только произведения Агостино. Он опубликовал сборник мадригалов на шесть голосов (Неаполь, 1617). Также известны отдельные пятиголосные мадригалы Агостино в двух антологиях и во втором сборнике пятиголосных мадригалов Македонио ди Мутио (1606). Его жизнь и карьера были тесно связаны с музыкальной средой Неаполя рубежа шестнадцатого и семнадцатого веков.
Агостино Агреста писал исключительно мадригалы. Его стиль сочетает сложные контрапунктические конструкции с виртуозными вокальными пассажами. Шестиголосные мадригалы, опубликованные в 1617 году, демонстрируют мастерство контрастного использования хроматизма и диатоники, а также характерные для позднего неаполитанского мадригала парные голоса и сложные точки имитации. Между 1600 и 1630 годами Неаполь был важнейшим центром композиции и печати устаревающего полифонического мадригала без бассо континуо. В этот период единственными книгами шестиголосных мадригалов, опубликованными в Неаполе, были сборник Агостино Агреста и посмертная коллекция Карло Джезуальдо (1626). Стиль Агреста позволяет предположить, каким мог быть стиль не полностью сохранившейся книги Джезуальдо.
Как и многие его неаполитанские современники, находившиеся под влиянием виртуозных мадригалов Джезуальдо, Агреста иногда превосходил его в контрасте между медленными хроматическими "жесткостями и связями" и диатоническими, скалярными имитациями восьмыми и шестнадцатыми нотами. Если первые менее выразительны, то вторые обычно длиннее, живее и сложнее, чем у Джезуальдо. Около трети всех точек имитации в сборнике объединяют два разных мотива на один и тот же текст, а примерно две трети имеют парные голоса в терциях, секстах и десятинах, что является характерной чертой позднего неаполитанского мадригала.
Последний мадригал сборника "Я думаю и в размышлениях" представляет собой интеллектуальное испытание для виртуозных певцов: каждый голос имеет свою серию пропорций, таких как 2:3, 10:1, 1:10, 3:2 и общий такт.
Ноты сочинений Агостино Агресты на сайте библиотеки IMSLP